Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению»
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению
Цели урока:
1. Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение, продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения;
2. Развивающая: развивать творческие способности учащихся, речевую культуру учащихся через редактирование, исправление недочётов в первичном созданном тексте.
3. Воспитательная: прививать любовь к чтению, родному языку.
Для того, чтобы совершенствовать,
развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.
Рене Декар 16 век, французский физик, математик, философ.
Ход урока
Слово учителя.
- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.
Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.
Читаю эпиграф, комментирую его.
- Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).
- Как различаются типы речи?
Типы речи можно различать по вопросам:К повествованию ставится вопрос: что произошло?К описанию: какой?К рассуждению: почему?)
II. Тренировочные упражнения
Послушайте тексты, определите тип речи.
Текст 1:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом рез-
ко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”
(А. Толстой)
Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.
Текст 2:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.
(А. Толстой)
Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!
Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
Отработка структуры текста-рассуждения.
На доске слова "ТЕЗИС", "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО", "ВЫВОД"
Рассуждение начинается с утверждения, то есть с ТЕЗИСА.
"Тезис" записываем в словарик, отрабатываем произношение. Предлагаю классу найти тезис в следующих текстах.
Текст 1:
Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека. Потому что ты часть ее. Она всегда с тобой: в осеннем пламени лесов и в снежном раздолье, в первых весенних цветах и в золотом разливе хлебных полей.
Текст 2:
Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет:"За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
Текст 3:
Война - всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!
Находить тезисы в тексте вы научились. А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме "Учеба".
Ребята формулируют тезисы, в основном, позитивного отношения к учебе типа: "учиться - всегда пригодится", "кто много учится, тот много знает" и т.д.
Предлагаю детям другой тезис: "Чем больше учишься, тем больше глупеешь". Какой из тезисов вам больше подходит? Дети доказывают свои тезисы. Задаю следующий вопрос: "Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?" Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.
"ДОКАЗАТЕЛЬСТВО". А из любого доказательства обязательно следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения, доводы, аргументы), вывод (как и в любом сочинении).
Задание: найти в тексте розданных карточек все эти три части.
Текст :
Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. В них можно найти ответы на все волнующие вопросы. В книгах мы читаем о прошлом и находим картины будущего. Читайте больше и будете счастливы!
(по Паустовскому)
III. Лексическая работа
Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.
Провожу лексическую работу по словам, записанным на доске заранее:
1.Я уверен...
Я думаю (считаю, полагаю...), что...
Мне кажется, что...
2.Докажем это.
Почему? А вот почему...
Это можно объяснить так...
По-моему, прав...
Я не могу согласиться с тем, что... но...
Могут сказать (возразить), что...
3.Итак...
Таким образом...
Следовательно...
Я понял, что...
Темы:
Какая польза от чтения книг.
"Золотая полка"
("Золотая полка" - та, на которую ставятся любимые книги." Ю.ОЛЕША.)
Интересно ли мне в школе.
IV. Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению.