Просмотр содержимого документа
«Разноспрягаемые глаголы. Глаголы особого спряжения.»
Разработка
открытого урока
по русскому языку
в 6 классе на тему:
«Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы особого спряжения»
Разработала: Зеленкова Светлана Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
школы-лицея №5 им. И. В. Панфилова
Тема: «Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы особого спряжения»
Цель:
усвоить понятие разноспрягаемые глаголы; ознакомить с особенностями их спряжения;
совершенствовать учебно-языковые умения.
Задачи:
Образовательные:
повторить морфологические признаки глагола;
развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
сформировать умение правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов;
правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения.
Развивающие:
рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас;
развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала;
поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
Тип урока: урок - объяснение нового материала .
Оборудование: записи на доске, компьютер, карточки с заданиями, постеры, маркеры.
Ход урока
Организационный момент.
Класс разделен на 3 группы (сложить картинку)
– Ребята, несколько уроков мы говорили с вами о глаголе, повторяли то, что было изучено об этой части речи в 5 классе. Мы с вами убедились, что глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.)
2. Актуализация знаний.
1) Грамматическая разминка.
Учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме «Глагол», отвечая на вопросы учителя.
- Что такое глагол? - Какого вида бывают глаголы? - Как пишется не с глаголами? - На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола и как она по-другому еще называется?
- Сколько категорий времени имеет глагол? - Вспомните о правописании Ь в глаголах на –тся, ться. - Какова синтаксическая роль глаголов в предложении?
- Какое место по частоте употребления занимает глагол? (2 место)
2) Презентация лингвистических сказок о глаголе.
Учащиеся рассказывают лингвистические сказки на тему «Глагол».
1 группа
Давным- давно в царстве Морфология жили – были сестрица ЧАСТИЦА НЕ и братец ГЛАГОЛ. Жили они дружно, никогда не расставались, потому что жить не могли друг без друга. И писались НЕ с ГЛАГОЛОМ, конечно, слитно.
Однажды они поссорились из – за пустяка. ЧАСТИЦУ НЕ позвала погулять её подруга ЧАСТИЦА НИ. Братец ГЛАГОЛ очень обиделся на сестру за то, что она пошла без него. Они поссорились так сильно, что даже не разговаривали друг с другом. Отец Король покупал им игрушки, хотел развеселить и примирить их. Но ЧАСТИЦА НЕ кричала: «Не хочу! Не буду!». ГЛАГОЛ не мог больше этого терпеть, пошёл к Королеве МОРФОЛОГИИ и всё рассказал ей. Королева приказала: «С сегодняшнего дня и вовеки веков ЧАСТИЦА НЕ с ГЛАГОЛОМ будет писаться раздельно!»
С тех пор ГЛАГОЛ с ЧАСТИЦЕЙ НЕ всегда пишутся раздельно, кроме некоторых глаголов. ЧАСТИЦА НЕ всё ещё ходит по царству МОРФОЛОГИЯ и недовольно кричит, вспоминая эти глаголы: «Мне нездоровится, ненавижу, негодую!!!».
- Вывод?
2 группа
В некотором царстве, в некотором государстве ГЛАГОЛИЯ жил- был ПРИНЦ ГЛАГОЛ. Он никогда не верил в чудо и всегда говорил: «Чудо! Чудо! Не бывает чудес!» А его тётя, ГОСПОЖА ГРАММАТИКА, верила в чудеса, потому что сама была волшебницей. У неё была волшебная перчатка. Если наденешь её, то желание обязательно исполнится. Принц ГЛАГОЛ очень хотел, чтобы у него было ещё больше морфологических признаков. Он сообщил об этом своей тётушке ГРАММАТИКЕ. А она дала ему волшебную перчатку и сказала: «Давай дадим глаголам испытание! Пусть глаголы пройдут через речку по мосту, который охраняет ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Так и решили.
Все глаголы отправились на речку. Некоторые из них смогли, а многие не сумели перейти через мост. И вдруг принц заметил, что все глаголы, которые сочетаются с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ВИНИТЕЛЬНОГО падежа без предлога переходили речку, а остальные и ВОЗВРАТНЫЕ глаголы возвращались назад.
Тех, которые переправились через речку, тётушка Грамматика назвала ПЕРЕХОДНЫМИ, а остальных – НЕПЕРЕХОДНЫМИ глаголами. ПРИНЦ ГЛАГОЛ стал верить в чудеса, и у него появился ещё один морфологический признак – переходность. А волшебная перчатка так и осталась в подарок принцу.
- Вывод?
3 группа
Жили - были два глагольных окончания –Ешь и –Ишь. И вот они почему-то поссорились между собой. Ходили сердитые и недовольные. Про эту ссору услышала Королева Грамматика. Она решила помирить – Ешь и – Ишь. Королева было строгая, поэтому они её испугались и спрятались. Королева послала за ними.
Принцесса Грамматика дотронулась до них мягким шарфом из шёлка, который превратился в огромный мягкий знак. –Ешь, -Ишь посмотрели друг на друга так ласково, так мягко! А Грамматика на прощание напомнила: «Но вы будете писаться с мягким знаком только в глаголах 2 лица, единственного числа и только с местоимениями Ты. Теперь окончания –Ешь, -Ишь всегда пишутся с мягким знаком. И хорошие ученики никогда не забывают об этом. А вы, ребята, знаете это правило?
- Вывод?
3. Переход к новой теме.
