kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разноспрягаемые глаголы. Глаголы особого спряжения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • усвоить понятие разноспрягаемые глаголы; ознакомить с особенностями их спряжения;
  • совершенствовать учебно-языковые умения.

 

Задачи:

 

Образовательные:

  • повторить морфологические признаки глагола;
  • развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
  • познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
  • сформировать умение правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов;
  • правильно употреблять в речи  разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения.

 

Развивающие:

  • рассмотреть лексическое значение   разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас;
  • развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

 

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала;  
  • поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разноспрягаемые глаголы. Глаголы особого спряжения.»






Разработка

открытого урока

по русскому языку

в 6 классе на тему:

«Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы особого спряжения»





Разработала: Зеленкова Светлана Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

школы-лицея №5 им. И. В. Панфилова





Тема: «Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы особого спряжения»


Цель:

  • усвоить понятие разноспрягаемые глаголы; ознакомить с особенностями их спряжения;

  • совершенствовать учебно-языковые умения.


Задачи:


Образовательные:

  • повторить морфологические признаки глагола;

  • развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;

  • познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;

  • сформировать умение правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов;

  • правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения.


Развивающие:

  • рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас;

  • развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы;


Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала;

  • поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.


Тип урока: урок - объяснение нового материала .


Оборудование: записи на доске, компьютер, карточки с заданиями, постеры, маркеры.


Ход урока


      1. Организационный момент.


      1. Класс разделен на 3 группы (сложить картинку)


– Ребята, несколько уроков мы говорили с вами о глаголе, повторяли то, что было изучено об этой части речи в 5 классе. Мы с вами убедились, что глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.)


2. Актуализация знаний.


1) Грамматическая разминка.

Учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме «Глагол», отвечая на вопросы учителя.


- Что такое глагол?
- Какого вида бывают глаголы?
- Как пишется не с глаголами?
- На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола и как она по-другому еще называется?

- Сколько категорий времени имеет глагол?
- Вспомните о правописании Ь в глаголах на –тся, ться.
- Какова синтаксическая роль глаголов в предложении?

- Какое место по частоте употребления занимает глагол? (2 место)


2) Презентация лингвистических сказок о глаголе.


Учащиеся рассказывают лингвистические сказки на тему «Глагол». 


1 группа


Давным- давно в царстве Морфология жили – были сестрица ЧАСТИЦА НЕ и братец ГЛАГОЛ. Жили они дружно, никогда не расставались, потому что жить не могли друг без друга. И писались НЕ с ГЛАГОЛОМ, конечно, слитно.

Однажды они поссорились из – за пустяка. ЧАСТИЦУ НЕ позвала погулять её подруга ЧАСТИЦА НИ. Братец ГЛАГОЛ очень обиделся на сестру за то, что она пошла без него. Они поссорились так сильно, что даже не разговаривали друг с другом. Отец Король покупал им игрушки, хотел развеселить и примирить их. Но ЧАСТИЦА НЕ кричала: «Не хочу! Не буду!». ГЛАГОЛ не мог больше этого терпеть, пошёл к Королеве МОРФОЛОГИИ и всё рассказал ей.
Королева приказала: «С сегодняшнего дня и вовеки веков ЧАСТИЦА НЕ с ГЛАГОЛОМ будет писаться раздельно!»

 С тех пор ГЛАГОЛ с ЧАСТИЦЕЙ НЕ всегда пишутся раздельно, кроме некоторых глаголов. ЧАСТИЦА НЕ всё ещё ходит по царству МОРФОЛОГИЯ и недовольно кричит, вспоминая эти глаголы: «Мне нездоровится, ненавижу, негодую!!!». 


- Вывод?


2 группа


В некотором царстве, в некотором государстве ГЛАГОЛИЯ жил- был ПРИНЦ ГЛАГОЛ. Он никогда не верил в чудо и всегда говорил: «Чудо! Чудо! Не бывает чудес!» А его тётя, ГОСПОЖА ГРАММАТИКА, верила в чудеса, потому что сама была волшебницей. У неё была волшебная перчатка. Если наденешь её, то желание обязательно исполнится.
Принц ГЛАГОЛ очень хотел, чтобы у него было ещё больше морфологических признаков. Он сообщил об этом своей тётушке ГРАММАТИКЕ. А она дала ему волшебную перчатку и сказала: «Давай дадим глаголам испытание! Пусть глаголы пройдут через речку по мосту, который охраняет ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Так и решили. 

