Средняя школа № 17 им. Т.Рыскулова
Разработка открытого урока
по русскому языку
на тему
«Звонкие и глухие согласные»
Руководитель МО русского языка
и литературы: Адилбаева Д.
Выполнил учитель русского языка
и литературы: КалдаровМ.
Тема урока: Звонкие и глухие согласные.
Цели:
Знать о различии звонких и глухих согласных; о явлении замены звонких и глухих согласных.
Оборудование: учебник, опорная схема, кроссворд, карточка, игра «Четвертый лишний».
Ход урока.
- Объявление темы и целей урока.
- Повторение.
- Опрос правил.
- Два человека работают по карточкам у доски.
Карточка № 1.
Жалоба.
Дядя прошу тебя,
памаги Твоей племяннице Оли,
А то небудет ее наги
В этой правильной школе
Мне вчера за диктант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже неском прочитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.
Карточка № 2.
- Два человека работают по карточкам на месте (карточки – по усмотрению учителя).
ІІІ. Новая тема.
- Работа с опорной схемой.
б в г д ж з л м н р й
п ф к т ш с х ц ч щ
- Назовите звонкие и глухие согласные.
- Почему некоторые согласные соединены линиями?
- В русском языке есть правило: если звонкие согласные б, в, г, д, ж, з стоят в конце слова, то они оглушаются и произносятся как п, ф, к, т, ш, с. Например: сад, флаг, лев.
- как можно проверить написание таких согласных? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный: сады, флаги, львы).
- Почему остальные буквы не соединены линиями? (Это непарные звонкие и глухие).
- Прочитайте правила на с. 27.
- Выполните упр. 2,3.
Рыбка, загаДка, СкаЗка, книЖка, траВка.
- Почему данные буквы выделены?
- Как они произносятся? Как пишутся?
- Какой вывод можно сделать ? (Звонкие согласные оглушаются не только в конце, но и в середине слова).
IV. Игра «Четвертый лишний».
Ночь, меч, туч, встреч.
Ширь, чудо, жюри, жизнь.
Налью, на пне, надою, напьюсь.
Поздний, местный, прелестный, прекрасный.
- По какому признаку одно слово в строчке лишнее?
V. Закрепление .
1. Упр. 2,3,6,7. Стр. 27,28.
Упражнение №2
Прочитайте. Сравните звуки, которые обозначают выделенные буквы: звонкий звук или глухой?
Зубы-зуб, посевы-посев, флаги – флаг, сады-сад, ежи-еж, морозы-мороз.
Упражнение №3
Продолжите данный ряд по образцу.
Дуб-дуб, сугроб-…., пирог-…., арбуз - …, этаж-…., нож-…., груз-…., рассказ-…. .
Упражнение № 6
Измените слова так, чтобы они имели форму единственного числа. Напишите.
Глаза, брови, гаражи, этажи, ландыши, флаги, ножи, арбузы, гербы, острова, клубы, зубы, дубы, отряды, голуби, лебеди, стрижи, чижи, ежи, ерши.
Упражнение № 7
Прочитайте. Какие согласные оглушаются в середине слова? Подчеркните их. Как можно их проверить? Напишите проверочные слова.
а) рыбка –рыба, шубка- …, зубки-…, губки-….;
б) загадка - загадочка, отгадка-…., зарядка-…, лодка-….;
в) книжка – книжочка, обложка-…., бумажка-…., ложка-…. .
- Кроссворд «Загадки»
- В лесу под елками бежит мешок с иголками.
- Весна пришла, и каждый рад, И зашумел наш школьный ….
- Я под шапкою большой. На ноге стою одной.
- У избы он побывал – все окно разрисовал,
У реки погостил – во всю реку мост мостил.
- Все я знаю, всех учу, но сама всегда молчу.
- Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
К данным словам подобрать проверочные слова.
VI. Домашнее задание (упр.8. стр. 29)
VII. Подведение итогов урока.