kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассуждение как тип речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить изученный материал о типах речи (повествование, описание), сформировать представление о типе речи рассуждение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рассуждение как тип речи»

Урок развития речи в 5 классе

Тема: Рассуждение как тип речи

Тип урока: Урок развития речи. Закрепления понятия «рассуждение»

Цель урока: повторить изученный материал о типах речи (повествование и описание); сформировать представление о типе речи рассуждение; познакомить с композицией текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова.

Планируемый результат

Предметные: умение определять типы речи в тексте; знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, уметь составлять текст-рассуждение.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Типы речи, рассуждение, доказательства, тезис, вывод.

Ресурсы:

Раздаточный материал, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Ход урока.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Но сегодня у нас с вами несколько необычный урок, мы будем работать не в классе, а в редакции газеты.

Ключевыми на уроке будут следующие понятия (записаны на доске):

  • Текст

  • Тема текста

  • Стиль текста

  • Тип речи

  • Рассуждение

  • Доказательства

  • Тезис

  • Вывод

Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия. А проверяться они будут в ходе урока по мере выполнения заданий.

-Итак, чем занимаются люди, работающие в редакции газеты?

(Берут интервью, фотографируют, собирают материал, ищут интересную информацию, проверяют и создают тексты…)

-Все правильно вы, ребята, сказали. Мы, как настоящие корреспонденты, журналисты печатного издания, будем работать с текстами, и даже пробуем самостоятельно его создать. И это не просто. На уроке повторим изученный ранее материал, дополним его и узнаем кое-что новое.

Открываем тетради, записываем дату (19 января), классная работа.

Редакторы, журналисты в своей работе используют разные типы речи.

- Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение)

- Совершенно верно. Повествование, описание, рассуждение

(таблица-проекция на экран) Запись в тетрадь

ТИПЫ РЕЧИ

что произошло?                         почему мы                             каков предмет                          

                                       утверждаем что-то?                       высказывания?                        

повествование                              рассуждение                        описание



Ребята, представьте такую ситуацию. В каждом номере газеты на странице «Наши четвероногие друзья» помещается интересная информация о каких- либо животных.

Вы, как редакторы, получаете задание, соотнести тексты с названием рубрик (проекция на экран):

Но для начала давайте вспомним, что такое текст, тема текста

Рубрика «Усатые - полосатые » (Текст 1)

Рубрика «Забавные истории» (Текст 2)

Рубрика «Почему мы так говорим?» (Текст 3)

  1. Чарли — маленькая нежная кошечка. Возраст около 10 месяцев. Тёмно-шоколадная, с белой грудкой и перчатками — она вырастет в красавицу, которой хозяева будут гордиться. Трудное детство на улице, постоянная угроза со стороны людей, холод и голод сделали её осторожной. Но, почувствовав тепло дома и человека, она быстро открывается и привязывается, мурлычет и очаровывает. Тихая, совсем не царапается и не кусается— идеальная бархатная красавица. Звоните, этот котёнок вас очень ждёт!

Итак, докажите, что данный отрывок является текстом. (предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически, связаны в целое темой и основной мыслью. Обладает относительной законченностью (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (В тексте речь идет о маленькой кошечке, которая ждёт своих хозяев.) (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

Какой тип речи здесь использован? (описание)

Докажите. Вспомогательные вопросы:

- Какой вопрос можно задать ко всему тексту? (Какая эта кошечка?)

- Какая часть речи встречается чаще других? (Имя прилагательное). Назовите эти прилагательные.

-Итак, текст-описание – это словесное изображение какого – либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков: описание предмета, места, состояния среды, человека. (проговаривается детьми еще раз)

Хорошо!

  1. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Это был кот, потерявший всякую совесть. Он воровал все. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Наконец кот попался. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

(К.Г. Паустовский).

Докажите, что данный отрывок тоже является текстом. (предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически, связаны в целое темой и основной мыслью. Обладает относительной законченностью (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (в тексте речь идет о коте, который воровал.) (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

Какой тип речи здесь использован? (повествование)

Докажите. Вспомогательные вопросы:

- Какой вопрос можно задать ко всему тексту? (Что произошло?)

- Какая часть речи встречается наиболее часто? (Глаголы). Назовите их.

- В структуре текста можно выделить части текста, рассказывающие , что случилось, как развивались действия

-Итак, текст-повествование – это рассказ о событиях, проишествиях, действиях. (проговаривается детьми еще раз)

- Хорошо, молодцы.

  1. Льва часто называют царем зверей. 

Во-первых, это самый крупный и сильный хищник африканской саванны, он всем своим видом демонстрирует уверенность в собственных силах, величие и спокойствие.

Во- вторых, лев единственный, кто может издать знаменитый победный рык после удачной охоты. Не рев, а гром небесный!

Вот почему говорят: «Лев - царь зверей!»

Докажите, что данный отрывок тоже является текстом. (предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически, связаны в целое темой и основной мыслью. Обладает относительной законченностью (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (в тексте речь идет о льве – царе зверей.) (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

Какой тип речи здесь использован? (рассуждение)

Докажите. Вспомогательные вопросы:

- Какой вопрос можно задать ко всему тексту? (Почему льва называют царем зверей?)

- Какая часть речи встречается наиболее часто? (Глаголы). Назовите их.

Какой тип речи вызвал у вас наибольшее затруднение? Где возникли сомнения?

Какой тип текста вы использовали, чтобы доказать принадлежность текста к тому или иному типу речи? (рассуждение).

-Если мы захотим в чем-то убедить нашего собеседника, то какой тип речи мы будем использовать? (рассуждение)

Итак, мы дошли с вами до самого главного момента. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня наш с вами предметный и очень обстоятельный разговор?