Все глаголы отправились на речку. Некоторые из них смогли, а многие не сумели перейти через мост. И вдруг принц заметил, что все глаголы, которые сочетаются с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ВИНИТЕЛЬНОГО падежа без предлога переходили речку, а остальные и ВОЗВРАТНЫЕ глаголы возвращались назад. 

Тех, которые переправились через речку, тётушка Грамматика назвала ПЕРЕХОДНЫМИ, а остальных – НЕПЕРЕХОДНЫМИ глаголами. ПРИНЦ ГЛАГОЛ стал верить в чудеса, и у него появился ещё один морфологический признак – переходность. А волшебная перчатка так и осталась в подарок принцу.


- Вывод?


3 группа


Жили - были два глагольных окончания –Ешь и –Ишь. И вот они почему-то поссорились между собой. Ходили сердитые и недовольные. Про эту ссору услышала Королева Грамматика. Она решила помирить – Ешь и – Ишь. Королева было строгая, поэтому они её испугались и спрятались. Королева послала за ними.

Принцесса Грамматика дотронулась до них мягким шарфом из шёлка, который превратился в огромный мягкий знак. –Ешь, -Ишь посмотрели друг на друга так ласково, так мягко! А Грамматика на прощание напомнила: «Но вы будете писаться с мягким знаком только в глаголах 2 лица, единственного числа и только с местоимениями Ты. 
Теперь окончания –Ешь, -Ишь всегда пишутся с мягким знаком. И хорошие ученики никогда не забывают об этом. А вы, ребята, знаете это правило?


- Вывод?


3. Переход к новой теме.


– И вот пришло время продолжить путешествие по стране «Глаголия» и вспомнить и о других грамматических категориях.


– Я хочу прочитать стихотворение. Внимательно послушайте его и скажите, о каком грамматическом признаке глагола говорится в нём?


Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть. (о спряжении).


-А что такое спряжение? (Спряжение это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени)


- Как определить его? Какие гласные пишутся в безударных личных окончаниях глаголов?


Задание группам: вставить пропущенные буквы в личные окончания глаголов, определить спряжение.


3 лицо ед.ч. 3 лицо мн.ч. 2 лицо ед.ч.

Стон..т Та..т Стел..шь

Завис..т Гон..т Стро..шь

Крош..т Пил..т Кол..шь

Пен..тся Жал..т Бор..шься

Смотр..т Кле..т Дыш..шь


Взаимооценивание сигнальными карточками.


Учитель: Послушайте еще одну сказку.


В некотором царстве, в некотором государстве жили-были глаголы. Они жили в одном домике на Морфологической улице.

Однажды жители этого дома поссорились, потому что не знали, в каких глаголах писать безударную гласную –Е, а в каких - -И. На шум пришла госпожа Орфограмма и сказала: «Не ссорьтесь! Успокойтесь! Я расположу вас в самой простой неопределённой форме. Все глаголы, которые оканчиваются на – Ать, - Еть, будут 1 спряжения, а те, которые оканчиваются на – Ить, будут 2 спряжения! 1спряжение станет любить безударную гласную – Е, 2 спряжение – И!» 


А в это время два глагола Брить и Стелить спрятались от госпожи Орфографии.

Она нашла их за углом дома и сказала, что позволит им жить во 2 спряжении как самых непослушных и хулиганистых среди Исключений. Вскоре глаголы Гнать, Держать, Терпеть, Обидеть, Слышать, Видеть, Ненавидеть и Зависеть, и Вертеть, а ещё Дышать, Смотреть убежали во 2 спряжение. Этим 11 глаголам госпожа Орфография тоже как самым непослушным разрешила жить во 2 спряжении в качестве Исключения.
И в самый последний момент, когда госпожа Орфография уже уходила в учебник, увидела 4 глагола, каждый из которых кричал: «Не хочу! Не буду жить ни в 1, ни во 2 спряжении!» Это были самые капризные и непослушные глаголы во всём царстве: Дать, Бежать, Есть, Хотеть. Орфография окончательно рассердилась на них, дотронулась до них своей волшебной палочкой и строго сказала: «Ну, что ж, с сегодняшнего дня вы не будете жить во дворце. Вас будут называть Разноспрягаемыми глаголами». 


С тех пор все глаголы делятся на 1, 2 спряжение и живут в двух прекрасных дворцах, а 4 разноспрягаемых глагола Дать, Бежать, Есть, Хотеть не имеют отдельного дворца. Они ходят в гости то к 1, то ко 2 спряжению, и в них пишутся безударные гласные то – Е, то – И.


