Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь"
Цель урока: формирование умений грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.
Задачи урока:
- Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
- Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
- Пополнять словарного запаса учащихся.
- Развивать монологическую речь.
- Совершенствовать базовые знания и умения учащихся:
- Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку. - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, позитивное отношение к себе.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1)
Прозвенел звонок весёлый.
Начать урок мы все готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Повторение пройденного.
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем Мягкий знак
– Куда мы отправимся сегодня путешествовать? (город-сказку)
(На экране появляется карта города в виде мягкого знака) (слайд 2)
– Чтобы добраться до города-сказки, нам нужен транспорт. А какой вы отгадаете сами, послушайте загадку.
Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой?
На ногах резина,
Питается бензином.
Он рычит, клубится пыль.
Его зовут. (АВТОМОБИЛЬ)
(На экране рисунок автомобиля и карточка с этим словом) (слайд 3)
– Ребята, в загадке встретилось слово мостовая, а что такое мостовая? (слайд 4)
Первоначально самой удобной для проезда частью дороги были мосты. Они были прочнее и ровнее земляных улиц и дорог. Вот почему в городах и стремились сделать улицу похожей на мост. Отсюда образовалось слово замостить. То есть уложить улицу, дорогу камнем. Камень брали округлой формы. Такой камень называли булыжником. Сейчас дороги асфальтируют асфальтом.
– Какая безударная гласная буква пропущена в данном слове? (буква О)
– Почему?
– А почему именно на автомобиле мы будем путешествовать? Посмотрите на написание слова автомобиль. ( есть ь. а мы отправляемся в город-сказку Мягкий знак)
– Помощником в нашем путешествии будет маршрутный лист.
– Мы начинаем наше путешествие. Приготовились, сели удобнее, мы поехали.
(Автомобиль поехал) (слайд 5)
III. Подготовительный этап.
– Вот мы у ворот города-сказки. Ворота закрыты на замочки. Чтобы войти в город, нам нужно открыть их. Для этого нам необходимо выполнить задание.
(Задание на слайде 5)
– Посмотрите на экран. Найдите и назовите слова, в которых спрятался мягкий знак.
Ден_, сос_на, огон_ки, пал_то, рул_, двер_, дом_, водител_ и т. д.
(Слова на слайде 6, затем появляются с Ь)
– Где стоит Ь в этих словах? (на конце слова и в середине слова)
– Между какими буквами он стоит? (согласными)
– Какую работу он выполняет в этих словах? (для обозначения мягкости согласного звука)
– Так какой это мягкий знак?
Вывод: правильно в данных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука стоит в конце слова или в середине слова между согласными буквами.
– А для чего ещё служит мягкий знак, мы с вами узнаем позже.
– Вы ответили правильно, ворота раскрылись и мы поехали.
IV. Работа над новой темой.
– Я вам предлагаю продолжить путешествие пешком. Приготовили свои ножки, пошли, затопали ножками.
– А вот и первый житель этого города. Догадайтесь, кто это?
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печень, ем варенье.
– Кто же это? (Появляется Карлсон) (слайд 7)
– Карлсон нас встречает с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)
– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)
(Cлайд 8)
– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)
– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Пододвиньте к себе маршрутный лист. Найдите первое задание. Прочитайте слова. Подчеркните разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь. (дети выполняют самостоятельно)
(Проверка. Дети называют буквы, между которыми встал разделительный ь) (слайд 9)
ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительным мягким знаком? (гласные)
– Назовите эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуйте сформулировать правило
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.
V. Первичное закрепление.
Торговая площадь. (слайд 10)
– Молодцы, ребята Карлсон очень доволен. Он нас угощает печеньем.
– А мы с вами отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представьте, что мы с вами идем по торговой площади. Посмотрели налево, посмотрели направо. Вокруг очень много разных товаров. Давайте купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. (на слайде 12 торговая площадь) (самостоятельная работа)
– Возьмите маршрутный лист. В задании втором подчеркните слова с разделительным Ь.
Слова: платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё., альбом, перья, ружьё.
– Зачитайте Проверка: (слайд 10)
Слова, которые вы подчеркнули.
– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? (разделяет согласный звук от гласного)
Вывод: Повторим правило
Разделительный мягкий знак (РМЗн) ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
– Чтобы идти дальше нам нужно немного отдохнуть.
VI. Физминутка на внимание. (слайды 11,12,13)
VII. Закрепление.
– Итак, мы отдохнули а теперь пошли дальше. А вот и детская площадка, где крокодил Гена и Чебурашка решили построить домики для детей. (слайд 14)
А для строительства, они взяли кирпичики, на которых написаны слова с мягким знакам. Давайте поможем нашим героям построить домики. Пододвиньте маршрутные листы и найдите задание №3. У вас нарисованы домики. Девочки будут помогать строить домик Чебурашке и впишут в домик слова с мягким знаком показателем мягкости. Мальчики будут помогать строить домик крокодилу Гене и впишут слова с разделительным Ь. И два человека будут работать у доски составлять домик.
– А пока вы строите домики, вам споет песенку крокодил Гена.
Слова: вьюга, хлопья, братья, жильё, резьба, пальто, апельсин, скользко, тетрадь, учитель, воробьи,.
(Проверка)
Вывод:
– Для чего же служит разделительный Ь? (разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и) (правило на доске)
VIII. Работа над предложением. (работа в парах) (слайд 15)
– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Попробуйте составить предложение.
(На экране карточки со словами.)
ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В
(Ребята работают в парах)
Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.
– Назовите слово, в котором пишется Ь? (разделительный)
– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и) (правило на доске)
Вывод:
– Когда же пишется разделительный мягкий знак?
РМЗн ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я
– Молодцы!
IX. Закрепление. (слайд 16)
Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Заяц и Волк очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давайте им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а вы замените его одним словом. Подсказка вам будет на мяче.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
– Молодцы! Вы помогли Зайцу и Волку забить голы.
– На какую орфограмму встретились слова. (разделительный мягкий знак)
– Когда пишется разделительный Ь?
Вывод: (правило и схема)
РМЗн ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я
X. Итог урока. (слайд 17)
– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Ответьте на вопросы:
– Я понял, что …
– Я научился …
– Занятие дало мне для жизни …
– Мне захотелось …
Рефлексия
– Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз. (слайд 18)
– Мягкий знак, жители сказочного города в вашу честь и с вашей помощью устраивают праздничный салют. На столе лежат залпы салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко и интересно было выполнять все задания, выбираете желтую или красную звёздочки. Если было трудно – синюю.
Дети по команде запускают салют.