Ребята, сегодня у нас 15 февраля, эта дата в календаре отмечена особо? Вы знаете почему?
15 февраля отмечается день вывода советских войск из Афганистана. В далёком 1979 году в Афганистане одержала победу апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чём в течение всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы. И всё – таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято.
Почему?
Потому что Афганистан соседствовал с Советским союзом, а на территории Афганистана Соединённые Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую и серьёзную угрозу.
Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять интернациональный долг.
Вы, наверное, уже слышали выражение воин – интернационалист.
Словарная работа.
Во́ины-интернационали́сты — военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности социалистических государств, принимавшие участие добровольно или по долгу службы в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств.
Стих.
Чужая боль отозвалась в сердцах
Простых парней заснеженной России…
Чужой народ и бог чужой, Аллах.
И стоило ль идти, рискуя жизнью?
Двое из таких парней, которые исполняли свой интернациональный долг в Афганистане, сейчас проживают в нашей деревне, один работает ТОО «Новокиенка» Дехтярук Михаил Николаевич, а ещё один работает педагогом в нашей школе. Посмотрите на фотографию, кто – нибудь вам знаком?
С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане побывало 620 тысяч советских солдат, офицеров, генералов, которые исполняли интернациональный долг, - оказывали помощь братскому народу.
В это время погибли, умерли от ран, несчастных случаев, исчезли из плена 14 453 человека, 35 тысяч раненых.
И вот 15 февраля 1989 года последний солдат покинул землю Афганистана. И с этого дня ежегодно отмечается эта дата вот уже …. 24года.
И хотя сейчас идёт война (Чечня ….) мы с вами живём в мире. Этот мир очень хрупок. Как не допустить войны? Как сохранить мир в мирное время?
Работа с текстом.
Послушайте внимательно текст.
- что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок?
- это очень, очень много воды, - ответила рыба - мать.
Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, - сказала медведица.
- это очень много песку, немного глины, немного травы, - пояснила верблюдица.
Мальчик прочитал это и сказал:
- смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя мало ещё, где побывал. Мальчик подошёл к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. В голубом небе оставил след реактивный самолёт.
- о чём этот текст?
(разнообразие окружающего мира.)
- к какому стилю относится текст?
(к художественному)
Что оказалось важным в мире для маленькой рыбки?
- вода.
- Без чего не представляет себе мир белый медвежонок?
- лёд, вода.
А что необходимо для жизни рыжему верблюжонку?
- песок, глина, трава.
А для мальчика?
- дом, кран, самолёт.
- почему все герои этого рассказа назвали разные слова?
(каждому дорого что – то своё)
Действительно, мир наш огромен и разнообразен. И чтобы все жили в нём долго и счастливо, нам необходимо сохранить воду, растения, животных и самого человека. На какие вопросы отвечают все выделенные вами слова?
(что?)
- что они обозначают?
(предмет)
- герои рассказа?
(кто?)
-к какой части речи они относятся?
(к имени существительному)
Итак, тема нашего урока «Имя существительное – как часть речи».
Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем знания об имени существительном.
Сколько частей речи в русском языке?
На какие группы они делятся?
Назвать самостоятельные части речи?
Служебные?
- а сейчас прослушайте стихотворение А. Фета «шёпот, робкое дыханье…»
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени, тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
- теперь посмотрите на доску, вот текст только что прослушанного вами стихотворения:
Обратите внимание и ответьте на вопрос: « Слов какой части речи больше присутствует в стихотворении»?
- правильно. Это стихотворение почти полностью состоит из существительных, а нам всё понятно.
- задание такое – выписать в тетрадь все существительные, которые встречаются в этом стихотворении в столбик.
- охарактеризовать существительные.
- по каким признакам можно охарактеризовать существительные? (род, число, склонение, падеж)
Работа в группах.
Составить из данных слов предложение.
Мир, нам, огромный, планета, счастье, дом, семья, врываются, со, страниц, книг, любимых.
Прочитайте полученное предложение. В чём его основной смысл.
Найдите его основу. Что можно сказать об этом предложении?
Охарактеризуйте второстепенные члены. Чем в предложении являются имена существительные.
Дать определение им. Существительному.
Работа в группах.
Из предложенных слов выписать в тетради синонимы- существительные к слову смелость.