– И вот пришло время продолжить путешествие по стране «Глаголия» и вспомнить и о других грамматических категориях.
– Я хочу прочитать стихотворение. Внимательно послушайте его и скажите, о каком грамматическом признаке глагола говорится в нём?
Как начнёшь ты меня гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки всё держать, На меня начнёшь смотреть, Будешь мною ты вертеть, Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть, И тебя не буду видеть, Лишь открыто ненавидеть. (о спряжении).
-А что такое спряжение? (Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени)
- Как определить его? Какие гласные пишутся в безударных личных окончаниях глаголов?
– Задание группам: вставить пропущенные буквы в личные окончания глаголов, определить спряжение.
3 лицо ед.ч. 3 лицо мн.ч. 2 лицо ед.ч.
Стон..т Та..т Стел..шь
Завис..т Гон..т Стро..шь
Крош..т Пил..т Кол..шь
Пен..тся Жал..т Бор..шься
Смотр..т Кле..т Дыш..шь
Взаимооценивание сигнальными карточками.
Учитель: Послушайте еще одну сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были глаголы. Они жили в одном домике на Морфологической улице.
Однажды жители этого дома поссорились, потому что не знали, в каких глаголах писать безударную гласную –Е, а в каких - -И. На шум пришла госпожа Орфограмма и сказала: «Не ссорьтесь! Успокойтесь! Я расположу вас в самой простой неопределённой форме. Все глаголы, которые оканчиваются на – Ать, - Еть, будут 1 спряжения, а те, которые оканчиваются на – Ить, будут 2 спряжения! 1спряжение станет любить безударную гласную – Е, 2 спряжение – И!»
А в это время два глагола Брить и Стелить спрятались от госпожи Орфографии.
Она нашла их за углом дома и сказала, что позволит им жить во 2 спряжении как самых непослушных и хулиганистых среди Исключений. Вскоре глаголы Гнать, Держать, Терпеть, Обидеть, Слышать, Видеть, Ненавидеть и Зависеть, и Вертеть, а ещё Дышать, Смотреть убежали во 2 спряжение. Этим 11 глаголам госпожа Орфография тоже как самым непослушным разрешила жить во 2 спряжении в качестве Исключения. И в самый последний момент, когда госпожа Орфография уже уходила в учебник, увидела 4 глагола, каждый из которых кричал: «Не хочу! Не буду жить ни в 1, ни во 2 спряжении!» Это были самые капризные и непослушные глаголы во всём царстве: Дать, Бежать, Есть, Хотеть. Орфография окончательно рассердилась на них, дотронулась до них своей волшебной палочкой и строго сказала: «Ну, что ж, с сегодняшнего дня вы не будете жить во дворце. Вас будут называть Разноспрягаемыми глаголами».
С тех пор все глаголы делятся на 1, 2 спряжение и живут в двух прекрасных дворцах, а 4 разноспрягаемых глагола Дать, Бежать, Есть, Хотеть не имеют отдельного дворца. Они ходят в гости то к 1, то ко 2 спряжению, и в них пишутся безударные гласные то – Е, то – И.
- Наша цель: усвоить понятие разноспрягаемые глаголы; познакомиться с особенностями их спряжения; правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения.
- Обращаем внимание учащихся на то, что к разноспрягаемым относятся следующие глаголы: хотеть, бежать, есть(кушать), дать.
- Особенности спряжения глаголов хотеть и бежать. На доске таблица. (Или слайды)
я бегу
мы бежим
ты бежишь 2 спр.
вы бежите
он бежит
они бегут 1 спр.
я хочу
ты хочешь 1 спр.
он хочет
мы хотим
вы хотите 2 спр.
они хотят
- Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе.
я ем дам
ты ешь дашь
он ест даст
мы едим дадим
вы едите дадите
они едят дадут
- Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.
- Об употреблении глаголов есть и кушать. Это надо знать.
Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:
Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?). В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?»
2. А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать».
Английский крольчонок
В деревню Петушково-Гребешково в гости к бабушке Федосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок старушке они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же было так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, по-русски он совсем не понимал. Приютила его добросердечная зайчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: хотеть, есть, дать. Вот проснётся утром малыш и сразу — к морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!» Потом — на капусту. И снова: «Хотеть! Есть! Дать». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!» Как откажешь малышу? Сидит прожорливый английский крольчонок и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит у него, — удивляются другие зайцы. — Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!» А зайчиха отмахивается: «Не обижайте зря. Растёт он». Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник. «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из этого леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, жёлтые глаза горят да зубы страшные щёлкают. Заголосил кролик да как припустит! Мчится и думает: «Как это по-русски сказать, чтобы всех в лесу об опасности предупредить?» А волк позади зубами
щёлкает! Тут крольчонок и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!» Все звери переполошились. «Бежать!»— кричит кролик оленятам. «Бежать!»— лосятам кричит. А сам — в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой у серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.
3.Чтение материала учебника.
Проведение физкультминутки. Как мы здороваемся.
Вы, европейцы, здороваетесь за руку.
Вы, индийцы, здороваетесь, сложив ладони у лица.
Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном.
Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами.
Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая.
5. Закрепление.
1. Задание: цифровой диктант (контроль)
- Я буду называть глаголы, нужно успеть записать, к какому спряжению они относятся. 1 – 1 спряжение, 2 – 2 спряжение, Р – разноспрягаемые глаголы. ( 3 учащихся пишут ответы на доске в столбик. Затем остальные проверяют их, оценивают).