Урок русского языка в 3 классе
по программе ПНШ (Перспективная начальная школа)
Тема урока: «Третье склонение имён существительных»
Цели урока:
продолжать формировать умения учащихся различать склонения существительных;
учить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание учащихся;
воспитывать чувство дружбы, прилежание, аккуратность.
воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятки, дифференцированные задания на карточках, письмо от Анишит Йокоповны.
Ход урока.
Организованное начало урока.
- Дети, что бы вы хотели пожелать друг другу в начале урока?
- Давайте теперь улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
Словарная работа.
Читаю слова с экрана (слайд № 2) Адрес, вокзал, солнце, горизонт, ранний, ученик, тонна, природа, беседа.
Спишите, вставляя пропущенную орфограмму.
ПРОВЕРКА
- Какие орфограммы встретились? (2,3,1,13)
А теперь проверьте с зелёной пастой. (слайд № 3)
Кто написал без ошибок?
Оцените свою работу на полях. (шкалы)
-Какое слово лишнее?
+Ранний
-Почему?
-Это имя прилагательное, все остальные- существительные.
-КАКОЕ СЛОВО ЗАШИФРОВАНО? (прочитать по вставленным буквам)
+склонение
ТЕМА УРОКА: 3 склонение имен существительных (слайд № 4
План работы на урок: (слайд № 5)
- Итак, как определить склонение имени существительного?
+Дети отвечают
Работа по теме урока.
–Пока мы с вами писали слова, нам пришло послание. (слайд № 6)
Кто бы мог нам его прислать?
+Анишит Йокоповна
«Дорогие ребята, нашим помощникам надо было определить склонение у существительных. И они опять поссорились. Я сказала им: «Держите себя в руках». На что Миша быстро обхватил себя руками и сказал: «Не помогает».
- Что сказала волшебница детям?
+Держите себя в руках.
-Что это за выражение?
+Устойчивое выражение.
-Что посоветуете Мише?
+ Заглянуть в словарь устойчивых выражений.
СЛОВАРЬ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ (стр.157)
- Прочитайте объяснение.
А теперь давайте рассудим детей: кто прав?
(слайд № 7) Маша: голубь- 2 склонение, мечта - 1 склонение, мысль- 3 скл.
Миша: голубь- 2 склонение, мечта - 1 склонение, мысль- 2 скл.
Объясните Мише, в чём его ошибка.
+К 3 склонению относятся существительные ж.р. с ь на конце. (слайд № 8)
-Приведите примеры сущ-х 3 склонения.
-Какой совет дадим Маше и Мише?
+Не ссориться. Друзей очень легко потерять.
- Я знаю, что у вас у всех есть друзья, как надо дружить?
+Беречь дружбу, помогать, уступать, не обижать.
Какие пословицы о дружбе знаете?
+Нет друга- ищи, нашел- береги.
+Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Я надеюсь, что вы в жизни не потеряете друзей.
ОТРАБОТКА НАВЫКОВ
ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ
-Откройте обратный словарь на –ЛЬ
-Найдите сущ-е 3 склонения. (читают)
ТЮЛЬ- ? Если возникла трудность, то мы обращаемся к …
+ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ (стр. 154)
-Значит тюль- какого склонения? 2
-Составьте предложение с этим словом.
-Давайте вспомним какие сущ-е относятся к 1, 2 и 3 склонениям.
-Дети отвечают (слайд № 9)
ЗАГАДКИ (слайд № 10,11,12,13)
Отгадайте загадки, а отгадки пишите в три столбика
1 2 3
- Дети, я очень торопилась к уроку, проверьте, правильно ли я распределила слова.
ПРОВЕРКА (слайд № 14 )
-Докажите, почему не правильно.
-Составьте и запишите предложение из данных слов. (Можете посоветоваться в парах друг с другом)
ни в печали, бросай, не друга, ни в радости. (слайд № 15 )
Не бросай друга ни в печали, ни в радости. (слайд № 16 )
-Найдите имена существительные. (Дети читают)
РАБОТА В ГРУППАХ -Определите склонение существительных.
1 гр. Друга- н.ф. – друг- м.р. без окончания,- 2 склонение
2 гр. Ни в печали- н.ф.- печаль- ж.р. с ь на конце- 3 склонение
3 гр. Ни в радости- н.ф. – радость- ж.р. с ь на конце- склонение
Проверка (слайд № 16)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (задания на выбор) (слайд № 17)
Определить склонение существительных
Болото, земляника, праздник, любовь, хоккей, обувь.
Придумать и записать по три слова на каждое склонение.
Дописать словосочетания подходящими по смыслу существительными, определить у них склонение. (на обр. стороне доски)
слетел с …
дотронулся до …
написал без
ИТОГ УРОКА. –Дети, представьте себя сейчас в роли учителя, урок заканчивается, какой вопрос вы бы задали своим одноклассникам по теме урока. (слайд № 18)
-Какие имена сущ-е относятся к 3 склонению?
-Как определить склонение у имени сущ-го?
РЕФЛЕКСИЯ.
-Продолжите фразу: (слайд № 19)
.Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
.Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Мне захотелось…
(слайд № 20)
-а сейчас с помощью смайликов дайте оценку работы всего класса на уроке.
(слайд № 21)
СПАСИБО ЗА УРОК