Слово учителя: ребята, сегодня на уроке вам потребуется внимание, поэтому чтобы собраться, настроиться на работу, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд
По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)
4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).
5. Обозначает признак действия или другого признака (наречие).
6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета (прилагательное).
7. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение).
По вертикали:
1. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
2. Изменение именных частей речи по числам и падежам (склонение).
3. Часть речи, которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете (числительное)
(обвести маркером на доске часть речи, с которой будем работать – ГЛАГОЛ, обратить на нее внимание учащихся).
Блиц-опрос: повторение изученного материала (работает весь класс): устная работа.
Давайте вместе повторим, что же мы знаем о глаголе, и составим логическую цепочку, которую впоследствии вы должны будете прочитать.
Вызывается ученик к доске, комментирует схему.
Итак, сделаем вывод: глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делать? и обозначает действие предмета. Главная особенность глагола как части речи – это его спряжение. Глаголы могут быть двух спряжений: первого и второго. (повторяем таблицу спряжений и личных окончаний глагола)
I спр.
II спр.
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ
-ИТЬ + 11 глаголов-исключений
Личные окончания
-ЕТ,
-УТ,
-ЮТ
-ИТ,
-АТ,
-ЯТ
И вот мы с вами переходим к цели нашего урока. Оказывается, есть такие глаголы, которые сочетают в себе признаки и первого, и второго спряжения. Тему урока запишите в тетради: РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ.
Мы сегодня поставим перед собой две главные цели: во-первых, повторить особенности первого и второго спряжения; еще раз посмотрим, зачем нам надо знать спряжение глагола;
И, во-вторых, познакомимся с разноспрягаемыми глаголами и посмотрим, почему они так называются.
3. Грамматическая задача №1(мотивировка учащихся на знание правила).
Итак, сейчас мы с вами посмотрим, зачем нам необходимо изучать спряжение глагола. Предлагаю вам решить грамматическую задачу.
Задание: правильно написать окончания глаголов
боре_и тся
строи_е т
виде_ит
Алгоритм решения задачи:
Ставим глагол в инфинитив
Бороться
Строить
Видеть
Смотрим на суффиксы перед -ТЬ
-оть
-ить
-еть
Определяем спряжение глагола по таблице:
I спр.
II спр.
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ
-ИТЬ + 11 глаголов-исключений
Личные окончания
-ЕТ,
-УТ,
-ЮТ
-ИТ,
-АТ,
-ЯТ
и выбираем нужное окончание
борЕтся
строИт
видИт
Закрепление материала
(2 человека у доски, остальные индивидуально в тетради)
Задание: решить грамматические задачи по алгоритму:
Рису…т
Крас…т
Смотр…т
Украша…т
Примечание: у доски ученики работают на оценку: после выполнения задания учитель показывает каждому по 2 карточки с глаголами. Задача ребят - определить спряжение глаголов. Оценка ставится сразу.
Карточка 1.Карточка 2.
любить рубить
доверять покупать
уважать варить
Вывод: почему важно знать спряжение глаголов? (чтобы правильно писать их окончания!)
4.Переход к новой теме
Грамматическая задача №2 (практическая работа)
Задание: проспрягать глагол, определив его спряжение, и выделить окончания
ЧИТАТЬ ВАРИТЬ
Ед. ч. Ед. ч.
1.читаю 1.варю
2.читаешь 2.варишь
3.читает 3.варит
Мн.ч. Мн. ч.
1.читаем 1.варим
2.читаете 2.варите
3.читают 3.варят
Глагол I спр. Глагол II спр.
(2 ученика у доски работают, остальные в тетради)
Обращаем внимание на окончания глаголов 1 и 2 спряжения, делаем вывод:
Обратите внимание на окончания глаголови сделайте вывод: глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ спрягаются особым способом. Поэтому они называются особо спрягаемыми.
Задание на закрепление материала:
Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.
(не хотим: 1 лицо, ед. ч., наст. время)
7. Домашнее задание:
Упр. 473 А, 474.
8. Стадия рефлексии
Что нового мы узнали на уроке?
2 глагола разноспрягаемых: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ.
2 глагола особо спрягаемых: ДАТЬ, ЕСТЬ
Русский язык 6 класс
Тема: « Разноспрягаемые глаголы»
Тип урока: Открытие нового знания
Основные цели:
1) сформировать умение строить правила на примере правила разноспрягаемые глаголы..
2) сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;
6) шаги плана действий; 7) эталон.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем.
− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
− Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
- Приведите примеры глаголов 1 спряжения, 2 спряжения (2-3 примера записываются на доске) по 3 примера.
- имеют окончание в 3л. мн.ч. –ут.-ют, то какое спряжение? -ат, -ят?
− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы определили спряжение глаголов.)
− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили тему спряжение глаголов.)
− Следующее задание на внимательность ( проекцируется на экран):
− Найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:
− Итак, (Все слова одной строки 1 или 2 спряжения, но одно из них к ним не относится.)
Проверим. ( жить, выписывать, пожалеть 1 спр.. лишнее слово «бежать»;
смотреть, видеть, зависеть -2 спр, лишнее слово «хотеть», Читать, писать, умолять 1 спр., лишнее слово «дать», Спать, стоять, серебрить – 2 спр. Лишнее слово «есть».)
Далее лишние слова записываются
Бежать, хотеть, дать, есть.
-Почему появилось лишнее слово?
− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие – проспрягать эти глаголы.)
- Что мы не знаем?
− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)
− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
− Что особенного вы можете отметить в спряжениях этих глаголов? ( Слова бежать,хотеть,дать, есть имеют при спряжении окончания 1 и 2 спряжений)
− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих окончаниях пишутся разные буквы.)
− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Списать и определить спряжение глаголов.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных окончаниях.)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в окончаниях
глаголов 1 и 2 спряжения.)
− Итак, какое же понятие вы будете использовать (окончание в глаголе «БЕЖАТЬ»)
− Уточните тему урока. ( Разноспрягаемые глаголы.)
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)
− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных окончаниях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных окончаниях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
Глагол бежать разноспрягаемый
В 1-м,2-м,3-м лице ед.ч.имеет окончания 2 спр.;
а 1-м,2-м.3-м лице мн.ч. имеет окончание 1 спр.
Создать эталон остальных глаголов
5. Реализация построенного проекта.
− Итак, давайте установим закономерность. ( Глаголы бежать, хотеть, есть, дать – разносклоняемые глаголы.).
− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради
Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:
Разноспрягаемые глаголы
1-е л. ед.ч..
бегу
хочу
2-е л. ед.ч..
Бежишь (II спряжение)
хочешь (I спряжение)
3-е л. ед.ч..
Бежит (II спряжение)
хочет (I спряжение)
1-е л. мн.ч..
Бежим (II спряжение)
хотим (II спряжение)
2-е л. мн.ч..
Бежите (II спряжение)
хотите (II спряжение)
3-е л. мн.ч..
бегут (I спряжение)
хотят (II спряжение)
1-е л. ед.ч..
ем
дам
2-е л. ед.ч..
ешь
дашь
3-е л. ед.ч..
ест
даст
1-е л. мн.ч..
едим (II спряжение)
дадим (II спряжение)
2-е л. мн.ч..
едите (II спряжение)
дадите (II спряжение)
3-е л. мн.ч..
едят ( II спряжение)
дадут (I спряжение)
− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: « Глаголы бежать…)
Ответы учащихся:
- Глаголы бежать, хотеть, дать, есть – разноспрягаемые глаголы, так как эти глаголы имеют окончания 1 и 2 спряжения.)
− Вы абсолютно правильно сформулировали правило.
6. Первичное закрепление во внешней речи. (слайд)
− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о спряжении глаголов и разноспрягаемых глаголах
А)-Вставьте пропущенные буквы и отметь тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е».
а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;
б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;
в) дыш_м, ед_м, выбел_т, беж_шь.
-Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании
Б) Найти разноспрягаемые глаголы в тексте
Облака бегут быстрей, небо стало выше. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Мы не хотим войны. Люди планеты хотят жить в мире со всеми. Он хочет научиться всему хорошему.
В) Употребление разноспрягаемых глаголов.
Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы:
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
7. Наблюдения на с.170
-В каких лицах глагол бежать имеет окончание 2 спряжения?
- В каком числе глагол хотеть изменяется по 1 спряжению?
8. Предупредительный диктант.
Все небо заволокло темными тучами. Покажется солнце, обдаст блеском седой океан и вновь скроется за тучами. Ветер воет, свистит в ушах, сотрясает снасти, гнёт их. Матросы держатся за них. Когда волна обдает их брызгами., они отряхиваются от воды и смотрят на мостик. Там стоит капитан. Он не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде отдает распоряжения. «Убрать паруса!» - приказывает он . Матросы бросаются выполнять приказ.( По К. Станиковичу) ( Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва. Просвещение.2000)
Найти разноспрягаемые глаголы и подчеркнуть; указать спряжения остальных глаголов.
9. Задание на дом п. 80 прочитать, выучить разноспрягаемые глаголы, упр 449(п)
10. Рефлексия.
-Исследование какой темы вели на уроке.
-- Почему глаголы бежать, хотеть, дать, есть называются разноспрягаемыми?
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе.
Учитель русского языка и литературы
Тема. Разноспрягаемые глаголы.
Цели:1.Повторить теорию о спряжении глагольных форм;
2. Развивать умения грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи; быстро и верно определять спряжение глагола, верно изменять глагол по лицам и числам.
ІІ. Проверка домашнего задания. Прочитать, отгадать загадки. Определить спряжение глаголов.
1. Воет,свистит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
С ног всех сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
2. У нашей Анютки
Зверь в атласной шкурке,
Возле печки греется,
Без водички моется.
