kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разделительные Ъ и Ь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5

Тема:  Разделительные Ъ и Ь

Цель урока:

1. познакомить учащихся с правописанием Ъ и Ь;

 2. развивать умения правильно ставить  разделительные знаки Ъ и Ь в словах; уметь  обобщать  и делать  выводы; развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся, логическое мышление, внимательность, память, умение работать самостоятельно и в группе;

3.воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;

Тип урока:   объяснение    нового  материала

Методы и приемы:   сценка, развитие речи, беседа,    слайды

Оборудование:  сигнальные  карточки, интерактивная  доска,  учебники

                                                         Ход урока:

І. Организационный момент.  Приветствие.  Подготовка  класса  к  уроку  и  организация  внимания  учащихся.  Выявление  отсутствующих  учеников  на  уроке / рапорт  дежурного/.

- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.  Я желаю  всем вам  успеха!

ІІ.  Подготовка  к  усвоению  нового  материала.

-Ребята  давайте   вспомним  из  каких   частей  состоят  слова?

/ приставка,  корень,  суффикс,  основа,  окончание/

 Что  такое  приставка?/ Приставка- это  часть  слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования  новых  слов/

Покажите   на  воздухе  как  обозначается  приставка?

Чем  приставка     отличается  от  предлога? / Приставка-  это  часть  слова,    и  на  письме ее  нельзя отделять  от  корня,  а    предлоги   с  другими    словами  пишутся  отдельно/

Какие  приставки  вы  знаете? /-с, -об,-под,-в,- о, - по,-про,-вы, - ото/

-А  сейчас  ребята послушайте   стихотворение   и  определите  тему  нашего  урока:

 Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” - представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять.
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.    /П. Матвиенко/

ІІІ.  Постановка  цели  урока

—  И  так  тема  нашего  урока  «Разделительные  ъ и ь  знаки». Сегодня на уроке нам предстоит узнать  когда же  пишется  ь  и ъ  знак  в  словах.  Хотите  узнать? (Да!) Тогда приступим.

Учитель: - Ребята   откройте  тетради  запишите  число,   классную  работу и тему   урока «Разделительные  Ъ и Ь».  Сейчас  я  вам  прочитаю  веселое    стихотворения  С. Маршака.

  А  вы  найдите  слова  с  твердыми  и  мягкими  знаками.

  • Ребята   в  каких  же  словах  есть  Ь  и  Ъ  знак?

/   размышленья,  объявление,  мгновенье, Илья/

IV. Объяснение нового материала  

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на  слова  ОБЪЯВЛЕНИЕ,  СЪЕМКА, ПОДЪЕХАТЬ,  ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ.

-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?

-На какую букву заканчиваются эти приставки?

-Перед какими буквами стоит Ъ?

-Какое правило можно отсюда сформулировать?

* Ъ пишется после приставок на согласный и перед буквами Е,Ё,Ю,Я/ записать      правило  с  примерами   в  тетрадь/

-А теперь обратите внимание на написание этих слов.

    ВЬЮГА     СЕМЬЯ   ВОРОБЬИ    СОБАЧЬЕ

-Выделите корни слова и окончания

-Сделайте вывод о правописании

* Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Ё,Ю,И,Я.  /  правило  запишите в  тетрадь/

 Физкульминутка

Раз, два, три, четыре, пять-

Мягкий знак ты должен знать.

Ну и твёрдый не забудь

И здоровым всегда будь!    

?.  Проверка    усвоения  нового  материала:

 Игра “Где Ъ и Ь”?На  партах  лежат  сигнальные  карточки  для  каждого  ученика. Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.  Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление,  вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал,    съел,  подъезд.

?І.  Закрепление  нового  материала.

1/.Упр. 182  стр. 79.  Составьте    и  запишите   предложения  со  словами ,  данные  в  рамках / стр, 78/  Обозначьте  Ъ.  /работа   у  доски//Объявление,    подъезд,  съесть,  подъехать/

Упр.  185 стр 80.  Спишите  слова.  Обозначьте  приставку    и  подчеркните  первую букву  корня. / Подъехать,  съесть,  подъезд,  разъезд,  въезд,  объезд,  объехать,  объем,  подъем/

 ?ІІ.  Итог  урока:

Учитель: — А что сегодня интересного  вы  узнали  на  уроке? Что повторяли? Какое задание понравилось? Какое задание показалось трудным? Почему?

Ученики:

— Мы узнали о Ь и Ъ.

— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.

— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.

— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.

?ІІІ. Домашнее задание. Упр. 188  стр. 81  выучить  правило

ІХ. Рефлексия. - Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.

- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разделительные Ъ и Ь»

Учитель русского языка и литературы

в школе с казахским языком обучения
Чичибаева Гульмира Серикбаевна


Класс: 5

Тема: Разделительные Ъ и Ь

Цель урока:

1. познакомить учащихся с правописанием Ъ и Ь;

2. развивать умения правильно ставить разделительные знаки Ъ и Ь в словах; уметь обобщать и делать выводы; развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся , логическое мышление, внимательность, память, умение работать самостоятельно и в группе;

3.воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;

Тип урока: объяснение нового материала

Методы и приемы: сценка, развитие речи, беседа, слайды

Оборудование: сигнальные карточки, интерактивная доска, учебники

Ход урока:

І. Организационный момент. Приветствие. Подготовка класса к уроку и организация внимания учащихся. Выявление отсутствующих учеников на уроке / рапорт дежурного/.

- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. Я желаю всем вам успеха!

ІІ. Подготовка к усвоению нового материала.

-Ребята давайте вспомним из каких частей состоят слова?

/ приставка, корень, суффикс, основа, окончание/

Что такое приставка?/ Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов/

Покажите на воздухе как обозначается приставка?

Чем приставка отличается от предлога? / Приставка- это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня, а предлоги с другими словами пишутся отдельно/

Какие приставки вы знаете? /-с, -об,-под,-в,- о, - по,-про,-вы, - ото/

-А сейчас ребята послушайте стихотворение и определите тему нашего урока:

Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” - представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте. /П. Матвиенко/

ІІІ. Постановка цели урока

— И так тема нашего урока «Разделительные ъ и ь знаки». Сегодня на уроке нам предстоит узнать когда же пишется ь и ъ знак в словах. Хотите узнать? (Да!) Тогда приступим.

Учитель: - Ребята откройте тетради запишите число, классную работу и тему урока «Разделительные Ъ и Ь». Сейчас я вам прочитаю веселое стихотворения С. Маршака.

А вы найдите слова с твердыми и мягкими знаками.

  • Ребята в каких же словах есть Ь и Ъ знак?

/ размышленья, объявление, мгновенье, Илья/

IV. Объяснение нового материала

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова ОБЪЯВЛЕНИЕ, СЪЕМКА, ПОДЪЕХАТЬ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ.

-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?

-На какую букву заканчиваются эти приставки?

-Перед какими буквами стоит Ъ?

-Какое правило можно отсюда сформулировать?

* Ъ пишется после приставок на согласный и перед буквами Е,Ё,Ю,Я/ записать правило с примерами в тетрадь/

-А теперь обратите внимание на написание этих слов.

ВЬЮГА СЕМЬЯ ВОРОБЬИ СОБАЧЬЕ

-Выделите корни слова и окончания

-Сделайте вывод о правописании

* Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Ё,Ю,И,Я. / правило запишите в тетрадь/

Физкульминутка

Раз, два, три, четыре, пять-

Мягкий знак ты должен знать.

Ну и твёрдый не забудь

И здоровым всегда будь!

Ү. Проверка усвоения нового материала:

Игра “Где Ъ и Ь”?На партах лежат сигнальные карточки для каждого ученика. Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.  Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, съел, подъезд.

ҮІ. Закрепление нового материала.

1/.Упр. 182 стр. 79. Составьте и запишите предложения со словами , данные в рамках / стр, 78/ Обозначьте Ъ. /работа у доски//Объявление, подъезд, съесть, подъехать/

Упр. 185 стр 80. Спишите слова. Обозначьте приставку и подчеркните первую букву корня. / Подъехать, съесть, подъезд, разъезд, въезд, объезд, объехать, объем, подъем/

ҮІІ. Итог урока:

Учитель: — А что сегодня интересного вы узнали на уроке? Что повторяли? Какое задание понравилось? Какое задание показалось трудным? Почему?

Ученики:

— Мы узнали о Ь и Ъ.

— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.

— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.

— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.

ҮІІІ. Домашнее задание. Упр. 188 стр. 81 выучить правило

ІХ. Рефлексия. - Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.

- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разделительные Ъ и Ь

Автор: Чичибаева Гульмира Серикбаевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока на тему "Написание разделительных ъ и ь знаков. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-napisaniie-razdielitiel-nykh-i-znakov-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "105102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402818711"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме  «Разделительный Ъ» "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-umk-shkola-2100-po-tiemie-razdielitiel-nyi"
    ["file_id"] => string(6) "192034"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427392371"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "разделительный мягкий знак "
    ["seo_title"] => string(32) "razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-1"
    ["file_id"] => string(6) "143563"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418559422"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком "
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-tviordym-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "149589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420233457"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь""
    ["seo_title"] => string(48) "razdielitielnyipravopisaniieslovsrazdielitielnym"
    ["file_id"] => string(6) "291840"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455191277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства