Урок русского языка
в 6 классе по теме:
«Разноспрягаемые глаголы»
Тип урока: комбинированный
МОАУ «СОШ №56» имени Хана В.Д.
Учитель Жальмугамбетова Халима Жанахметовна
Стаж работы 38 лет
Категория высшая
Открытый урок русского языка в 6 «Б» классе по теме:
«Разноспрягаемые глаголы »
Учитель: Жальмугамбетова Е.Е
Тема: Разноспрягаемые глаголы (слайд № 1)
Цели:
1) познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами; вырабатывать навыки правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов; повторить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора; правописание безударных личных окончаний, умение определять спряжение глагола.
2) поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи, желание изучать русский язык.
3)воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам.
План урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы по теме «Глагол»,ИКТ, презентации, тестовые задания.
Ход урока.
1.Мобилизующее начало урока.
Просмотр содержимого документа
«Разноспрягаемые глаголы, урок с презентацией»
Что мы знаем о глаголе?
приехал
еду
ехал
Обратите внимание на спряжение глаголов
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Выделяют два типа спряжения. Глаголы первого и
второго спряжения различаются личными окончаниями.
Число
Лицо
Единст-венное число
1 ( я )
Глаголы I спряжения
2 ( ты )
думаю
Глаголы II спряжения
люблю
3 ( он, она, оно )
дума е шь
Множест-венное число
люб и шь
дума е т
1 ( мы )
люб и т
2 ( вы )
дума е м
3 ( они )
люб и м
дума е те
люб и те
дума ю т
люб я т
Алгоритм определения спряжения глаголов
Личное окончание глагола ударное?
ДА
НЕТ
Определяем по гласной в окончании
Ставим глагол в неопределённую форму,
определяем по гласной в суффиксе
- е м
I спр.
- е шь
на – и ть
(кроме брить и стелить) +
гнать, держать, дышать, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
зависеть, терпеть, вертеть, смотреть
- е те
- е т
- у т/- ю т
- и м
- и шь
НЕТ
- и те
II спр.
ДА
- и т
- а т/- я т
II спр.
I спр.
«Четвёртый лишний»
Рисовать
Отдавать
Молчать
Накрывать
Молчать – 2 спряжение, определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением.
Молч и м, молч и шь, молч и те, молч а т.
Рисовать, отдавать, накрывать – 1 спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глагола.
«Четвёртый лишний»
Молчать
Кричать
Бежать
Ворчать
Бежать
он беж и т
но
они бег у т
окончание 2 спряжения
окончание 1 спряжения
С каким подобным лингвистическим явлением мы уже встречались при изучении имени существительного?
Разносклоняемые существительные: десять существительных на -мя и существительные путь и дитя .
Спряжение глагола бежать
я бегу
ты беж и шь
он беж и т
мы беж и м
вы беж и те
они бег у т
II спр.
I спр.
Спряжение глагола хотеть
я хочу
ты хоч е шь
он хоч е т
мы хот и м
вы хот и те
они хот я т
I спр.
II спр.
Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе
Спряжение глаголов есть и дать
я е м да м
ты е шь да шь
он е ст да ст
мы ед и м дад и м
вы ед и те дад и те
они ед я т дад у т
Являются ли такие окончания типичными для глаголов?
Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми .
Ох! Устал я. Хочу отдохнуть!
Физминутка!
ЕГЭ А 15, 16 №1
ЕГЭ А 15, 16 №2
ЕГЭ А 15, 16 №3
ЕГЭ А 15, 16 №4
ЕГЭ А 15, 16 №5
ЕГЭ А 15, 16 №6
Проверь себя!
Закончите фразы
- Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
- Нужно выучить…
Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, много умеет.