4. Сообщение темы и целей урока.


1. Тема сегодняшнего урока «Разноспрягаемые глаголы».


- Наша цель: усвоить понятие разноспрягаемые глаголы; познакомиться с особенностями их спряжения; правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения.


- Обращаем внимание учащихся на то, что к разноспрягаемым относятся следующие глаголы: хотеть, бежать, есть(кушать), дать.


- Особенности спряжения глаголов хотеть и бежать. На доске таблица. (Или слайды)



я бегу

мы бежим

ты бежишь 2 спр.

вы бежите

он бежит

они бегут 1 спр.


я хочу

ты хочешь 1 спр.

он хочет


мы хотим

вы хотите 2 спр.

они хотят



- Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе.


я ем дам

ты ешь дашь

он ест даст

мы едим дадим

вы едите дадите

они едят дадут

- Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.


- Об употреблении глаголов есть и кушать. Это надо знать.


Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?). В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?»


2. А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать».


Английский крольчонок


В деревню Петушково-Гребешково в гости к бабушке Федосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок старушке они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же было так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, по-русски он совсем не понимал. Приютила его добросердечная зайчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: хотеть, есть, дать. Вот проснётся утром малыш и сразу — к морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!» Потом — на капусту. И снова: «Хотеть! Есть! Дать». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!» Как откажешь малышу? Сидит прожорливый английский крольчонок и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит у него, — удивляются другие зайцы. — Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!» А зайчиха отмахивается: «Не обижайте зря. Растёт он». Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник. «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из этого леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, жёлтые глаза горят да зубы страшные щёлкают. Заголосил кролик да как припустит! Мчится и думает: «Как это по-русски сказать, чтобы всех в лесу об опасности предупредить?» А волк позади зубами

щёлкает! Тут крольчонок и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!» Все звери переполошились. «Бежать!»— кричит кролик оленятам. «Бежать!»— лосятам кричит. А сам — в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой у серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.


3.Чтение материала учебника.


Проведение физкультминутки. Как мы здороваемся.


Вы, европейцы, здороваетесь за руку.

Вы, индийцы, здороваетесь, сложив ладони у лица.

Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном.

Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами.

Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая.


5. Закрепление.


1. Задание: цифровой диктант (контроль)


- Я буду называть глаголы, нужно успеть записать, к какому спряжению они относятся. 1 – 1 спряжение, 2 – 2 спряжение, Р – разноспрягаемые глаголы. ( 3 учащихся пишут ответы на доске в столбик. Затем остальные проверяют их, оценивают).


1. Плавать 9. Ходить

2. Примолкать 10. Дышать

3. Купить 11. Повторить

4. Смотреть 12. Спрашивать

5. Работать 13. Хотеть

6. Просить

7. Бежать

8. Думать

Ответы: 1 – 1; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 2; 7 – Р; 8 – 1; 9 – 2; 10 – 2; 11 – 2; 12 – 1; 13 – Р.


2.Задание: подобрать к разноспрягаемому глаголу синоним, выделить у него окончание.


(Раздается учащимся листок с заданием)


Облака бегут – быстро перемещаются

Вода бежит – течет, льется.

Кровь бежит – течет

Тропинка бежит – простирается, тянется


- Какой прием использован в этих примерах? Ответ учащихся: олицетворение.


3. Вернисаж «Я рисую Глагол» (Работа с постерами)


6. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.


7. Рефлексия.


- Что нового узнали на уроке?


- Оцени себя, выбрав соответствующий знак.


  1. ! – мне всё понятно, я всё усвоил,

  2. ? – у меня есть вопросы,

  3. - - мне надо еще раз все повторить, нужна помощь учителя.


- Составление синквейна по теме глагол.


Пример синквейна:


Глагол


Разный, важный

Действует, обозначает, спрягается.

Устами младенца глаголет истина.

Грамотность.


Глагол

Необходимый, подвижный

Действует, обозначает, спрягается.

Назначения глагола - выражать само действие!

Учение.


7. Домашнее задание


Выучить разноспрягаемые глаголы (Придумать рифмовку для запоминания – по желанию).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разноспрягаемые глаголы. Глаголы особого спряжения.

Автор: Зеленкова Светлана Валерьевна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Материалы для проведения зачётных работ по русскому языку в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(78) "matierialy-dlia-proviedieniia-zachiotnykh-rabot-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "166262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422942474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства