УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и другие.
Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения
Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.
№ | Этапы урока | Ход урока | УУД |
1. | Организацион-ный момент. Проверка домашнего задания Слайд 1. | Учитель. Упр.162 | Личностные: интерес к изучению русского языка. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. |
2. | Повторение Слайд 2. | Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным правилом. Подлежащее – это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа. -Что такое подлежащие? -Чем оно чаще всего может быть выражено? Проверьте себя по учебнику – стр. 76. Оцените себя. | Регулятивные: контроль знаний, самооценка. |
3. | Пробное действие Слайд 3. | Учитель: - Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом (приложение 1). - Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом? - Выделим главные члены в предложениях из сказки. Была зима. На улице холодно. -Чем необычно второе предложение? - Чем выражено сказуемое? | Познавательные: извлечение из текста необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия. |
4. | Формули-рование цели и постановка проблемного вопроса урока. | Учитель: - Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на нашем занятии. - Как нам добыть новые знания? (Мы будем исследовать языковой материал). - Какова цель нашей деятельности? (найти сказуемые, определить, чем они выражены) | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, целеполагание. Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
5. | Открытие нового знания. Слайд 4,5. | Дано (карточки): Определение сказуемого: Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой? Предложения : Гроза постепенно удалялась. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелёные. Люблю я пышное природы увяданье. Скинуло кафтан зелёный лето. Утро свежо. - Как будем находить сказуемые? – Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий. Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах). - Представьте свои алгоритмы. (приложение 2) | Регулятивные: искать пути решения проблемы. Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные: извлечение из текста необходимой информации , умение строить высказывание. |
6. | Решение учебной задачи Слайд 6. | Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает. Гроза постепенно удалялась. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелёные. Люблю я пышное природы увяданье. Скинуло кафтан зелёный лето. Утро свежо. -Представим результаты деятельности. - Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях? - Проверим себя, прочитав правило на стр.77 | Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Личностные: осознание ответственности за общее дело. |
7. | Физминутка | Потрудились – отдохнём! Станем – глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | |
8. | Первичное закрепление знания Слайд 7-8 | Предлагаю выполнить упр. 167 (по заданию, самостоятельно, с последующей самопроверкой) | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка |
9. | Контроль усвоения материала Слайд 9. | Проведём тестирование "Верно - неверно": 1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении. 2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое? 3.Краткое прилагательное всегда сказуемое. 4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете. 5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым. Ключ: -++-+ | Проводят самоанализ и взаимопроверку |
10. | Итог урока | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности. Личностные: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание. |
11. | Рефлексия Слайд 10. | Ребята продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
8. | Домашнее задание. Слайд 11. | Выучить правило на стр.77 1.Упр.166 (базовый уровень) 2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень). | Личностные: самоопределение |