1) сформировать умение строить правила на примере правила разноспрягаемые глаголы..
2) сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;
6) шаги плана действий; 7) эталон.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разноспрягаемые глаголы »
Русский язык 6 класс
Тема: « Разноспрягаемые глаголы»
Тип урока: Открытие нового знания
Основные цели:
1) сформировать умение строить правила на примере правила разноспрягаемые глаголы..
2) сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;
6) шаги плана действий; 7) эталон.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем.
− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
− Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
- Приведите примеры глаголов 1 спряжения, 2 спряжения (2-3 примера записываются на доске) по 3 примера.
- имеют окончание в 3л. мн.ч. –ут.-ют, то какое спряжение? -ат, -ят?
− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы определили спряжение глаголов.)
− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили тему спряжение глаголов.)
− Следующее задание на внимательность ( проекцируется на экран):
− Найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:
− Итак, (Все слова одной строки 1 или 2 спряжения, но одно из них к ним не относится.)
Проверим. ( жить, выписывать, пожалеть 1 спр.. лишнее слово «бежать»;
смотреть, видеть, зависеть -2 спр, лишнее слово «хотеть», Читать, писать, умолять 1 спр., лишнее слово «дать», Спать, стоять, серебрить – 2 спр. Лишнее слово «есть».)
Далее лишние слова записываются
Бежать, хотеть, дать, есть.
-Почему появилось лишнее слово?
− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие – проспрягать эти глаголы.)
- Что мы не знаем?
− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)
− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
− Что особенного вы можете отметить в спряжениях этих глаголов? ( Слова бежать,хотеть,дать, есть имеют при спряжении окончания 1 и 2 спряжений)
− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих окончаниях пишутся разные буквы.)
− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Списать и определить спряжение глаголов.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных окончаниях.)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в окончаниях
глаголов 1 и 2 спряжения.)
− Итак, какое же понятие вы будете использовать (окончание в глаголе «БЕЖАТЬ»)
− Уточните тему урока. ( Разноспрягаемые глаголы.)
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)
− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных окончаниях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных окончаниях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
Глагол бежать разноспрягаемый
В 1-м,2-м,3-м лице ед.ч.имеет окончания 2 спр.;
а 1-м,2-м.3-м лице мн.ч. имеет окончание 1 спр.
Создать эталон остальных глаголов
5. Реализация построенного проекта.
− Итак, давайте установим закономерность. ( Глаголы бежать, хотеть, есть, дать – разносклоняемые глаголы.).
− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради
Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:
Разноспрягаемые глаголы
1-е л. ед.ч..
бегу
хочу
2-е л. ед.ч..
Бежишь (II спряжение)
хочешь (I спряжение)
3-е л. ед.ч..
Бежит (II спряжение)
хочет (I спряжение)
1-е л. мн.ч..
Бежим (II спряжение)
хотим (II спряжение)
2-е л. мн.ч..
Бежите (II спряжение)
хотите (II спряжение)
3-е л. мн.ч..
бегут (I спряжение)
хотят (II спряжение)
1-е л. ед.ч..
ем
дам
2-е л. ед.ч..
ешь
дашь
3-е л. ед.ч..
ест
даст
1-е л. мн.ч..
едим (II спряжение)
дадим (II спряжение)
2-е л. мн.ч..
едите (II спряжение)
дадите (II спряжение)
3-е л. мн.ч..
едят ( II спряжение)
дадут (I спряжение)
− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: « Глаголы бежать…)
Ответы учащихся:
- Глаголы бежать, хотеть, дать, есть – разноспрягаемые глаголы, так как эти глаголы имеют окончания 1 и 2 спряжения.)
− Вы абсолютно правильно сформулировали правило.
6. Первичное закрепление во внешней речи. (слайд)
− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о спряжении глаголов и разноспрягаемых глаголах
А)-Вставьте пропущенные буквы и отметь тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е».
а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;
б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;
в) дыш_м, ед_м, выбел_т, беж_шь.
-Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании
Б) Найти разноспрягаемые глаголы в тексте
Облака бегут быстрей, небо стало выше. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Мы не хотим войны. Люди планеты хотят жить в мире со всеми. Он хочет научиться всему хорошему.
В) Употребление разноспрягаемых глаголов.
Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы:
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
7. Наблюдения на с.170
-В каких лицах глагол бежать имеет окончание 2 спряжения?
- В каком числе глагол хотеть изменяется по 1 спряжению?
8. Предупредительный диктант.
Все небо заволокло темными тучами. Покажется солнце, обдаст блеском седой океан и вновь скроется за тучами. Ветер воет, свистит в ушах, сотрясает снасти, гнёт их. Матросы держатся за них. Когда волна обдает их брызгами., они отряхиваются от воды и смотрят на мостик. Там стоит капитан. Он не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде отдает распоряжения. «Убрать паруса!» - приказывает он . Матросы бросаются выполнять приказ.( По К. Станиковичу) ( Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. Просвещение.2000)
Найти разноспрягаемые глаголы и подчеркнуть; указать спряжения остальных глаголов.
9. Задание на дом п. 80 прочитать, выучить разноспрягаемые глаголы, упр 449(п)
10. Рефлексия.
-Исследование какой темы вели на уроке.
-- Почему глаголы бежать, хотеть, дать, есть называются разноспрягаемыми?