Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание суффиксов имён существительных(-чик- - -щик-,-ек- --ик-), О-Е после шипящих»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание суффиксов имён существительных(-чик- - -щик-,-ек- --ик-), О-Е после шипящих»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание суффиксов имён существительных(-чик- - -щик-,-ек- --ик-), О-Е после шипящих»»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме
Цели урока: отработать навыки способа действия при выборе написания в существительных суффикса
-чик- или –щик-;отработать навык способа действия при написании суффиксов –ек- или
- ик- ;отработка навыка правильного выбора О-Е в суффиксах существительных после
шипящих; развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной
формах; выступать перед аудиторией, доказывать своё мнение, выработка навыка взаимо-
действия в группе, в паре; развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и мо-
торной памяти.
Тип урока: изучение новой темы
Вид урока: ролевая игра
Технология: игровая
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие учителя.
II.Работа по теме урока.
1.Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня мы продолжим изучение раздела «Имя существительное». У нас будет урок - взаимообучение. Вы будете работать в группах, а обучать вас будут эксперты – ваши одноклассники. Мы рассмотрим сразу три темы:
- Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК-(-ЩИК-).Орфограмма №33.
- Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и –ИК-.Орфограмма №34.
- Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35.
У каждого из вас есть контрольный листок, где вы будете выполнять задания по изучаемым орфограммам. Пока эксперты(сидят за отдельным столом) готовятся к выступлению, мы выполним задание №1 в контрольных листах.
2.Лингвистическая разминка. Определить способ образования данных слов, доказать, что суффикс – значимая часть слова:
Сладковатый- Беленький-
Сероватый- Избушка-
Домик- Учитель-
Гитарист-
(Ответы детей на вопрос , почему суффикс- значимая часть слова)
- Сегодня мы узнаем, что ещё могут обозначать суффиксы существительных.
3. -Слово предоставляется первому эксперту, который познакомит вас с орфограммой №33.(Эксперт выходит к доске, объясняет орфограмму, способ действия при выборе Ч или Щ в суффиксе, указывает, где в учебнике можно найти правило, просит детей самостоятельно прочитать правило и в парах пересказать его друг другу. Специальный эксперт показывает вариант опорной схемы для лучшего запоминания орфограммы и раздаёт в группы по одному экземпляру.)
-Выполняем задание № 2 в контрольных листах. (Эксперты проходят в группы и проверяют правильность выполнения заданий, консультируют нуждающихся в помощи).
4. –Слово предоставляется второму эксперту, который познакомит вас с орфограммой № 34. (Эксперт объясняет орфограмму, способ действия при выборе гласных в суффиксах –ек- и –ик-, указывает, где в учебнике находится правило, просит детей самостоятельно прочитать правило и пересказать его в парах друг другу. Специальный эксперт предлагает свой вариант опорной схемы, раздаёт в группы по одному экземпляру).
-Выполняем задание №3 в контрольных листах. (Эксперты проходят в группы и контролируют правильность выполнения заданий, оказывают помощь).
5. –Слово предоставляется третьему эксперту, который познакомит вас с орфограммой № 35.(Эксперт объясняет орфограмму, способ действия при выборе гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных, указывает, где можно найти правило в учебнике, предлагает самостоятельно прочитать его и пересказать друг другу в парах. Специальный эксперт предлагает свою опорную схему, раздаёт в группы).
-Выполняем задание №4 в контрольных листах. (Эксперты проходят в группы и проверяют правильность выполнения заданий, консультируют нуждающихся в помощи).
6. -Ребята, вы прослушали наших экспертов, научились применять полученные знания на практике. Теперь вам предстоит поработать корректорами. Выполните задание № 5 в контрольных листах: найдите слова с ошибками, исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.
7. –Последний этап нашего урока – самооценка. Заполните таблицу в контрольных листах(задание № 6). Конечно, мы продолжим отработку полученных сегодня знаний на последующих уроках. Поблагодарим наших экспертов.
III. Д/З на выбор : на «5» -упр.247
на «4»-упр.252
на «3» -упр.244
Комментарии. Накануне урока (за два дня) выбираются 3 эксперта , ребята, хорошо занимающиеся по предмету. Они получают инструктивные карты и готовятся по ВСЕМ темам. Специальный эксперт (4-й) тоже изучает все темы и придумывает опорные схемы на каждую тему. Класс делится на три группы.
Инструктивная карта.
1.Изучи материал §44(45,46)
2.Продумай, как ты будешь излагать его на уроке.
3.Доступно расскажи изученную тобой орфограмму ребятам. Убедись, что они правильно тебя поняли.
4.Покажи, где находится правило в учебнике, предложи ребятам самостоятельно прочитать его и пересказать в парах.