Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Ход урока
Организационный момент. Введение в тему.
Чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать...
(Мягкий знак.)
Сравните предложения:
Птицы собираются в полёт. ~
Скоро польёт дождь.
Назовём по порядку звуки в выделенных словах:
В словеполётмы слышим звуки:~ [п а л’о т]
А в словепольёт – ~звуки [п а л’ й’ о т]
Обратите внимание! ~ После согласного звука [л'] ~ слышим согласный звук [й'] и ~ последующий гласный звук ~ [о].
На письме после буквы «эль» перед буквой ёпишется разделительный мягкий знак.
Чистописание.
Понаблюдайте за буквосочетаниями:
мь мья вь вьи нь нья бь бьи
Какую работу выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нь, мь , бь, вь?
Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях нья, мья, бьи, вьи?
Пропишите эти буквосочетания.
Следите за высотой, наклоном и шириной букв.
Придумайте слова с данными буквосочетаниями.
Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова, Чтоб семья не стала семя, колья – Колей никогда.
Грамматическая сказка.
О МЯГКОМ ЗНАКЕ И ЕГО РОДНОМ БРАТЕ
В стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого – Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и всё время спорили, кто из них важнее.
– Я! – говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме.
– Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А ещё я показываю, что … (Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?) Я показываю, что согласные не сливаются с гласными.
– Зато я, – возражал ему брат, – пишусь и в конце слова, и в середине.
– Ну и что? – спорил с ним Разделительный Мягкий Знак. – Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными. (С какими? Подскажите.)
И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед. Он наклонился над ними и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше никогда не спорили и стали жить очень дружно.
– Что же мог сказать им их дедушка Всевед? Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно грамотно писать слова.