kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Различение В - Ф".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

26.11.2025

Егорова Надежда Сергеевна,

учитель начальных классов

Тема: Различение  В - Ф.

Цели:

  1. Продолжать знакомить учащихся с парными звонкими и глухими согласными в начале слова. Учить различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. Продолжать учить учащихся списывать с рукописного и печатного текста по слогам, каллиграфически правильно писать предложения.
  2. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, внимание, мышление и речь.
  3. Мотивация учебной деятельности.

Оборудование: (прилагается)

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, я рада всех вас видеть на уроке русского языка, давайте настроимся на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

- Покажем нашим гостям, как вы умеете работать.

II. Восстановительное повторение.

- Ребята, скажите, по какой теме мы с вами работаем на уроках русского языка?  (Парные звонкие и глухие согласные)    запись на доске

       
   

- Какие согласные звуки называются звонкими?

  (Звуки, которые произносятся с голосом)

- Какие согласные звуки называются глухими?

  (Звуки, которые произносятся без голоса)

- Ребята, а почему их называют парными? Что такое пара? (Живут парами, т. е. по два: пара сапог)

- С какой парой звонких глухих согласных мы уже с вами познакомились?

  (Парные звонкие и глухие согласные)    запись на доске

             

Б              П      (буквы на доску по ходу)

(Где Б - звонкий звук, П – глухой.)            

- Молодцы!

- А я буду называть вам слова, а вы должны определить с какой согласной (звонкой или глухой Б или П) начинаются слова и показать сигнальную карточку. Будьте внимательны, вам встретятся слова-ловушки, не попадитесь в ловушку.

Слова: парта, снег, брат, букет, пенал, белка, булка, пример, рама.

Вывод: С какой парой согласных мы уже познакомились?  (Б-П)

III. Ввод в тему.

1. Сообщение темы.

   - Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство новой парой звонких и глухих согласных. А с какой, догадайтесь?

- Для этого вы должны определить парную согласную в начале слова на слух и обозначить соответствующей буквой.

Слова-картинки: воробей, фартук.

  (Парные звонкие и глухие согласные)   

            

                       Б              П     

                       В             Ф   -   (буквы на доску по ходу)

2. Сообщение темы урока.

- Тема сегодняшнего урока …: Слайд 2

(Дети читают вместе с учителем «Различение  В - Ф»).

Вывод: Итак, с какими согласными мы работаем сегодня на уроке?

3. Пальчиковая гимнастика «Замок».

- Урок начнём с пальчиковой гимнастики «Замок»

4. Работа в тетрадях. Минутка чистописания

- Записываем сегодняшнюю дату, классная работа.

   (Учитель заранее ставит точки в тетрадках)

- Прописываем половину строчки букву В, вторую половину строчки букву эФ.

(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)

*  Вв                                                * Фф

Слабые учащиеся (Яна, Ярик) – записывают буквы по одному разу.

- Подчеркните парные согласные. (Звонкие – двумя чертами, глухие – одной)

- Составим слоги с гласными и запишем их в тетрадь.

На доске табличка с буквами.

О        А             У           И    

1 ряд составит слоги со звонкой согласной буквой (В) и гласными    А О;

2 ряд с глухой согласной буквой (эФ) и гласными     У И.

- Запишите.

  (Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)

ва, во,ву, ви                            фа, фо, фу, фи

Слабые учащиеся записывают слоги с гласной А О.

- Подчеркните парные согласные.

5. Работа по дифференциации.

«Доскажи словечко»

- А теперь выделим согласные буквы В - эФ в следующих словах-отгадках.

- Ребята, вы должны знать, что парные согласные в слове могут быть не только в начале, но и в середине, и на конце слова. Помогите мне найти их, доскажите словечко.

* Не будильник, а звонит

Не приёмник – говорит.

Угадайте, кто же он

Ну конечно… (Телефон)

- Какая парная согласная слышится в этом слове? Пишем под буквой эФ и подчёркиваем.

   (один ученик на доске)

            в                                   ф

                                             телефон

* Лежебока рыжий кот

    Отлежал себе … (Живот)

- Какая парная согласная слышится в этом слове? Пишем под буквой В и подчёркиваем.

   (один ученик на доске)

            в                                   ф

         живот                          телефон                 

- В этом слове у нас встретилось правило. Какое?

(ЖИ – пиши с буквой И)

Вывод: - Какие парные согласные вы выделили?

              - Какая из них звонкая?

              -Какая -глухая?

Оценки.

IX. Физминутка «Хомка»

1. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 60. Найдите упр. 1

- Макар читает задание.

- А вы внимательно слушаете его и ответите, на мой вопрос: - Что должны будете сделать в упражнении?

(Прочитать слова. Назвать выделенные согласные. Какие они – звонкие или глухие?)

Отвечают на вопрос.

- А теперь прочитайте вторую часть задания.

- Макар читает задание. (хорошо читающий ученик).

- Какие слова получились?   (Почки - бочки. Грифы - гривы.)

* Записать и подчеркнуть.

