Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку "Главные члены предложения. Подлежащее"»
Урок русского языка 5 класс
Тема урока: Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Предметные:
-развивать умение находить грамматическую основу;
-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографические умения.
Метапредметные:
-овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
-развивать умения вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
-развивать умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
-развивать способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Личностные:
- формирование навыков организации и анализа своей деятельности на уроке;
-осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности.
Использование современных технологий:
-здоровьесберегающая технология;
-дифференцированное обучение ( на этапе закрепления );
-ИКТ.
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
-воспитание интереса и уважения к родному языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. В тетради делают запись числа и классной работы.
Личностные, коммуникативные
(формирование эмоционального настроя на урок; взаимодействие с учителем;
предвосхищение результата и уровня усвоения материала)
2
Мотивация учебной деятель-ности
В качестве напутствия послушайте притчу.
Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:
-Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
-Назови, что ты выбираешь из них.
-Ложку ,-ответил юноша.
-Произнеси это пять раз.
-Я выбираю ложку,-послушно повторил юноша пять раз.
-Вот видишь,-сказал мудрец,-повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…
-Что же надо, по-вашему?
-Надо протянуть руку и взять ложку.
-Вот и вам сегодня надо «взять» свои знания и применить их на практике.
-Напомните, ребята, над чем мы работали на прошлом уроке русского языка?
Учащиеся делают вывод, чтобы чего-то добиться нужно приложить усилия.
Работали с синтаксическими понятиями: словосочетание, предложение
Личностные, коммуникативные,
регулятивные(выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений;
фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляци в ситуации затруднения)
3
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
-Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, антонимы, орфограмма, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор, предложение.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
- Давайте вместе попытаемся определить цель урока.
Запись учащимися темы урока.
Формулируют цель урока (будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего)
1.Семья проводила выходной день на пляже. 2.Дети купались в море и строили замки на песке. 3.Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. 4.Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной.5.Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. 6.Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки. 7.Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. 8. Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
-Почему автор так назвал свой рассказ?
-Правы ли были родители?
-Какая основная мысль рассказа?
-Придумайте свой вариант конца рассказа.
Известно, что в тексе всегда есть основная мысль ; у слов-основа слова, значит, у предложения тоже есть основа.
Составьте из слов предложения: (слайд)
1. горы, легко, съехала, с, лыжах, на.
2. в, мальчики , снежки.
-Не получается? Почему без вставленных слов не получилось предложение?
Учащиеся читают текст.
Учащиеся сообщают свои варианты конца рассказа.
Учащиеся составляют и записывают предложения в тетради: Девочка легко съехала с горы на лыжах.
2.Мальчики играли в снежки.
Делают вывод самостоятельно: среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построит предложение. Их называют главными членами.
Коммуникативные, познавательные, регулятивные
(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
5
Первичное закрепление знаний.(работа по группам)
Возвращаемся к тексту (слайд) «Осколки доброты», выпишите грамматическую основу
Регулятивные (понимать и принимать учебную цель и задачу)
9
Рефлексия
Подведение итогов работы.
- Что вы знали о грамматической основе, а что новое узнали?
Продолжите фразу:
- На уроке мне было легко….
- На уроке мне было трудно…
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок.
И хочется завершить урок стихотворением Вадима Шефнера «Устная речь»
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность, Разговорная краса.
Отступают в неизвестность речи Русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях,
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь-людское чудо
Не скудела в наши дни.
Отвечают на вопросы,
продолжают фразу.
Личностные (самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям)
Отзыв
на урок русского языка для учащихся 5 класса,
разработанный учителем русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 26 хут. Новокрасного
Гебгардт Натальей Михайловной
Дата: 17.10.2016 г.
Школа: МБОУ ООШ № 26
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учитель: Гебгардт Наталья Михайловна
Цель посещения: обмен опытом
Тема урока: Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Урок русского языка по теме «Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее» проводился в 5 классе.Цели урока определили логику содержания урока.Учителю удалось создать спокойную, деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена через проблемно – поисковый диалог, в который были вовлечены практически все учащиеся класса. На уроке учащиеся открывали для себя новые знания о грамматической основе предложения, накапливали опыт знаний о структуре простого предложения, повторяли знания о ранее изученных орфограммах.
Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах-взаимоконтроль, фронтальная работа. В ходе обобщения полученных знаний, повторения пройденного материала применялись словесно-наглядные и частично - поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были хорошо продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что ученики хорошо владеют правилами, умеют давать доказательные ответы. При открытии новых знаний учителем широко применим метод наблюдения с последующим обобщением выводов при обращении к правилам учебника. Практические задания, выполняемые детьми на уроке, соответствовали степени трудности на протяжении этапов урока. Выполненные упражнения позволили учащимся обобщить и систематизировать полученные знания. Следует отметить использование игрового метода на этапе закрепления нового материала. Это позволило не ослабить активность детей к концу урока, вызвать у ребят положительные эмоции от полученных знаний. Домашние задания не вызвали затруднений среди учащихся, идентичны упражнениям урока, подобраны с учётом закрепления нового материала, посильны для каждого ученика.
Учитель русского языка и литературы
первой категории МОУ СОШ №
Отзыв
на урок русского языка для учащихся 5 класса,
разработанный учителем русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 26 хут. Новокрасного
Гебгардт Натальей Михайловной
Дата: 17.10.2016 г.
Школа: МБОУ ООШ № 26
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учитель: Гебгардт Наталья Михайловна
Цель посещения: обмен опытом
Тема урока: Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Начало урока учитель построил в виде свободной беседы с учениками: вопрос-ответ. Дети активно работали и показали хорошие знания по разделу «Синтаксис». Учитель грамотно перешёл к теоретической части своего урока, объясняя новую тему, построив на доске схемы предложений, чётко и ясно рассказал о способах выражения главных членов предложения, показал выполнение алгоритмов, указав на их достоинства и ошибки.
Затем, обозначив время, отпущенное на работу, учитель перешёл к закреплению изученного материала, к самостоятельной работе. Дети начали активно работать, а учитель продолжил объяснение нюансов выполнения задания. В течении задания умело сочеталась групповая и индивидуальная формы работы. Учитель умело использовал ИКТ в виде презентации, которая отражала основные этапы урока. Использование ИКТ и интерактивных заданий усилило положительный эффект всего урока.
Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
Эмоциональный, методически правильно выстроенный урок. Материал излагался доходчиво, образно, доступно, ориентируясь на возрастные особенности учащихся. Поставленные цели и задачи достигнуты. Запланированный объём работы выполнен полностью, согласно плану-конспекту урока.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(218) "Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_po_teme_podlezhashch"
["file_id"] => string(6) "587524"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1632663606"
}
}