06.02.2015г.
Открытый урок русского языка
по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком »
2 класс, УМК «Школа России»
Учитель Котовскова Ирина Дмитриевна
МКОУ «Тормосиновская СОШ»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Предметные:
· Ввести новое понятие «разделительный» мягкий знак;
· Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
- Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
· Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
· Обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении.
- Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационные, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение,
I. Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Психологический настрой.
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
- Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.
Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.
II. Актуализация знаний.Орфографическая минутка
1. Устное упражнение
- Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?
Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Соль, коньки, угольки, лошадь
-Подчеркнуть орфограммы и устно проверить.
2.Постановка цели урока
-Какую роль выполняет мягкий знак в словах последней группы?(показатель мягкости)
-Как вы считаете, все ли мы знаем о «ь»? ( думаем, что не всё)
-Какую цель поставим перед собой на нашем уроке?(узнать больше о «ь», выяснить, какую еще роль может выполнять «ь» в слове)
III. Работа по теме урока.
1.Разгадывание ребусов
(пальцы, апельсин, семья)
2.Наблюдение за произношением слова и ролью «ь»
-Какова роль «ь» в каждом слове, понаблюдаем.
(пальцы, апельсин- «ь» показатель мягкости согласного звука;
семья- ? )
- Попробуем убрать «ь» и понаблюдаем за произношением слова.
-Что заметили? (согласный звучит также мягко, но слово звучит странно, неправильно)
-Почему странно?(получился слог-слияние)
-Можно сказать, что «ь» показывает мягкость согласного? (нет)
-Какую же роль он выполняет в этом слове?(разделяет согласный и гласный звуки)
3.Вывод.(«ь» может быть в слове разделительным)(слайд)
4.Проблемная ситуация.
-Как же распознать «ь»- показатель мягкости или разделительный знак?
-Какова наша следующая цель урока?
5.Исследование: когда же пишется разделительный «ь»
-Определим, где же надо писать «ь» перед гласной буквой и где не надо.
Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.
а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;укажите,какой звук мы слышим после согласного(й)
г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?
( Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,
делает свой вывод. ) ( у доски работает один ученик)
Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:
- легкое задание- Л
- сомневаюсь при выполнении-С
- затрудняюсь при выполнении-Т
6. Вывод по исследовательской работе
Где пишется разделительный ь знак?
- Какую работу выполняет разделительный мягкий знак в словах?
Послушайте стихотворение. (слайд)
Слева от меня- согласный,
Справа- е,ё,и,ю,я,
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
7.Составление алгоритма написания разделительного «ь»
- Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака. (Работа в паре.)(используем условные знаки согласного мягкого звука и гласного:зеленый и красный квадраты, буквы Е,Ё,Я,И,Ю и Ь)
-Сравним свой алгоритм с авторским.( на доске)
-Обобщение. Проговаривают алгоритм.
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я
ь (Е,Ё,И, Ю,Я)
8. Прочитать по учебнику правило Совушки с.32
IV.Закрепление нового материала
1.Постановка цели этапа урока
-Определив роль «ь» и правило его написания, какова же дальнейшая цель нашего урока?(учиться правильно писать слова с разделительным Ь)
2.Игра «Камень- Вата».
(1 команда «Камень», 2 – «Вата».Учитель произносит слова, если в слове есть раздел Ь, то встает команда «Камень» , если звучит слово с Ь- показателем мягкости –команда «Вата»)
Деньки, мальчик, обезьяна, льдинка, здоровье, печенье, друзья, пеньки, варенье,большой.
3.Тренировочное упражнение
-Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.(коллективная работа)
Прочитайте слова : Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.( на доске)
[й’а] [й’и] й’у] [а]
Задание: Запишите слова в два столбика.
1 столбик – с разделительным мягким знаком.
2 столбик– слова без мягкого знака.
Рядом со словом напишите, какие звуки обозначает гласная буква.
- Проверка по вариантам. Какие слова вы выписали? (слайд)
- Докажите.
Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:
- легкое задание- Л
- сомневаюсь при выполнении-С
- затрудняюсь при выполнении-Т
− Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительном мягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?
3. Работа в группах.
– Сейчас вы будете работать группах. Будьте дружны, помогая друг другу. (задание на карточках)
Замените словосочетания на каждой строке 1-м словом с разделительным Ь.
· Снежная буря - вьюга
· Мама, папа, дети – семья
· Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
· Дом, жилище – жильё
· Домики для пчёл – ульи
· В какое время года улетают птицы в теплые края? –осенью
(проверка по слайду)
Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:
- легкое задание- Л
- сомневаюсь при выполнении-С
- затрудняюсь при выполнении-Т
V. Рефлексия урока.
– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое открытие сделали?
( алгоритм написания разделительного знака)
– Где же пишется разделительный Ь?
- Что удалось на уроке?
Что больше всего понравилось?
- Чьим успехам смогли порадоваться?
- За что можете себя похвалить?
- Что было самым трудным?
- Какое настроение у вас создал урок?
( указать смайликом веселым или грустным)
VI. Домашнее задание.
Дома № 57.Записать по образцу
VII. Резерв (поощрение за активную работу на уроке)
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО МЯГКОГО ЗНАКА»