Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме «Фонетика».
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока
С русским языком можно
творить чудеса…
К.Г.Паустовский
/. Организационный момент.
( Постановка целей и задачи урока).(слайд)
// Вступительная беседа
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране.
///.Прослушивание записи (Лес)
- Какие звуки вы сейчас услышали? ( звуки природы)
- Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков природы?(нет)
- А какие звуки нам помогают в общении? ( звуки речи)
- я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как называется страна, в которую мы с вами отправимся.
Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд
А изучает их, заметь –ка
Раздел грамматики – …… (дети определяют тему урока - «Фонетика»( слайд)
(Далее на экране появляется карта путешествия)
Ребята, а вы любите путешествовать? Во время путешествия по стране Фонетика , мы обобщим все знания. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.
Вы готовы к трудностям? Тогда вперед!
Деревня Всезнайка.
Что изучает фонетика?( раздел науки, который изучает буквы и звуки)
- Сколько букв в алфавите? (33 буквы)
- Сколько звуков? (42 звука)
- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)
- На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и согласные)
- Какие звуки всегда звонкие? (й, л, м,н, р)
Какие звуки всегда глухие? ( х,ц, ч, щ)
- Какие звуки всегда мягкие? ( ч,щ,й)
Какие всегда твердые?( ж, ш,ц)
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?( когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь )
Город Орфография (карточки с текстом)
Работа с текстом. (слайд)
Тихая и теплая заря занималась (над) з...млей. (На)кр...ю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. (На) опушке она остановилась. Что это звенит в л...су, будто кто-то осторожно шев...лит к...локольчики? В...рюша нагнулась прислушалась и всплеснула руками. Белые подснежники к...чались кивали заре и каждый цв...ток позванивал. Высоко (на)в...твях в з...лотом свете запела иволга.
В...рюша ст...яла слушала улыбалась…
(К. Г. Паустовский )
- Можно ли сказать, что это текст? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, расположены в определенной последовательности)
- Определите тему текста. (Варюша)
- Тип речи (повествование с элементами описания)
- Стиль речи (художественный)
- Ребята, в этом тексте встретилось очень красивое слово «заря». Что оно означает?
Работа по толковому словарю.
Задание
1.Озаглавьте текст.
2. Вставьте пропущенные буквы. расставьте знаки препинания, раскройте скобки.
3. В первом предложении подчеркните все глухие согласные буквы;
4. Во втором предложении подчеркните слова, где звуков больше, чем букв;
5. Творческое задание, продолжите текст.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд, зашагали как отряд.
Мы продолжаем наше путешествие.
Город Перенос. ( работа в группах)
В городе Перенос дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить? И тогда правитель города Перенос решил таким образом: те животные, названия которых состоят из одного слога будут жить на первом этаже, у кого из двух- на втором, а у кого из трех- на третьем.
( слайд со словами.)
Задание.
На каком этаже будет жить то или иное животное, расположите слова в три столбика.
Сделать фонетический разбор – заяц , ёж , енот (по группам)
Улица «Ударение».
Я предлагаю вам посмотреть сценку «Ударение» (домашнее задание заранее подготовленных учеников )
Саша: - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама:
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
-А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)
-Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
-Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Задание
Давайте с вами поможем Саше, поставим ударение в словах и образуем новые.
- Определите лексическое значение слов, составьте предложение. (слайд)
1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.
А письмо) Б) съемка В) отъезд Г) юнга
2.Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) песняБ)шубкаВ) мед Г) ходьба
3.Укажи слово, в котором буквы Е,Е,Ю,Я имеют два звука.
А )клюв Б) семья В жюри) Г) полет
4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.
А) просьбаБ) сладкий В) узкий Г) ходьба
5)Укажи, в каком слове надо писать букву ь
А) жен..щина Б)печ..никВ) болел..щикГ) гон..щик
После выполненной работы, учащимся предлагается слайд с ответами, где ученики проверяют свои знания и оценивают себя.
Итог урока
Вот и подходит к концу наше путешествие ,закрепим все свои знания о фонетике и заполним кластер ( слайд)
Рефлексия
- Ну вот, ребята и подошло наше путешествие к концу. Вы прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. Нам осталось подсчитать очки и подвести итоги.
Выставление оценок
Домашнее задание: Сочинить сказку о царстве Фонетика.
Использованная литература:
Русский язык 5 класс Алматы « Атамұра» 2010
А.Т. Арсирий «Занимательная грамматика.»
Б.Т. Панов «Внеклассная работа по русскому языку.» М. «Просвещение.»1980.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык.5 класс. М. «Интеллект-Центр».2010