Долгих Любовь Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 46 г. Воронеж
Тема: « Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком»
Задачи урока:
Образовательные:
создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой, отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы способствовать развитию орфографической зоркости, развивать умение работать в паре, в группе, развивать память
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Методы проведения урока: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся:
осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах, понимать значимость правильного написания твердого знака ,развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
Познавательные:
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания, самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака, уметь формулировать правило по написанию твердого знака
Коммуникативные:
внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные результаты:
знать, когда следует писать разделительный твердый знак, уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком
Оборудование: проектор, компьютер, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами.
Ход урока
Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II.Актуализация знаний
Фронтальная работа
–Замените одним словом, запишите.
. Снежная буря ( вьюга).
. Домики для пчёл ( ульи).
. Мать, отец, дети ( семья).
-Что общего в правописании этих слов?
- Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?
- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
- Запишите два слова с разделительным мягким знаком.
III. Самоопределение к деятельности
Минутка чистописания
зъе съю дъё бъя
– Посмотрите на доску. Что вы здесь видите?( буквосочетания) Чем они удивительны? (Состоят из букв.)
– Что общего в этих буквосочетаниях? (Состоят из 3-х букв.)
– Какая буква встречается во всех буквосочетаниях? (Повторяется буква ъ.)
– Какое из буквосочетаний отличается от остальных? Чем? (В сочетании бъя используется нижнее соединение, а в остальных- верхнее).
– Запишите эти буквосочетания в тетрадь.
Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? Верно, тема нашего урока «Слова с разделительным твердым знаком».
Какую цель мы поставим ? ( вывести алгоритм правильного письма слов с разделительным твердым знаком ).
IV. Работа по теме урока
Наблюдение места разделительного Ъ в слове
– Прочитайте для себя столбики слов и понаблюдайте, где пишется Ъ.
На доске:
переезд объезд
проезд въезд
заезд подъезд
- Что можно сказать о словах первого и второго столбиков? ( родственные)
-Назовите часть слова, которой они отличаются? ( приставкой)
-Назовите приставки в словах первого столбика.(-пере,-про,-за)
- Назовите приставки в словах второго столбика. ( -об, -в, -под)
-Чем отличаются приставки первой группы от приставок второй группы?
-Что общего в написании слов второго столбика? ( пишется разделительный твёрдый знак)
-Давайте составим алгоритм правописания разделительного твёрдого знака в словах.
– На какую букву оканчиваются приставки?
– С какой буквы начинается корень слова?
– Какой вывод можно сделать? (разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, а корень начинается с гласной –е-)
Работа с 1-ым столбиком:
-А почему в словах первого столбика не написали разделительный твёрдый знак?( приставки оканчиваются на гласную букву)
– Сформулируйте правило
-Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву и перед гласной –е.
Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком »
Тема: разделительные ъ и ь
Цели урока:
1. Закреплять знаний о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.
2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками , умение работать в паре, умение работать с информацией, систематизировать знания,выделять сущность объектов, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других,
3.Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2.формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
3 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4.формируем умение работать с учебником
5.формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. формируем умение слушать и понимать других;
2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
3.формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4. формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1
1.формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3 формируем умение прогнозировать
4.формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1. формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2.формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4.Развиваем умение оценивать свою деятельность.
Ход урока
I. Орг.момент
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают
Развивать у всех должна
Наблюдательность она
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание.
Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?
( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство».
Постановка проблемы:
Итак, в наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны
« Грамматика» . Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.
« Дорогие детективы. В нашей стане жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.
Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место , но даже свое потеряли. Помогите , пожалуйста.
Ребята, что мы как настоящие детективы должны сделать? Срочно отправляемся в путь. А что мы будем делать в пути?(Мы будем собирать информацию, делать выводы, принимать решения.)
Минутка чистописания.
Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать , когда мы начали наше дело.
( Число, классная работа).
А с какой буквы начинается наше агенство ( д) . Что мы с вами ведем? ( дело) Какой одинаковый звук встречается в этих словах? Д . Найдите закономерность. Допишите строчку.
Дд, Ддд, Дддд.
А своим девизом мы можем взять поговорку.
Запишем ее в блокнот.
Сделал дело, гуляй смело. Объясните смысл пословицы.
Словарно- орфографическая минутка.
Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану.. Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте словарные слова и записывайте их в блокнот.
Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.
Итак, какие же слова мы записали?
Актуализация ранее изученного:
Ребята, нам необходимо составить фоторобот . Что мы знаем о пострадавших братьях? Давайте вспомним правило о написание разделительных ъ и ь знаков в словах.( рассказывают правило)
На доске незаконченные фотороботы братьев. Давайте добавим особые приметы. ( добавляются схемы )
Работа по теме урока.
Итак ,мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.( Пальчиковая гимнастика) Мы должны собрать следующие улики: выбрать слова с разделительным Ъ, и разделительным Ь .
Ну вот наши улики и превратились в вещественные доказательства. Необходимо разобрать их и разложить правильно. В синий коробок мы будем откладывать слова с Ъ , а в красный с Ь.
А мы подолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е,ё,ю,я. Они утверждают, сто различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень. А давайте устроим им очную ставку. А поможет нам в этом наш помощник « Учебник» ( упр. 360. Стр. 152)
Физ минутка. Релаксация.
А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки и исправьте их.
Повторене – мать ученя.
Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть.
Здорове всего дороже.
С чем подехал, с тем и отехал
А теперь проверьте работы у соседа по парте. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.
Конечно , любое дело , которое ведет детектив, это прежде всего загадка. И сейчас мы отгадаем загадки.( резерв)
Посмотрите, ребята , на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место. Безграмотность.»
Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого этого конверта.
Тест .
Выбери верное утверждение:
А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю,я.
Б) разделительный твердый знак пишется после корня
2. Выбери верное утверждение
А) разделительный мягкий знак пишется после приставки, перед согласным
Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е,ё,ю,я.
3. В какой строчке все слова пишутся с разделительным мягким знаком?
А) пальто, колья, полью
Б)листья, письмо, вьюга
В)счастье, деревья, веселье
4. В какой строчке в написании слов допущена ошибка?
А)воробьи, ульи, съезд
Б) колья, подъём, вехал
В)соленье, вьёт, печенье.
Ну вот братья и вернулись на свои места, дело закрыто и отправляется в архив. Но на память об этом деле, я хочу предложить вам памятки.
А так , как вы хорошо работали, то получаете удостоверение « Настоящего детектива».
Д.з. Из отрывка вашей любимой книги выбрать слова с разделительным ъ и ь знаками.
Список использованной литературы:http://konf-sot-2011.ucoz.ru- Конференция Современные образовательные технологии
http://festival.1september.ru- Проблемное обучение в начальной школе
http://standart.edu.ru-Программа формирования УУД в начальной школе