1. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
2. Языковая разминка.
1.Распределительный диктант: 1й столбик – I спр., 2й столбик – II спр. Выделите окончания глаголов, поставьте ударение в словах.
Летим, сидишь, сотрёшь, определим, увезут, злишься, решите, затрещит, согнутся, пойдём, споёте, запищат, говорят, поглядим, устаёт, уточним.
Вывод: как определили спряжение глаголов? Какие окончания у глаголов 1 спр. и 2 спр.?
- Если личное окончание глагола безударное, то как определить спряжение глагола?
- Какие глаголы в НФ относятся ко 2 спр.? К 1 спр.?
2. Комментированное письмо
На слайде записаны глаголы с пропущенной буквой в окончании. Вс тавьте пропущенную букву, определите спряжение глагола.
зева_м молв_шь слыш_те
Самооценка. Ребята, подпишите Лист самооценки, поставьте себе оценку за языковую разминку, объективно оценивайте свою работу .
3. Введение в тему урока.
Учитель может воспользоваться презентацией или опираться на предложенный далее материал. Работа в теоретической тетради.
- Ребята, откройте тетради теории: в них мы продолжим работу. Оставьте 1 строку для темы урока и запишите глагол бежать. Проспрягайте этот глагол.
- Что значит проспрягать глагол? Выделите личные окончания глагола.
4. Постановка проблемного вопроса урока.
5. Открытие новых знаний.
- Что необычного заметили в окончаниях глагола?
- Как можно назвать глаг. бежать, если он совмещает окончания глаголов 1 и 2 спр.?
Какова тема сегодняшнего урока? Запишите её.
- Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны достигнуть на уроке? (узнать, какие глаголы относятся к разноспрягаемым, как они спрягаются, правильно их писать и произносить…)
Самооценка. Ребята, объективно оцените свою работу на данном этапе урока.
2. Выделение корней в слове разноспрягаемые.
– О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.
1. Сравнение предположений с данным в таблице материалом после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания».
– Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.
– Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).
– В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)
2. Ответ на вопрос после таблицы.
3. Чтение определения разноспрягаемых глаголов в рамке.
– Как вы поняли, что такое производные глаголы?
– Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4 или больше? А сколько надо запоминать?
Самооценка. Ребята, объективно оцените свою работу на данном этапе урока.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Развитие учебноязыковых и речевых умений.
1.Задание на слайде: запиши в тетрадь данные ниже глаголы в 3 столбика: глаголы I спр.; 2. глаголы II спр.; 3. разноспряг. глаголы.
Иметь, прибыть, прибывать, пить, держать, задержаться, радовать, ценить, радоваться, дать, баловать, есть, желать, жалить, прибежать, хотеть, создавать, создать, нестись, наесться, бегать, бежать, брать, отдать, отдавать, притерпеться.
Самопроверка по слайду.
Нельзя коекак, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки.
Каждое дело «просит» проверки.
Самооценка. Ребята, объективно оцените свою работу , поставьте себе оценку за выполнение этого задания.
2.Задание по карточке (работа в парах): определите спряжение глаголов.
Бегут, бегут ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест жадно, будто хочет управиться поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст дорогу весне.
Самооценка. Ребята, объективно оцените свою работу , поставьте себе оценку за выполнение этого задания.
3. Упр. 586
– Как лучше сказать: кушать или есть? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»?
Корней Иванович Чуковский в книге «Живой, как жизнь» вот что написал по этому поводу: «Сказать о себе: ”Я кушаю (покушал)“ – это всё равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».
Чем же нехорош глагол кушаю? Глагол как глагол. Надо только знать, когда его нужно употреблять. При подлежащем, выраженном местоимением я, этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. Лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, буду есть.
А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они глагол кушать и покушать употреблять принято. (В. Волина)
Можно оформить эту беседу в виде записей:
есть кушать
7. Итог урока.
Ответьте на 3 вопроса:
- Что узнали на уроке?
- Что запомнили?
- Что научились делать?
8. Домашнее задание.
1. Выучить разноспрягаемые глаголы и их спряжение.
(П. Придумать рифмовку для запоминания – по желанию).
2. Упр. 589, использовать басню И. Крылова «Демьянова уха».
9. Оценивание.
Самооценка. Ребята, объективно оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку за урок. Сдайте лист самооценки.
Спасибо за урок.