Тема: Путешествие в страну «Фонетика»
Цель: - знать предмет изучения фонетики,
- уметь различать звук и букву, гласные и согласные звуки
- развивать память, мышление, устную речь;
- воспитывать любовь к русскому языку; прививать аккуратность на письме;
- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, интереса к урокам русского языка.
Оборудование: карточки, раздаточный материал, звукозапись (шум природы), стикеры, плакаты.
Ход урока
«С русским языком
можно творить чудеса.»
К.Г.Паустовский.
I. Организационный момент.
- Ребята все вы хорошо знаете алфавит? Давайте проверим, построимся по именам в алфавитном порядке. А теперь я вам раздам буквы, а вы хорошенько подумайте и распределите на 2 команды.
І. Команда: «Гласные звуки».
ІІ. Команда: «Согласные звуки».
Давайте сформулируем цели нашего урока:
- Что мы должны знать?
- Что мы должны различать?
А теперь послушайте запись /звуки природы/
- Какие звуки вы сейчас услышали?
- Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков природы? /нет/
- А какие звуки нам помогают в общении? /звуки речи/
Эпиграфом нашего урока будет высказывание К.Г.Паустовского «С русским языком можно творить чудеса.»
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
II. Постановка целей и задач урока.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране Фонетика, во время которого мы обобщим все, что знаем о ней. Я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.
Во время путешествия вы будете получать очки за правильные ответы, которые в конце урока можно будет обменять на оценки.
III. Путешествие начинается. Выполнение заданий.
Девиз.
– Перед тем как отправиться в путешествие, каждая команда должна выбрать девиз, под которым будет работать. Но для этого нужно выполнить задание: соберите карточки так, чтобы получилось предложение.
1.Грамоте учиться – всегда пригодиться.
2.Если знания – сила, мы хотим, чтоб
она наконец победила!
– А сейчас берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа и свой девиз.
Начало пути.
– Итак, мы с вами в стране, в которой живут наши любимые звуки. Жители страны приготовили для вас интересные задания, но перед тем как приступить к выполнению заданий, мы повторим все, что знаем о звуках. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Назовите всегда твердые согласные.
- Назовите всегда мягкие согласные.
- В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
- Что такое орфоэпия?
В городе Ударение.
– Итак, первое препятствие нас ждет в городе Ударение. Жители ударенчане приготовили задание командам: кто быстрее правильно расставит ударение в словах (карточки):
Музей, столяр, свекла, алфавит, магазин, жалюзи, километр, досуг, предмет, каталог, красивее, сливовый, сантиметр.
– Дополнительное задание: сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПАРИТЬ, ХЛОПОК? (10 слов)
В городе Транскрипция.
– Теперь мы оказались в городе Транскрипция. Мэр города попросил капитанов команд помочь выполнить фонетический разбор слов: ежик, елка, якорь, радость, яблоко, фонарь, дождь, енот.
Музыкальная минутка
Прослушивание песни «Учат в школе»
- Ребята, чем вы занимаетесь в школе, какая ваша цель в жизни?
Река Орфография.
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.
х.лодный – холод н.чной -
в.черний – з.лотистый -
м.рской – ц.нтральный –
Задание 2
Подберите и напишите проверочное слово.Подчеркните в скобках ту букву, которую надо писать в слове.
го.(д,т) – годы холо.(д,т) -
зу.(б,п) – ду.(б,п) -
утю.(г,к) – дру.(г,к) -
шар.(в,ф) – морко.(в,ф) –
Задание 3
Выберите из скобок и вставьте пропущенные буквы.
Ч.сы(а,я), рощ.(а,я), ч.до(у,ю), щ.ка(у,ю), ж.вотное(и,ы), маш.на(и, ы), ц.фра(и,ы), ц.рк(и,ы).
Литературная минутка
В городке Слоговицы.
– Молодцы, вы прошли испытания в реке Орфография. Конечная остановка в нашем путешествии – это городок Слоговицы. Готовы преодолеть последние препятствия? Молодцы! Итак, задания…
- Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. Кто быстрее?
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Один, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
(крокодил, шимпанзе,лемур, жираф, бегемот, кобра).
Конкурс «Капитанов» Игра «Кто быстрее?»
Нужно быстро продолжить слова оканчивающию на последнюю букву.
IV. Итог урока.
– Ну вот, ребята, и подошло наше путешествие к концу. Вы достойно прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. И нам осталось только подвести итоги, подсчитать очки. А пока поделитесь своими впечатлениями от путешествия.
Выставление оценок.
V.Рефлексия
Кому все понятно – нарисуйте веселый смайлик,
кому что-то непонятно-грутный смайлик
VІ. Домашнее задание: подготовить связный рассказ на грамматическую тему “Что я знаю о фонетике”.