Тема. Разделительный мягкий знак.
Цель урока:
Формирование у учащихся правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.
Задачи урока:
1. Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
2.Формировать у учащихся фонематическое восприятие слогов и слов с разделительным мягким знаком, закрепить навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.
3.Воспитывать самостоятельность, способность к умственному труду, аккуратность, формировать интерес к истории Нового года, к русскому языку.
Оборудование: Компьютер и презентация урока, карточки, маски, предметные картинки, ёлочка, игрушки, ь знак.
Структура урока
Создание психологической атмосферы
Создание ситуации успеха.(Актуализация прежних знаний)
Постановка учебной задачи.
Фиксация проблемы в графико-знаковой форме.
Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
Решение учебной задачи.
Применение новых знаний.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Ход урока
I. Создание психологической атмосферы.
- Здравствуйте, дорогие ребята.
II. Создание ситуации успеха.(Актуализация прежних знаний)
- какое время года?
- какие зимние месяцы вы знаете?
(декабрь, январь, февраль)
- как произносится последний звук в этих слова?
(мягко)
- что вы знаете о ь знаке?
( Не обозначает звука. Показывает мягкость впередистоящего согласного.
В сочетаниях чк, чн, щн, чт ь не пишется.)
- Еще какие буквы показывают мягкость согласного?
-(Буквы е,ё,ю,я,и )
Постановка учебной задачи.
- какими словами можно описать зимнюю погоду?
(мороз, холод, снег, буран, вьюга)
- Ребята, посмотрите на доску, здесь даны слова с пропущенной буквой.
В---юга
Хлоп---я
Зимов---е
-какую букву надо написать вместо пропуска в слове ?
(ь знак)
-мягкий знак смягчает и ещё что делает ?
Фиксация проблемы в графико-знаковой форме.
- Ребята, посмотрите на данный график. Как вы думаете, почему в словах в середине нарисованы смайлики, стрелочки ?
хлоп←☺→я
в ←☺→ юга
зимов←☺→е
- Что они делают?
(Одну часть отталкивают, отделяют от другого.)
- Прочитайте первую часть слова до смайлика, затем покажите движением руки, как отталкивают смайлики вторую часть.
- Прислушивайтесь, с какого звука мы начинаем движение руки, разделяем часть слова?
- Ребята, запишите слово без смайлика и прочитайте. Что у нас получилось?
- Какой знак поставим именно?
-надо поставить мягкий знак.
(Если обучающиеся ответили, что нужно поставить ь, нужно наводящими вопросами, вывести к тому, что ь выполняет еще и вторую роль)
-мягкий знак смягчает и ещё что делает ?
(надо поставить разделительный мягкий знак).
Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
- Какой знак может разделить слово и когда его писать?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
Решение учебной задачи.
- Сделайте вывод, когда пишется разделительный ь знак ?
- Разделительный ь пишется в словах после согласных перед буквами е,ё,ю,я,и.
После разделительного ь знака гласные буквы обозначает два звука .
– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.
Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская разделительный ь знак.
- к нам в гости пришел разделительный ь знак. Почему он такой нарядный?
(скоро Новый год, он нарядился)
Применение новых знаний.
Беседа
- Ребята, какой праздник приближается?
-Как мы встречаем этот праздник?
-Чьего прихода мы всегда ждём в Новый год?
-Кто из вас знает, откуда пошел обычай встречать Новый год так, в январе?
- Более 300 лет назад русский царь Пётр 1 привёз эту традицию из Европы. Он издал указ о том, чтобы встречать Новый год по новому календарю, т.е. 1 января (до этого Новый год в России праздновали осенью в сентябре , а ещё раньше весной в марте ). В том же указе он написал о том, чтобы в домах и крестьян и дворян к празднику устанавливали ёлку и украшали её. Царь Пётр 1 постановил, чтобы все поздравляли друг друга, ходили в гости и дарили подарки. Ещё он всем повелевал в новогоднюю ночь палить в воздух из ружей и пушек, чтобы праздник получился не хуже, чем в Европе.