3. Меня режут-трут,
Колотят-бьют,
А я все терплю-
Людям добром плачу.
Фронтальный опрос.
-Что такое спряжение?
-Как может изменяться глагол?
-Какие типы спряжения вы знаете?
-В чем заключается различие между спряжениями?
ІІІ. Изучение новой темы.
Слово учителя. В старославянском языке, который оказал большое влияние на современный русский язык, понятия «спряжение» не было. Да и сами глаголы имели несколько иную форму и изменялись другими способами. Так, глаголы в неопределенной форме имели окончание –ти: быти, ясти, възяти, положити.
На определение типа спряжения оказывал влияние на суффикс глагола, а последний звук основы. По этим звукам выделялись семь глагольных классов: ео, не/но, йе/йо,и.
-Подумайте, какие глагольные классы стали основой современного І спряжения, какие-ІІ. ( ІІ спр.—и, І спр.- все остальные.)
Однако вскоре система стала меняться, пока не пришла к современному виду с двумя типами спряжения. Три глагола так и не нашли свое место в новой системе и стали спрягаться как по первому, так и по второму типу. Эти слова: бежать, хотеть, чтить, а также образованные от них формы. Для того, чтобы убедиться в том, что данные глаголы «ведут» себя нестандартным образом, проспрягаем их и сравним личные окончания этих глаголов с окончаниями, приведенными в таблице.
Флипчарт Личные окончания глаголов
Число Лицо І спр. ІІ спр.
Единственное 1 -у (-ю) -у (-ю)
2 -ешь -ишь
3 -ет -ит
Множественное 1 -ем -им
2 -ете -ите
3 -ут (-ют) -ат (-ят)
Число Лицо Бежать Хотеть Чтить
Единственное 1
2
3 бегу
бежишь
бежит хочу
хочешь
хочет чту
чтишь
чтит
Множественное 1
2
3 бежим
бежите
бегут хотим
хотите
хотят чтим
чтите
чтят
Таким образом, становится ярко заметна разница в спряжении глаголов. Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по принципу І спр., а во мн. ч.- по принципу ІІ спр. Глагол бежать спрягается по принципу ІІ спр., но в форме мн.ч. 3-го лица имеет окончание глагола І спр., также как и глагол чтить.
Задание. Попробуйте сначала письменно, а затем устно сформулировать определение термина «разноспрягаемые глаголы». (Разноспрягаемые глаголы- три глагола русского языка, а также образованные от них с помощью приставок формы, которые при спряжении имеют личные окончания как І, так и ІІ спряжения). Объяснить значение 5-го предложения.
ІҮ. Закрепление.
Задание №1. Списать, подчеркнуть разноспрягаемые глаголы. Надписать сверху, в каком лице и числе они находятся.
Чт(я)т ветераны этот грустный праздник. Коль хоч(е)шь радости Отчизне, трудись не покладая рук. Облака пробега(ю)т над морем. Вода беж(и)т из крана тонкой струйкой. Почита(е)шь ли ты заветы стариков? Я бег(у) по лугу. Кто хоч(е)т, тот добьется. Тропинка беж(и)т в гору.
Задание №2. Поставить глаголы в нужную форму, чтобы получились русские народные пословицы и поговорки.
1.(Быть), (стараться)- все (мочь) ( удастся).2. Язык мягок, что ( хотеть), то и ( лопотать).3. Что себе не ( хотеть), то и другому не (делать).4. Добрая слава ( лежать), а худая (бежать).5. (Пахать) не лениво, если ( хотеть) (жить) счастливо.
Задание №2. Составить словосочетания «глагол+ существительное», где глагол был бы главным членом, используя пиведенные ниже глаголы в форме 3-го лица ед.ч. настоящего времени.
Сообщать (что?)..., уведомить ( о чем?)... .
Хвалить (кого?)..., осуждать (за что?)... .
Обвинять (в чем?)..., восхищаться (кем?)... .
Понять (что?)..., вникнуть (во что?)...., додуматься ( до чего?).... .
Ү. Подведение итогов урока.
--Что такое спряжение глагола?
-Что такое разноспрягаемые глаголы?
-В чем заключается разница в спряжении разноспрягаемых глаголов по сравнению с глаголами І и ІІ спряжения?
ҮІ. Домашнее задание.
Подобрать к данным существительным еще несколько глаголов, которыми можно выразить действие этих существительных. Определить спряжение глаголов.
№2 Списать предложения. Какие значения слова идти представлены в данных примерах? Подобрать к каждому значению по три синонима или словосочетания, определить спряжение каждого из глаголов.
1.Идут солдаты бодрым шагом.2. Старик медленно идет. 3. Снег идет целый день.4.Дождь идет целый день. 5.Я иду на риск. 6. Ей очень идет это платье. 7.В этом году Мария идет в институт.
Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской, по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)
Тема урока. Разноспрягаемые глаголы.
Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;
2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.