kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

06.02.2015г.

Открытый урок русского языка

по теме:  «Правописание слов с разделительным мягким знаком »

2 класс, УМК «Школа России»

Учитель Котовскова Ирина Дмитриевна

МКОУ «Тормосиновская СОШ»

Тип урока:  урок открытия новых знаний
 Цели урока:

Предметные:

·         Ввести новое понятие «разделительный» мягкий знак;

·         Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;

  •  Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак;

·         Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;

·         Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в групповом обсуждении.
  • Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационные, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение,

I.  Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Психологический настрой.

-   Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

  • Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

  Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

II. Актуализация знаний.Орфографическая минутка

1. Устное упражнение

- Прочитайте группы слов  на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов

Поляна, снежок, земля, бросать

Соль, коньки, угольки, лошадь

-Подчеркнуть орфограммы и устно проверить.

2.Постановка цели урока

-Какую роль выполняет мягкий знак в  словах последней группы?(показатель мягкости)

-Как вы считаете, все ли мы знаем о «ь»?  ( думаем, что не всё)

-Какую цель поставим перед собой на нашем уроке?(узнать больше о «ь», выяснить, какую еще роль может выполнять «ь» в слове)

III.   Работа по теме урока.

1.Разгадывание ребусов

 (пальцы, апельсин, семья)

2.Наблюдение за произношением слова и ролью «ь»

-Какова роль «ь» в каждом слове, понаблюдаем.

(пальцы, апельсин- «ь» показатель мягкости согласного звука;

семья- ?   )

- Попробуем убрать «ь» и понаблюдаем за произношением слова.

-Что заметили? (согласный звучит также мягко, но слово звучит странно, неправильно)

-Почему странно?(получился слог-слияние)

-Можно сказать, что «ь» показывает мягкость согласного? (нет)

-Какую же роль он выполняет в этом слове?(разделяет согласный и гласный звуки)

3.Вывод.(«ь»  может быть в слове разделительным)(слайд)

4.Проблемная ситуация.

-Как же распознать «ь»- показатель мягкости или разделительный знак?

-Какова наша следующая цель урока?

 5.Исследование: когда же пишется разделительный «ь»

-Определим,  где  же надо  писать «ь» перед гласной буквой и где не надо.

            Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

     а) прочитайте  слова и запишите  их в тетрадь;

     б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией; 

     в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;укажите,какой звук мы слышим после согласного(й)

     г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

( Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,                    

    делает свой вывод.  )       ( у доски работает один ученик) 

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

 6.     Вывод по исследовательской работе

Где пишется разделительный ь знак?

- Какую работу выполняет разделительный мягкий знак в словах?

Послушайте стихотворение.  (слайд)

Слева от меня- согласный,

Справа- е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделил их ловко я.

7.Составление алгоритма написания разделительного «ь»

 -  Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака. (Работа в паре.)(используем условные знаки согласного мягкого звука и гласного:зеленый и красный квадраты, буквы Е,Ё,Я,И,Ю и Ь)

-Сравним свой алгоритм с авторским.( на доске)

 -Обобщение. Проговаривают алгоритм.

После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я

 ь (Е,Ё,И, Ю,Я)

8.  Прочитать по учебнику правило Совушки с.32 

IV.Закрепление нового материала

1.Постановка цели этапа урока

-Определив роль «ь» и правило его написания, какова же дальнейшая цель нашего урока?(учиться правильно писать слова с разделительным Ь)

 2.Игра «Камень- Вата». 

(1 команда «Камень», 2 – «Вата».Учитель произносит слова, если в слове есть раздел Ь, то встает команда «Камень»  , если звучит слово с Ь- показателем мягкости –команда «Вата»)

Деньки, мальчик, обезьяна, льдинка, здоровье, печенье, друзья, пеньки, варенье,большой.

3.Тренировочное упражнение

-Проверим, как вы научились не  только распознавать слова с  разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.(коллективная работа)

Прочитайте слова :   Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.( на доске)

[й’а]    [й’и]     й’у]    [а]

Задание:    Запишите слова в два столбика.

1 столбик – с разделительным мягким знаком.

2 столбик– слова  без  мягкого знака.

Рядом со словом  напишите, какие звуки обозначает гласная буква.

-  Проверка по вариантам. Какие слова вы выписали?   (слайд)

- Докажите.

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

 

   −        Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительном мягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

3.  Работа в группах.

– Сейчас вы будете работать группах. Будьте дружны, помогая друг другу. (задание на карточках)

Замените словосочетания на каждой строке 1-м словом с разделительным Ь.

·         Снежная буря   - вьюга

·         Мама, папа, дети – семья

·         Ягоды, сваренные в сахаре – варенье

·         Дом, жилище – жильё

·         Домики для пчёл – ульи

·         В какое время года улетают птицы в теплые края? –осенью

(проверка по слайду)

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

 V. Рефлексия урока.

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое  новое открытие сделали?

 ( алгоритм написания разделительного знака)

– Где же пишется разделительный Ь?

  • Что удалось на уроке?

Что больше всего понравилось?

  • Чьим успехам смогли порадоваться?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было самым трудным?
  • Какое настроение у вас  создал урок?

 ( указать смайликом веселым или грустным)

VI. Домашнее задание.

Дома  № 57.Записать по образцу

VII. Резерв (поощрение за активную работу на уроке)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО МЯГКОГО ЗНАКА»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" »

06.02.2015г.

Открытый урок русского языка

по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком »

2 класс, УМК «Школа России»

Учитель Котовскова Ирина Дмитриевна

МКОУ «Тормосиновская СОШ»

Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:

Предметные:

    • Ввести новое понятие «разделительный» мягкий знак;

    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;

    • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;

    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;

    • Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • участвовать в групповом обсуждении.


Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационные, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение,

I. Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Психологический настрой.

  • Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

  • Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.



II. Актуализация знаний.Орфографическая минутка

1. Устное упражнение

- Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов

Поляна, снежок, земля, бросать

Соль, коньки, угольки, лошадь

-Подчеркнуть орфограммы и устно проверить.

2.Постановка цели урока

-Какую роль выполняет мягкий знак в словах последней группы?(показатель мягкости)

-Как вы считаете, все ли мы знаем о «ь»? ( думаем, что не всё)

-Какую цель поставим перед собой на нашем уроке?(узнать больше о «ь», выяснить, какую еще роль может выполнять «ь» в слове)

III. Работа по теме урока.

1.Разгадывание ребусов



(пальцы, апельсин, семья)

2.Наблюдение за произношением слова и ролью «ь»

-Какова роль «ь» в каждом слове, понаблюдаем.

(пальцы, апельсин- «ь» показатель мягкости согласного звука;

семья- ? )

- Попробуем убрать «ь» и понаблюдаем за произношением слова.

-Что заметили? (согласный звучит также мягко, но слово звучит странно, неправильно)

-Почему странно?(получился слог-слияние)

-Можно сказать, что «ь» показывает мягкость согласного? (нет)

-Какую же роль он выполняет в этом слове?(разделяет согласный и гласный звуки)

3.Вывод.(«ь» может быть в слове разделительным)(слайд)

4.Проблемная ситуация.

-Как же распознать «ь»- показатель мягкости или разделительный знак?

-Какова наша следующая цель урока?

5.Исследование: когда же пишется разделительный «ь»

-Определим, где же надо писать «ь» перед гласной буквой и где не надо.

Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;укажите ,какой звук мы слышим после согласного(й)

г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

( Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,

делает свой вывод. ) ( у доски работает один ученик)

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л

  • сомневаюсь при выполнении-С

  • затрудняюсь при выполнении-Т



6. Вывод по исследовательской работе

Где пишется разделительный ь знак?

- Какую работу выполняет разделительный мягкий знак в словах?

Послушайте стихотворение. (слайд)

Слева от меня- согласный,

Справа- е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделил их ловко я.



7.Составление алгоритма написания разделительного «ь»

- Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака. (Работа в паре.)(используем условные знаки согласного мягкого звука и гласного:зеленый и красный квадраты, буквы Е,Ё,Я,И,Ю и Ь)

-Сравним свой алгоритм с авторским.( на доске)

-Обобщение. Проговаривают алгоритм.

После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я

ь(Е,Ё,И, Ю,Я)

8. Прочитать по учебнику правило Совушки с.32

IV.Закрепление нового материала

1.Постановка цели этапа урока

-Определив роль «ь» и правило его написания, какова же дальнейшая цель нашего урока?(учиться правильно писать слова с разделительным Ь)

2.Игра «Камень- Вата».

(1 команда «Камень», 2 – «Вата».Учитель произносит слова, если в слове есть раздел Ь, то встает команда «Камень» , если звучит слово с Ь- показателем мягкости –команда «Вата»)

Деньки, мальчик, обезьяна, льдинка, здоровье, печенье, друзья, пеньки, варенье,большой.

3.Тренировочное упражнение

-Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.(коллективная работа)

Прочитайте слова : Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.( на доске)

[й’а] [й’и] й’у] [а]

Задание: Запишите слова в два столбика.

1 столбик – с разделительным мягким знаком.

2 столбик– слова без мягкого знака.

Рядом со словом напишите, какие звуки обозначает гласная буква.

- Проверка по вариантам. Какие слова вы выписали? (слайд)

- Докажите.

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л

  • сомневаюсь при выполнении-С

  • затрудняюсь при выполнении-Т



   −        Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительном мягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

3. Работа в группах.

– Сейчас вы будете работать группах. Будьте дружны, помогая друг другу. (задание на карточках)

Замените словосочетания на каждой строке 1-м словом с разделительным Ь.

  • Снежная буря - вьюга

  • Мама, папа, дети – семья

  • Ягоды, сваренные в сахаре – варенье

  • Дом, жилище – жильё

  • Домики для пчёл – ульи

  • В какое время года улетают птицы в теплые края? –осенью


(проверка по слайду)


Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л

  • сомневаюсь при выполнении-С

  • затрудняюсь при выполнении-Т


V. Рефлексия урока.

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое открытие сделали?

( алгоритм написания разделительного знака)

– Где же пишется разделительный Ь?

  • Что удалось на уроке?

Что больше всего понравилось?

  • Чьим успехам смогли порадоваться?

  • За что можете себя похвалить?

  • Что было самым трудным?

  • Какое настроение у вас создал урок?



( указать смайликом веселым или грустным)

VI. Домашнее задание.

Дома № 57.Записать по образцу

VII. Резерв (поощрение за активную работу на уроке)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО МЯГКОГО ЗНАКА»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Автор: Котовскова Ирина Дмитриевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку. Разделительный мягкий знак. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak"
    ["file_id"] => string(6) "162339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422348091"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по русскому языку "«Правописание разделительного мягкого знака»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_pravopisaniie_razdielitiel_nogho_miaghkogho_z"
    ["file_id"] => string(6) "439865"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511209015"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-v-slovakh-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "168044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423160784"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-tviordym-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "101259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412028"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока по русскому языку.  Тема «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » 2 класс УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom-dvie-roli-miaghkogho-znaka-v-slovakh-2-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "226949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440528001"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства