На доске таблица слов, где пропущены первые буквы. Ребята по одному подходят к доске и вставляют буквы, чтобы получились слова.) - Какое это слово? Как вы его нашли? - Мы вспомним слово - малина. Для того чтобы его прочитать, мы подставили первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем соединили и прочитали эти буквы по вертикали. - Что такое малина? (Малина – это сладкие красные ягоды.) - Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут? (Малина - это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды.) - Скажите полностью, что такое малина? (Малина – это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.) - По поводу происхождения названия этой ягоды существует две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды. - Запишите это слово, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании? (В слове малина непроверяемая безударная гласная а) - Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить? - Прочитайте фразы, написанные на доске. Не жизнь, а малина; малиновый звон. - Что обозначает первая фраза? (Фраза «не жизнь, а малина» обозначает очень хорошую жизнь) - Что обозначает фраза «малиновый звон»? (Красивый нежный звук) -Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка) один ученик записывает на доске ответы, остальные в тетради Как называется участок земли, где растут кусты малины? (Малинник) - Как можно назвать записанные слова? (Малинка, малинник. Однокоренные слова.) - Выделите в каждом написанном слове корень. - Что такое корень? - Какую часть в этих словах мы можем выделить еще? (Суффикс) - Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы? - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Учиться … (определять части слова) Учиться…(помогать друг другу) (Сегодня на уроке мы будем учиться определять корень и суффикс в словах.) |