Догадались, какова тема нашего урока?

Действительно, тема урока – «Рассуждение».

Как построен текст такого типа речи, ребята? Сегодня мы об этом узнаем.

Итак, попробуем сформулировать задачи нашего урока:

  • Познакомиться со строением текста - рассуждения

  • Научиться отличать текст - рассуждение от других типов речи

  • Научиться самостоятельно составлять такой текст



  1. Лексическая работа.

  • Давайте объясним значение слова РАССУЖДАТЬ. Что оно значит?

  • Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:

  • 1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. 2 – Высказывание, обсуждение.

– Научимся правильно писать данное слово. Слайд. (или на доске ученик)

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е. (окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, Основа слова рассуждени).

– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? Приведите примеры.

(Когда нужно доказать кому-то что-то, когда что-то не получается, когда мы спорим: прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

Слайд:

Увлечение, рассуждение, умозаключение, размышление, сотворение.

-Что общего между данными словами? ( сущ , ед.ч, 2 скл., суф.ени)

-Какие слова являются синонимами к понятию рассуждение? Запись в тетрадь: рассуждение, умозаключение, размышление.

_Выделите одинаковую морфему во всех слова х- суффикс ЕНИ, обозначающий абстрактное понятие в именах существительных.

4.Актуализация знаний

-Итак, каждый текст имеет свою структуру. Вот мы с вами обратились к тексту- рассуждение. А можем мы выявить главные основные моменты вот этого текста?

- Обратите внимание, с чего начинается текст? (Льва называют царем зверей)

- Что это, на ваш взгляд? (гл.мысль) Да, действительно, вы правы, это главная мысль.

- А дальше что с этой мыслью происходит? (дальше ее доказывают)

- Правильно. Есть главная мысль, есть доказательства. А в финале что?

-Вывод.

Хорошо, вы большие молодцы. Вы самостоятельно определили структуру текста - рассуждения. (запишем в тетрадь по ходу обсуждения)

Давайте мы запишем недостающие элементы композиции.

Итак, первое. Вы правильно сказали, что это основная мысль. А в тексте –рассуждение оно называется словом ТЕЗИС.

Дальше – доказательства. А что мы можем считать доказательством? Примеры- это доказательства? Факты? Да! Все это можно назвать словом АРГУМЕНТ.

- Один аргумент убедительно звучит? Нет. Поэтому логично, что в рассуждении их может быть несколько, но как мининмум, два, чтобы убедить.

Композиция

  • Тезис (основная мысль, утверждение)

Я считаю… Я думаю…

По моему мнению, … На мой взгляд,…

Что такое тезис?

Работа с толковым словарем.

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.



  • Доказательство (аргументы, факты, примеры…)

во-первых, одна из причин, во-вторых, д другим доказательством является , кроме того , самое главное, к примеру

Что такое доказательства?

Работа с толковым словарем.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.



  • Вывод

Следовательно,… Таким образом, … Вот почему…

Я пришел к выводу,… Мы убедились в том,… Итак,

Что такое вывод?

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.



-Посмотрите, какие слова встречаются в тексте? При помощи каких слов строится рассуждение?

- Сколько частей в тексте – рассуждении?

- Сколько абзацев в данном тексте? Почему?

-Как вы считаете, какая часть текста может отсутствовать? (вывод) Такие рассуждения называются неполными. Т.е. итог, к которому пришел автор может и не озвучиваться.

-Как вы поняли, что такое тезис? Доказательства?



Первичное закрепление знаний.

Ребята, вы не забыли, какая наша главная с вами задача этого урока? Правильно, совершенствуем умение работать с текстом.

Перед вами предложения. Это части одного текста. Ваша задача- быстренько сконструировать текст- рассуждение, опираясь на те выводы, которые вы сами озвучили.

Нередко акул называют морскими разбойниками.

Во-первых, они распугивают и уничтожают рыбу; во-вторых, рвут сети. Кроме того, эти грозные хищники иногда нападают на людей.

Поэтому акул считают опасными рыбами.

Кто на свете самый сильный?

Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.

Поэтому самый сильный на свете – муравей.

Ну- ка покажите, что у вас получилось. Молодцы. Зачитаем тезис.

Выполнить синтаксический и морфологический разбор

Лев - царь зверей! (синтаксический разбор предложения)

Лев (морфологический разбор слова)

Пошел Иван-царевич дальше. Вдруг бежит ему навстречу косой заяц. «Убью этого зайца!» - думает царевич.

- Очень уж есть хочется…

Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

- Не губи меня, Иван-царевич! Будет время, я тебе пригожусь.

1. Обозначить части рассуждения.

2. К какой речи (разговорной или книжной) относится текст? Докажите.



Рефлексия
Рассуждение
 - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. Тезис

  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);

  3. вывод.



Домашнее задание: стр. 14-15, упр. 401 или 402 (на выбор)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рассуждение как тип речи

Автор: Шефер Елена Вячеславовна

Дата: 19.06.2018

Номер свидетельства: 473713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-razvitiia-riechi-na-tiemu-rassuzhdieniie-kak-tip-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "227547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440782843"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Публикация урока по русскому языку "Рассуждение как тип речи""
    ["seo_title"] => string(64) "publikatsiia_uroka_po_russkomu_iazyku_rassuzhdenie_kak_tip_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "573880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613987979"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока по теме "ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-po-tiemie-praktikum-tip-riechi-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "248538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446738617"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Подготовка к сочинению-рассуждению"
    ["seo_title"] => string(43) "podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-2"
    ["file_id"] => string(6) "335220"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466258708"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "“Подготовка к сочинению-рассуждению "
    ["seo_title"] => string(43) "podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-1"
    ["file_id"] => string(6) "198803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428470872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства