самостоятельная работа учащихся во время учебного процесса
Самостоятельная работа учащихся во время учебного процесса
Организация самостоятельной работы обучающихся во 2 классе.
1) Составляю к словарным словам, словам с различными орфограммами ребусы, дети их отгадывают, записывают, проверяют либо по учебнику, либо по словарю, либо подбирая проверочное слово. Детям поумнее предлагаются слова с пропущенными орфограммами и даётся задание вставить орфограмму, если возможно, подобрать проверочное слово + проверяемое слово зашифровать.
Улица –
Восток –
Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.
2) На доске в течение 1-5 дней, в качестве дополнительных упражнений на оценку, предлагаю задания типа:
А) Запись на доске 1 большого слова. Из него составить различные слова;
Б) Запись на доске орфографического правила. Составить слова, в которых 3буквы, 4,5 и т.д. Н-р, ЖИ (жир, чижи, жираф и т.д.)
В) Лабиринт «Словарные слова».
л
и
с
м
е
д
р
е
в
о
р
е
и
ц
а
в
е
д
ь
к
п
б
я
т
а
е
д
л
а
з
о
я
н
в
е
р
у
с
т
с
с
у
д
а
к
а
п
о
л
е
Г) Серии ребусов со словами на различные правила и темы.
Д) Волшебные квадраты: вставь натуральные числа так, чтобы по горизонтали, вертикали и диагонали в сумме получилось 15.
Ж) Работа по схемам: Н-р, «Безударная гласная в корне слова». На доске схема: о . Подобрать как можно больше слов к данной схеме.
З) Игра «Перехвати шифровку».
Н-р, тема по окружающему миру «Водоёмы». На доске слова записаны одними согласными.
МР, КН, УСТЬ, ПРТК, СТК, ЗР, БРГ.
На уроках изучения нового материала можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал. Например, тема урока «Разделительный Ъ» – 2 класс.
Начинаю с повторения о разделительном Ь.
– Расскажите все, что вы знаете о разделительном Ь. (Дети рассказывают).
Отгадайте загадку.
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост
Ш-ш-ш
Я вам не угрожаю,
Какой я знак изображаю? (Показываю картинку).
– Ъ.
- Давайте подумаем, функцию выполняет Ъ в русском языке. Для этого разгадайте 2 ребуса.
С
сели
С Ъ
съели
– Запишите эти два слова. Что они обозначают?
– Чем еще различаются эти слова?
– По смыслу, написанию, произношению.
– Что же будет если мы не напишем разделительный Ъ?
– Согласный звук сольется с гласным, изменится значение слова.
– Так для чего же нужен разделительный Ъ?
Вывод делают сами дети.
При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков по теме: «Разделительный Ъ»
Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.
Буратино предлагает игру “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.
подъём
пьёт
отъезд
разъярённый
бельё
объяснил
По теме: «Парные звонкие и глухие согласные»
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.
сала…ки
сле…ки
водола…
…
И так, по каждой теме делаю такие карточки. Содержание текстов способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить и наблюдать.
При выполнении упражнений из учебника
Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме “Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными.”
Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правил к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером «луг – луга» и ученик использует этот же пример, это первый уровень.
Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь …, поезд …, обед ….
В образце показано, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественное число. Таким образом, дети выполняют знакомую операцию.
Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы небольшого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (город – один, а много?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.
Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность.
Задание: попробуйте сами составить упражнения на эту же тему, но с другими словами.
Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые необходимо решить. Например: в упражнениях типа “по образцу” или “без образца” ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить новые способы проверки орфограмм.
Упражнение: сад – сады, снег – снега (знакомые случаи), привез – ?. это слово является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, которые проверяются формой множественного числа, но общий принцип они знают.
Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.
Решению этих задач способствуют обратные упражнения. Это составление упражнений на изученную тему самими учащимися.
ложечка, книжечка, лодочка, сказочка, рубашечка.
Упражнение № 1. Использую карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев.
– Какую тему мы изучаем?
– Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и перед согласными.
– Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношения к нашей теме?
Ответы будут разные.– Попробуйте сами догадаться, для чего вам даны эти слова?
– Это проверочные слова. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами. Затем дети сам-но выполняют эти упражнения.
Также для самостоятельной работы предлагаю задания разного уровня сложности и объёма. Ребёнок сам выбирает карточку с посильным для него заданием с учётом собственной самооценки.
К – 1 (на «3»)
Спиши. Ставь, где надо точку. Первое слово каждого предложения начинай с заглавной буквы.
Наступили каникулы ребята во дворе сделали каток теперь дети катаются на коньках.
-----------------
К -2 * (на «4»)
Прочитай каждое предложение. Сколько здесь предложений? Спиши. Ставь, где надо, точку. Выдели грамматическую основу предложения. Определи части речи.
Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушки птички прилетели.
----------------
К -3* (на «5»)
Прочитай. Раздели текст на предложения. Вместо точек вставь нужные слова. Выдели грамматическую основу предложения. Определи части речи.
Выдели безударные гласные в именах существительных.
Пришли холода выпал пушистый (… ) трещат ( …) от мороза широкая (…) замёрзла.
Слова для справок: река, снег, деревья.
К – 6
Из слов каждой строчки составь предложение. Придумай название к рассказу.
Гуси, лугу, на, паслись
Яша, дразнить, стал, гусей
Гусь, за, погнался, Яшей
Закричал, и, Яша, убежал
----------------
К-7*
Из слов каждой строчки составь предложение. Придумай название к рассказу. Выдели грамматическую основу.
Просмотр содержимого документа
«самостоятельная работа учащихся во время учебного процесса »
Организация самостоятельной работы обучающихся во 2 классе.
1) Составляю к словарным словам, словам с различными орфограммами ребусы, дети их отгадывают, записывают, проверяют либо по учебнику, либо по словарю, либо подбирая проверочное слово. Детям поумнее предлагаются слова с пропущенными орфограммами и даётся задание вставить орфограмму, если возможно, подобрать проверочное слово + проверяемое слово зашифровать.
Улица –
Восток –
Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.
2) На доске в течение 1-5 дней, в качестве дополнительных упражнений на оценку, предлагаю задания типа:
А) Запись на доске 1 большого слова. Из него составить различные слова;
Б) Запись на доске орфографического правила. Составить слова, в которых 3буквы, 4,5 и т.д. Н-р, ЖИ (жир, чижи, жираф и т.д.)
В) Лабиринт «Словарные слова».
л
и
с
м
е
д
р
е
в
о
р
е
и
ц
а
в
е
д
ь
к
п
б
я
т
а
е
д
л
а
з
о
я
н
в
е
р
у
с
т
с
с
у
д
а
к
а
п
о
л
е
Г) Серии ребусов со словами на различные правила и темы.
Д) Волшебные квадраты: вставь натуральные числа так, чтобы по горизонтали, вертикали и диагонали в сумме получилось 15.
Ж) Работа по схемам: Н-р, «Безударная гласная в корне слова». На доске схема: о . Подобрать как можно больше слов к данной схеме.
З) Игра «Перехвати шифровку».
Н-р, тема по окружающему миру «Водоёмы». На доске слова записаны одними согласными.
МР, КН, УСТЬ, ПРТК, СТК, ЗР, БРГ.
На уроках изучения нового материала можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал. Например, тема урока «Разделительный Ъ» – 2 класс.
Начинаю с повторения о разделительном Ь.
– Расскажите все, что вы знаете о разделительном Ь. (Дети рассказывают).
Отгадайте загадку.
Опершись на длинный хвост, В цирке кобра встала в рост Ш-ш-ш Я вам не угрожаю, Какой я знак изображаю? (Показываю картинку).
– Ъ.
- Давайте подумаем, функцию выполняет Ъ в русском языке. Для этого разгадайте 2 ребуса.
С
сели
С Ъ
съели
– Запишите эти два слова. Что они обозначают?
– Чем еще различаются эти слова?
– По смыслу, написанию, произношению.
– Что же будет если мы не напишем разделительный Ъ?
– Согласный звук сольется с гласным, изменится значение слова.
– Так для чего же нужен разделительный Ъ?
Вывод делают сами дети.
При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков по теме: «Разделительный Ъ»
Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.
Буратино предлагает игру “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.
подъём пьёт отъезд
разъярённый бельё объяснил
По теме: «Парные звонкие и глухие согласные»
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.
сала…ки сле…ки водола… …
И так, по каждой теме делаю такие карточки. Содержание текстов способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить и наблюдать.
При выполнении упражнений из учебника
Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме “Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными.”
Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правил к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером «луг – луга» и ученик использует этот же пример, это первый уровень.
Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь … , поезд … , обед … .
В образце показано, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественное число. Таким образом, дети выполняют знакомую операцию.
Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы небольшого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (город – один, а много?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.
Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность.
Задание: попробуйте сами составить упражнения на эту же тему, но с другими словами.
Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые необходимо решить. Например: в упражнениях типа “по образцу” или “без образца” ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить новые способы проверки орфограмм.
Упражнение: сад – сады, снег – снега (знакомые случаи), привез – ?. это слово является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, которые проверяются формой множественного числа, но общий принцип они знают.
Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.
Решению этих задач способствуют обратные упражнения. Это составление упражнений на изученную тему самими учащимися.
ложечка, книжечка, лодочка, сказочка, рубашечка.
Упражнение № 1. Использую карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев.
– Какую тему мы изучаем?
– Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и перед согласными.
– Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношения к нашей теме?
Ответы будут разные.– Попробуйте сами догадаться, для чего вам даны эти слова?
– Это проверочные слова. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами. Затем дети сам-но выполняют эти упражнения.
Также для самостоятельной работы предлагаю задания разного уровня сложности и объёма. Ребёнок сам выбирает карточку с посильным для него заданием с учётом собственной самооценки. К – 1 (на «3») Спиши. Ставь, где надо точку. Первое слово каждого предложения начинай с заглавной буквы. Наступили каникулы ребята во дворе сделали каток теперь дети катаются на коньках. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- К -2 * (на «4») Прочитай каждое предложение. Сколько здесь предложений? Спиши. Ставь, где надо, точку. Выдели грамматическую основу предложения. Определи части речи. Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушки птички прилетели. ------------------------------------------------------------------------------------------------ К -3** (на «5»)
Прочитай. Раздели текст на предложения. Вместо точек вставь нужные слова. Выдели грамматическую основу предложения. Определи части речи. Выдели безударные гласные в именах существительных. Пришли холода выпал пушистый (… ) трещат ( …) от мороза широкая (…) замёрзла. Слова для справок: река, снег, деревья.
К – 6 Из слов каждой строчки составь предложение. Придумай название к рассказу. Гуси, лугу, на, паслись Яша, дразнить, стал, гусей Гусь, за, погнался, Яшей Закричал, и, Яша, убежал ------------------------------------------------------------------------------------------------ К-7*
Из слов каждой строчки составь предложение. Придумай название к рассказу. Выдели грамматическую основу.