Цели:
-актуализировать знания учащихся о
грамматических признаках предложения;
- развить и закрепить представление о подлежащем
и способах его выражения,
-повышать активность и эмоциональное восприятие, расширить кругозор.
Тип урока: усвоение нового материала
Методы обучения: словесный, практический
Технология обучения: элементы критического мышления
Оборудование: слайды, интерактивная доска, компьютер.
Лексическая тема: Школа
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
Подготовка класса к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.
1. И г р а «Найди и докажи».
О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.
У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.
а) В нашей реке водятся щуки и окуни.
б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.
в) Завтра мы рано утром вчетвером.
г) Грачи слетелись на вспаханное поле.
– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)
– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.
На доске схема:
III. Фронтальный опрос
- Что такое словосочетание?
- Из чего состоит словосочетание?
- Как ставится вопрос ?
IV. Формирование новых знаний.
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Подлежащее — это главный член предложения, отвечающий на вопросы к т о? и ч т о ?Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы ч т о д е л а е т предмет? к а к о в предмет? ч т о т а к о е предмет?, называется сказуемым. Остальные члены предложения называются второстепенными.
Чаще всего подлежащее выражается именительным падежом имени существительного: Девочка играет на домбре.
Кроме этого, подлежащее может выражаться:
Личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево.
Числительным: Семеро одного не ждут.
Стихотворение-подсказка.
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения.
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
Дополнение — это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного):
кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Дополнение в предложении выражается именем существительным
или местоимением:
Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? какая? какое? какие? и в предложении выражается именем прилагательным , подчёркивается волнистой чертой.
Например: Он выполняет общественные поручения.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы как? где? куда? откуда? и в предложении выражается наречием, подчёркивается тире точка тире.
Например: Осенний ветер бросает листья на мокрую землю.
V. Установление связи слов в предложении.
1. И г р а «Распредели по группам».
О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки.
У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»).
Дети играют.
Веселые праздники.
Бежит река.
Бегущий мальчик.
Интересная книга.
Идет дождь.
Дождливый день.
Птицы прилетели.
Птичий домик.
VI. Самостоятельная работа.
Составьте рассказ. Пусть героем вашего рассказа будет загадочный он(она). Не говорите ,кто он, она (человек, зверь, какая-нибудь птица.) Опишите , как он(она) ведёт себя, что с ним (с ней) случается; называйте его(ее)только местоимением. Пусть ваши товарищи догадаются, о ком вы рассказываете.
Найдите в предложениях подлежащее. Определите способ его выражения.
1. Я живу здесь уже три дня. (местоимение)
2. Какая неистощимая сила творчества таится в человеке (сущ.)
3. Один в поле не воин. (числит.)
4. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
(числит. +сущ.)
5. Она изготовляет лекарства для больных.
VII. Работа с учебником.
Упр.1 на стр.110
Найдите главные и второстепенные члены предложения.
Звонок прозвенел. Кончился урок. Началась большая перемена.
Ребята выбежали на спортплощадку. Они бегали ,играли в разные игры.
Упр.2 на стр.110
Замените подлежащие-существительные местоимениями
ОН,ОНА,ОНИ.
Сестра переписывается с девочкой из Болгарии.
Мальчик научился играть в хоккей.
Ребята в прошлом году заняли первое место на республиканской олимпиаде.
Упр.3 на стр.111
Соедините грамматические основы предложений:
• 1. Кружки А. записался
2. Он Б. научилась
3. Анвар В. работают
4. Ребята Г. играют
5.Они Д. занимается
6.Валя Е. выступали
7.Володя и Эрик Ж. вырастили
Ответ: 1В 2Д 3А 4Ж 5Е 6Б 7Г
VIII. Коллективная работа.
1 Вопрос : Интересно ли вам учиться? («да» или «нет» постарайтесь доказать)
2 вопрос: Что нового и интересного вы узнаёте на уроках, какой предмет любите больше всего других и почему?
3 вопрос: Почему школьные годы навсегда остаются в памяти многих людей?
IX. Итог урока.
Чему вы научились, изучив тему «Главные и второстепенные члены предложения»
Составьте кластер на тему
У ч и т е л ь. Закончите предложение.
? Предложение выражает…
? Подлежащее и сказуемое – это…
? Грамматическая основа предложения не является…
Дом.задание.
Оценивание.