Дети хором читают число и запись на доске «Классная работа». (записывают число и «Классная работа» в тетрадь).
IV. Минутка чистописания.
- Прочитайте то, что написано на первой строчке в тетрадях. (за)
- Что вы прочитали? (слог)
- Какая первая буква в этом слоге? (з)
- Какая это буква звонкая или глухая? (звонкая)
- Какая у нее есть парная согласная? (с)
- Какая вторая буква в этом слоге? (а)
- Какая это буква гласная или согласная? (гласная)
- Обратите внимание: буква з первым своим элементом не касается нижней границы строки.
- Посмотрите, как надо соединять буквы з и а.
- Напишите слог в воздухе, повторяя мои движения.
- Напишите тупым концом ручки слог на левой ладони.
- Напишите слог в тетради.
- Прочитайте то, что написано на второй строчке в тетрадях. (са)
- Что вы прочитали? (слог)
- Какая первая буква в этом слоге? (с)
- Какая это буква звонкая или глухая? (глухая)
- Какая у нее есть парная согласная? (з)
- Какая вторая буква в этом слоге? (а)
- Какая это буква гласная или согласная? (гласная)
- Обратите внимание: буква с касается нижней границы строки.
- Посмотрите, как надо соединять буквы с и а.
- Напишите слог в воздухе, повторяя мои движения.
- Напишите тупым концом ручки слог на левой ладони.
- Напишите слог в тетради.
- Следите за осанкой.
Учитель просматривает тетради детей во время выполнения ими самостоятельной работы.
- А теперь послушайте загадку и попытайтесь отгадать.
Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (заяц)
- Сколько слогов в слове заяц? (дети прохлопывают слово)
- Назовите первый звук. (з)
- Что мы о нем знаем? (согласный, парный, звонкий)
- Назовите второй звук . (а)
- Какой он? (гласный, ударный)
- Назовите следующий звук. (я)
- Какой он? (гласный, безударный)
- Назовите четвертый звук. (ц)
- Какой он? (согласный, непарный, глухой)
- Посмотрите, как правильно и быстро надо писать это слово.
- Напишите его в воздухе, а затем в тетрадях. (учитель отмечает лучшие работы)
V. Повторение изученного материала.
- Сегодня на уроке мы с вами будем повторять звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.
- Давайте с вами повторим, какие парные согласные мы с вами знаем. Перед вами лежат карточки с глухими и звонкими согласными. Я буду вам показывать глухую или звонкую согласную, а вы будете показывать мне пару к этой согласной.
- А теперь давайте откроем учебник на стр. 55, упр. 3. Прочитайте задание. Что мы будем делать? Прочтите первое предложение.
- Какую букву вставим в слове «белка». Обведите ее в кружочек. Какая это буква? (согласная, звонкая) Какую букву вставим в следующем слове «хвостиком». Обведите ее в кружочек. Какая это буква? (согласная, глухая). А теперь посмотрим на третье слово «ёлкой». Какая буква пропущена в этом слове? Обведите ее в кружочек. Какая она? (согласная, глухая).
- Спишите. Подчеркните в словах звонкие согласные (Соня, Ира, Саша и Настя – работают по карточкам).
- А теперь давайте проверим написанное в тетради (вывешивается написанное предложение на доске).
VI. Физминутка.
Вдох и выдох!
Раз – присели! Два – привстали!
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали
До носка одной рукой.
VII. Закрепление.
На доске написаны три предложения.
- Давайте с вами составим рассказ из этих предложений. Запишем этот рассказ в тетрадь. Подчеркнем в словах глухие согласные (Соня, Ира, Настя и Саша записывают по два первых предложения).
VIII. Домашнее задание.
стр. 55 упр. 4
IX. Итог урока.
- Ребята, какую тему мы сегодня повторяли на уроке?(Различай звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова).
- Как называются звонкие и глухие согласные, которые составляют пары?(парными)
- Какие мы с вами знаем звонкие согласные? (б, в, г, д, ж, з)
- Какими карандашами выделяют звонкие согласные? (красным и синим)
- Какие мы с вами знаем глухие согласные? (п, ф, к, т, ш, с)