Русский язык
Тип:открытие новых знаний
Дата: 19.03.2015
Цель:научиться правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.
Задачи:
Личностные:
создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы способствовать развитию орфографической зоркости развивать умение работать в паре.
Метапредметные:
создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
Предметные:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, положительного отношения к знаниям.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучающихся:осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах, понимать значимость правильного написания твердого знака, развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке,
Метапредметные результаты:
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников;
Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака, уметь формулировать правило по написанию твердого знака в словах.
Коммуникативные:внимательно слушать друг друга, уметь работать в паре.
Предметные результаты:знать, когда следует писать разделительный твердый знак,уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, презентация.
Ход урока
Этап
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы, формы
УУД
Организационный
1-2 мин
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элина Игоревна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Громко прозвенел звонок начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей.
Слово учителя
Личн:
самоопределение к деятельности
Актуализация
7-8 мин
Ребята, посмотрите внимательно на доску, кто к нам пришел сегодня в гости на урок?Правильно, это разделительный Ъ знак. Он забыл, где же он пишется и мы сегодня мы должны будем ему помочь.
Для начала давайте вспомним, что же вы изучали на прошлом уроке?
Посмотрите на слайд, назовите те слова, в которых есть разделительный Ь знак.
Слова:
- Ель
- Веселье
- Колья
- Крылья
- Высь
- День
- Бьет
- Воробьи
Как вы определяли в каких словах пишется разделительный ь?
Правильно, молодцы! Что вы знаете о разделительном Ъ знаке? Что общего между ь и ъ?
Разделительный ъ знак.
Разделительный Ь знак.
Веселье, колья, крылья, бьет, воробьи
Когда ь стоит в корне слова перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Называют ответы.
Работа с учебником, фронтальная беседа.
Коммун:высказывать свои мнения, слушать ответы других.
Познав: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Постановка проблемы и постановка темы урока
3 мин
Посмотрите на слайд, прочитайте предложение.
Назовите действие(глагол) в этом предложении.
Выберете из предложенных букв такую, чтобы значение слова поменялось: е, ь, ъ.Вот два слова «сели» «съели»
Друг на друга посмотрели.
Не поймут те забияки
Их отличие вТВЁРДОМ ЗНАКЕ.
Кто из вас догадался, какая у нас сегодня тема урока?Правильно, молодцы!
Чему мы будем сегодня учиться? Давайте откроем тетради и запишем девятнадцатое марта, классная работа, тема урока на слайде.
Разделительный Ъ знак забыл в каких случаях он пишется, давайте поможем ему. Может быть кто-то из васуже сейчас знает, в каких случаях пишется ъ?
Вдруг на ветку сели воробьи.
Сели.
Сели и съели.
Разделительный твёрдый знак. Правописание твёрдого знака.
Писать слова с разделительным Ъ знаком.
Называют ответы.
Работа с презентацией, фронтальная беседа.
Познавательные:
1. выделение необходимой информации.
Построение проекта выхода из затруднения
22-23 мин
Вы дали мне несколько ответов, а где же нам найти правильную информацию, чтобы помочь ему?
Для того,чтобы узнать, когда пишется Ъ, давайте прочитаем правило на стр. 134.
Так в каких случаях нужно писать разделительный Ъ?
Как поступить, чтобы правильно написать слово?
Посмотрите внимательно на доску (на доске написаны два слова: пьеса и отъезд с пропущенными знаками). Давайте на примере этих слов разберем в каких же случаях пишется разделительный Ъ знак? Слово пьеса, слышится звук й’ после звука п’ поэтому смотрим в какой части слова пропущен знак, это корень, следовательно раз знак пропущен в корне, то пишется разделительный Ь знак. Теперь посмотрите на слово отъезд, слышится звук й’ после твердого т, затем смотрим в какой части слова пропущен знак, знак пропущен после приставки от, поэтому пишется разделительный Ъ.
А теперь давайте прочитаем порядок действий на стр.134.
На какой алгоритм похож этот алгоритм?
Давайте сравним, какое отличие в этих алгоритмах. Молодцы, мы помогли разобраться разделительному Ъ знаку.(вывешивает приставки)
А сейчас давайте потренируемся в написании разделительного Ъ знака в словах, для этого мы выполним упр. 208 с использованием алгоритма, который мы только что прочитали. Вызывает детей к доске по цепочке.
Физминутка:(2-3 мин)
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
А сейчас вы должны выполнить упр.209, а затем вы обменяетесь работой с соседом по парте и проверите их.Все ли поняли задание? Молодцы, ребята, вы все хорошо справились. А теперь выполним небольшой диктант. Давайте проверим вашу работу, посмотрите на слайд и исправьте ошибки. Поднимите руку те, кто написал без единой ошибки? У кого не все получилось? А у кого что-либо не получилось должны подучить правило и у вас обязательно все получится.
В учебнике.
Разделительный Ъ знак пишется после пристаки, оканчивающуюся на согласную букву перед буквами е,ё,ю,я.
Дети, прочитав правило отвечают на вопросы.
Дети слушают объяснение учителя.
Читают порядок действий в учебнике.
На порядок действий про разделительный Ь.
Разделительный Ь пишется в корне слова, а разделительный Ъ после приставки.
Дети по цепочке выходят к доске и выполняют упр. 208 с использованием порядка действий.
Разъяснил задачу, дверь подъезда, льют дожди, яркое объявление, дорога в объезд, вьют гнезда, отъезд в отпуск.
Подъехал-отъехал
Подошел-отошел
Вышел-зашел
Съехались-разъехались
Выехал-заехал
Дети выполняют упр. 209, затем проводят взаимооценку.
Работа с учебником, фронтальная беседа, работа с доской, работа в парах.
Познавательные:
1. выделение необходимой информации
Коммуникативное:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Регулятивные: взаимооценка
Итог
Рефлексия
3 мин
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Мы с вами сегодня хорошо потрудились, аглавное помогли разделительному Ъ знаку вспомнить в каких же случаях он пишется.
Какой у нас был проблемный вопрос на уроке?
В каких случаях пишется разделительный ъ? Поднимите руку те ребята, кому было трудно на уроке? Кому легко? Назовите имена тех учеников, кто сегодня на уроке был самым активным и внимательным.
Спасибо ребята за урок, мне было приятно с вами работать!
Разделительный Ъ знак. Написание слов с разделительным Ъ знаком.
Дети читают либо называют правило.
Фронтальная беседа.
Регулятивные:
Оценка своей деятельности.
Коммун:высказывать свои мнения, слушать ответы других