-разделительный ь знак, просит вас о помочь ему нарядить ёлку.
На каждой елочной игрушке задание, которое мы должны сделать, потом этой игрушкой украсить ёлку.
2 . Повторите пары слогов
Ля-лья тя-тья
Ле-лье те- тье
Лю-лью тю-тью
Ли- льи ти- тьи
Лё-льё тё-тьё
-какая разница между парой слогов?
(в первой- смягчает, во второй смягчает и разделяет)
3. Прочитайте стихотворение, найдите слова с разделительным мягким знаком.
Устно (СЛАЙД)
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в словах стою, друзья.
Воробьи, статья, жилье –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Соловьи, ружьё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья
вьюга, осенью ,друзья.
4. Вставь, если нужно, вместо точек разделительный ь знак (СЛАЙД)
-Открыли тетради записали число, тему урока
15 декабря
Разделительный ь знак
Листья , крыл…я, вороб…и,
Варен…е, стул…я, мурав…и
С мягким знаком ты пиши. (Слайд Самопроверка)
5. Игра с мячом “Один-много”
Учитель называет существительное в единственном числе и бросает ученику мяч- снежный ком. Ученик должен поставить это существительное во множественное число.
Брат, колос, лист, стул, друг, перо, полено, крыло, ком, воробей.
6 . Работа на карточках
- Прочитайте слова, где нужно поставьте разделительный ь знак . Подчеркните разделительный ь знак с буквой, перед которой он стоит.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
- Когда пишется разделительный мягкий знак? Перед какими гласными он стоит?
- обменяйтесь листочками, проверьте
7 . Контроль и коррекция знаний и способов действий
Самостоятельная работа
На доске вывешиваются картинки. Учащиеся самостоятельно записывают слова с разделительным ь знаком . Устно назвать картинки.
Свинья, обезьяна, колосья, семья, перья, воробьи.
8 .Найдите среди этих слов лишнее.
Наталья, Софья, Ольга, Татьяна, Илья
9. Назовите одним словом
-когда загораются звезды? (ночью)
-когда улетают птицы в теплые края? (осенью)
-ягоды сваренные в сахаре? (варенье)
- мать, отец, дети? (семья)
- верхняя женская одежда? (платье)
- домик для пчел? (улья)
- животное макаки? (обезьяна)
-снежная буря? (вьюга)
- без чего птицы не улетят на юг? (крылья)
10.- Прочитайте слова. Сравните.
Полю-полью
- Чем похожи слова? (Одинаковые буквы)
- Чем отличаются? (Значением, произношением)
– Объясните значение выделенных слов?
(Полю – очищаю от сорных растений.
Полью –создам влажность в почве)
– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полю»?
– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полью»?
– Что изменилось?
– В каких словах слышится звук «й»?
– Перед какими буквами стоит мягкий знак?
Вывод: разделительный мягкий знак служит для разделения звуков.
8. Найди похожие слова, спиши их парами .
Почему у Васи колья
Превратились как-то в Колю,
А у Толи вдруг семья
Превратилась в семя?
Просто мальчики забыли
Мягкий знак пустить в слова.
– Вспомним правило правописания слов с разделительным ь.
VIII. Итог занятия
9.Прочитайте стихотворение ,назовите слова с разделительным ь знаком.
Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, друзья?
10. Чья мордочка?
(зайчья, лисья, коровья,медвежья…)
Около елки в масках песня «В лесу родилась ёлочка»
Краткий анализ и оценивание своей деятельности.
- Ребята, какую проблему мы решали на уроке?
- Какие задания вам давались легко?
- При выполнении каких заданий, вы испытывали трудности? Почему?
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
Дерев___я, бел___ё, сынов___я, друз___я, стул___я, плат___е, в___юга, собач___я, крыл___я.
хлоп←☺→я
в ←☺→ юга
зимов←☺→е