Слабые учащиеся записывают первую пару слов. Яна списывает с письменного текста.

- Прочитайте следующую часть задания.

   - Рассмотрите рисунки и вставьте нужное слово в предложение.

- Прочитайте предложения самостоятельно, а затем вслух.

-  Какое слово вставили вместо точек?    (гривы)

- Что такое грива волос? (Длинные густые волосы )

- А у кого ещё есть грива? (У лошади)

- Это предложение вы должны будете списать.

- Какие правила применяем при списывании предложения?

 (Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения поставим точку, все слова в предложении пишутся раздельно)

(Записывают предложение самостоятельно)

Яна списывает с письменного текста.

* Подчеркнуть звонкие и глухие согласные В - Ф.

Проверка. Слайд 3

Оценки.

2. Комментированное письмо.

У Веры вафли.

Разбор:

- Сколько слов в предложении?

- Какие правила при написании слов будете использовать в предложении?

-первое слово – какое правило?

-второе слово …

-третье слово….

* Выделение парных звонких и глухих согласных.

Яна списывает с письменного текста.

Проверка. Слайд 4

Оценки.

3. Словарная работа

- Ребята, в русском языке есть ведь не только согласные буквы, о которых мы говорим весь урок. Но есть и гласные, без которых не было бы слов.

- В этих словах убежали гласные буквы. Помогите из букв  Я И Е  выбрать нужную гласную и вставить в данные слова.

Р - Б Я Т А          П - Н А Л      (на доске)

- Запишите слова в тетрадь.

Яна списывает с письменного текста ОДНО СЛОВО.

- Какие парные согласные встретились в этих словах? Подчеркните.

Оценки.

4. Д/З.  Слайд 5 - объяснить

- Домашнее задание выполните по карточкам.

Спиши слова. Вставь пропущенные буквы В-Ф. Подчеркни орфограмму.

.етер,   ту.ли,   с.ет,  .рукты,  коро.а , тык.а.

ИНДИВИДУАЛЬНО: 

Списать слова. Подчеркнуть В-Ф.

Ветер, туфли, свет, фрукты.

X. Итог.

- С какой парой звонких и глухих согласных мы познакомились на уроке? (В-Ф)

* Найдите слова с этими согласными   (предметные картинки на доске с обратной стороны)

Оценивание за урок. 

- Молодцы! Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Различение В - Ф".»

Урок русского языка в 3 классе.

26.11.2025

Егорова Надежда Сергеевна,

учитель начальных классов

Тема: Различение В - Ф.

Цели:

  1. Продолжать знакомить учащихся с парными звонкими и глухими согласными в начале слова. Учить различать звонкие и глухие согласные на слух и при письме. Продолжать учить учащихся списывать с рукописного и печатного текста по слогам, каллиграфически правильно писать предложения.

  2. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, внимание, мышление и речь.

  3. Мотивация учебной деятельности.

Оборудование: (прилагается)

Ход урока.


I. Организационный момент.

- Ребята, я рада всех вас видеть на уроке русского языка, давайте настроимся на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

- Покажем нашим гостям, как вы умеете работать.


II. Восстановительное повторение.

- Ребята, скажите, по какой теме мы с вами работаем на уроках русского языка? (Парные звонкие и глухие согласные) запись на доске


- Какие согласные звуки называются звонкими?

(Звуки, которые произносятся с голосом)

- Какие согласные звуки называются глухими?

(Звуки, которые произносятся без голоса)

- Ребята, а почему их называют парными? Что такое пара? (Живут парами, т. е. по два: пара сапог)

- С какой парой звонких глухих согласных мы уже с вами познакомились?

(Парные звонкие и глухие согласные) запись на доске

Б П (буквы на доску по ходу)

(Где Б - звонкий звук, П – глухой.)

- Молодцы!

- А я буду называть вам слова, а вы должны определить с какой согласной (звонкой или глухой Б или П) начинаются слова и показать сигнальную карточку. Будьте внимательны, вам встретятся слова-ловушки, не попадитесь в ловушку.

Слова: парта, снег, брат, букет, пенал, белка, булка, пример, рама.

Вывод: С какой парой согласных мы уже познакомились? (Б-П)


III. Ввод в тему.


1. Сообщение темы.

- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство новой парой звонких и глухих согласных. А с какой, догадайтесь?

- Для этого вы должны определить парную согласную в начале слова на слух и обозначить соответствующей буквой.

Слова-картинки: воробей, фартук.

(Парные звонкие и глухие согласные)

Б П

В Ф - (буквы на доску по ходу)

2. Сообщение темы урока.

- Тема сегодняшнего урока …: Слайд 2

(Дети читают вместе с учителем «Различение В - Ф»).

Вывод: Итак, с какими согласными мы работаем сегодня на уроке?


3. Пальчиковая гимнастика «Замок».

- Урок начнём с пальчиковой гимнастики «Замок»


4. Работа в тетрадях. Минутка чистописания

- Записываем сегодняшнюю дату, классная работа.

(Учитель заранее ставит точки в тетрадках)

- Прописываем половину строчки букву В, вторую половину строчки букву эФ.

(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)


* Вв * Фф


Слабые учащиеся (Яна, Ярик) – записывают буквы по одному разу.


- Подчеркните парные согласные. (Звонкие – двумя чертами, глухие – одной)

- Составим слоги с гласными и запишем их в тетрадь.

На доске табличка с буквами.

О

А У

И

1 ряд составит слоги со звонкой согласной буквой (В) и гласными А О;

2 ряд с глухой согласной буквой (эФ) и гласными У И.

- Запишите.

(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)


ва, во,ву, ви фа, фо, фу, фи


Слабые учащиеся записывают слоги с гласной А О.


- Подчеркните парные согласные.


5. Работа по дифференциации.

«Доскажи словечко»

- А теперь выделим согласные буквы В - эФ в следующих словах-отгадках.

- Ребята, вы должны знать, что парные согласные в слове могут быть не только в начале, но и в середине, и на конце слова. Помогите мне найти их, доскажите словечко.


* Не будильник, а звонит

Не приёмник – говорит.

Угадайте, кто же он

Ну конечно… (Телефон)

- Какая парная согласная слышится в этом слове? Пишем под буквой эФ и подчёркиваем.

(один ученик на доске)


в ф

телефон

* Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (Живот)

- Какая парная согласная слышится в этом слове? Пишем под буквой В и подчёркиваем.

(один ученик на доске)

в ф

живот телефон


- В этом слове у нас встретилось правило. Какое?

(ЖИ – пиши с буквой И)

Вывод: - Какие парные согласные вы выделили?

- Какая из них звонкая?

-Какая -глухая?

Оценки.


IX. Физминутка «Хомка»


1. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 60. Найдите упр. 1

- Макар читает задание.

- А вы внимательно слушаете его и ответите, на мой вопрос: - Что должны будете сделать в упражнении?


(Прочитать слова. Назвать выделенные согласные. Какие они – звонкие или глухие?)

Отвечают на вопрос.


- А теперь прочитайте вторую часть задания.

- Макар читает задание. (хорошо читающий ученик).

- Какие слова получились? (Почки - бочки. Грифы - гривы.)

* Записать и подчеркнуть.

Слабые учащиеся записывают первую пару слов. Яна списывает с письменного текста.


- Прочитайте следующую часть задания.

- Рассмотрите рисунки и вставьте нужное слово в предложение.

- Прочитайте предложения самостоятельно, а затем вслух.

- Какое слово вставили вместо точек? (гривы)

- Что такое грива волос? (Длинные густые волосы )

- А у кого ещё есть грива? (У лошади)

- Это предложение вы должны будете списать.

- Какие правила применяем при списывании предложения?


(Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения поставим точку, все слова в предложении пишутся раздельно)

(Записывают предложение самостоятельно)

Яна списывает с письменного текста.


* Подчеркнуть звонкие и глухие согласные В - Ф.


Проверка. Слайд 3

Оценки.


2. Комментированное письмо.


У Веры вафли.


Разбор:

- Сколько слов в предложении?

- Какие правила при написании слов будете использовать в предложении?

-первое слово – какое правило?

-второе слово …

-третье слово….

* Выделение парных звонких и глухих согласных.

Яна списывает с письменного текста.

Проверка. Слайд 4

Оценки.


3. Словарная работа

- Ребята, в русском языке есть ведь не только согласные буквы, о которых мы говорим весь урок. Но есть и гласные, без которых не было бы слов.

- В этих словах убежали гласные буквы. Помогите из букв Я И Е выбрать нужную гласную и вставить в данные слова.


Р - Б Я Т А П - Н А Л (на доске)


- Запишите слова в тетрадь.

Яна списывает с письменного текста ОДНО СЛОВО.

- Какие парные согласные встретились в этих словах? Подчеркните.

Оценки.


4. Д/З. Слайд 5 - объяснить

- Домашнее задание выполните по карточкам.


Спиши слова. Вставь пропущенные буквы В-Ф. Подчеркни орфограмму.

..етер, ту..ли, с..ет, ..рукты, коро..а , тык..а.


ИНДИВИДУАЛЬНО:

Списать слова. Подчеркнуть В-Ф.

Ветер, туфли, свет, фрукты.


X. Итог.

- С какой парой звонких и глухих согласных мы познакомились на уроке? (В-Ф)


* Найдите слова с этими согласными (предметные картинки на доске с обратной стороны)


Оценивание за урок.

- Молодцы! Урок окончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Различение В - Ф".

Автор: Егорова Надежда Сергеевна

Дата: 27.11.2025

Номер свидетельства: 677923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме: "Ударение". "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226914"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440519973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "207322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430401301"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Различение твердых и мягких согласных""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_razlichenie_tverdykh_i_miagkik"
    ["file_id"] => string(6) "621699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672110127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка по теме "Различение падежей" (3 класс) , УМК ПНШ "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-razlichieniie-padiezhiei-3-klass-umk-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "135526"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416932099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства