kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и план урока по теме "Фонетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Фонетика.  Звуки речи.

Цель:1. Дать понятие о фонетике, графике, орфоэпии;          2.учить выделять звуки в словах;    3.различать звук и букву, гласные и согласные, согласные твердые и мягкие,  звонкие и глухие

Оборудование: слайд-презентация  по теме «Фонетика» , учебник « Русский язык» 5класс, Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, Е.С.Снитко,   РМ по теме урока.

Тип урока: урок новых знаний.

                                                                                       Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа

Методы,приёмы,прим.

1.

Организацион

ный

Приветствие. Проверка подготовки учащихся к    занятию.

 

 

Слайд  1

1минПриветствие. Пожелание хорошего настроения.

2.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(мотивация, актуализация)

Запись числа, классной работы, девиз урока.

-Прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим предыдущую.

-Какой раздел науки о языке изучает предложение?

-А что ещё изучается в этом разделе?

-А из чего состоит предложение? А Слова?

- А чем буква отличается от звука? –

-Что мы называем буквой, а что звуком?

А теперь минуту внимания(Звучат звуки природы)

-Какие звуки вы услышали?

-Можно ли нам общаться при помощи  этих звуков?

-А какие звуки нам помогают общаться?(звуки речи)

Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?( о звуках речи)

Мы побываем с вами в волшебной стране  Фонетике. Узнаем о её жителях, познакомимся с её законами. Но чтобы все это узнать, вам нужно пройти много испытаний. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь.

Тема урока: Фонетика.Звуки речи.

Цели урока: Сформулируем вместе

Слайд  1

Блиц-опрос

Слайд 2

(картинка)

слайд 3 (тема и цели)

3

Этап усвоения новых  знаний и способы действия

1.Работа с понятием «фонетика». Какое слово в названии темы не  знакомо? Стража на воротах страны Фонетики не пропустит нас, пока мы не отгадаем смысл названия и что изучает.

Словарная работа

Телефон, мегафон, микрофон, диктофон, симфония, смартфон

-Что обозначают слова?

-Какая часть слова общая для всех слов?(фон) Есть ли эта часть слова в слове фонетика?

-Работа с учебником стр.92 Прочитайте правило, найдите опорные (главные) слова.

Вывод: Итак, мы узнали, что  обозначает и что изучает фонетика. Заходим в ворота города, здесь нас ждут новые испытания.

1.Эсперимент(опыт) Со словом «СОМ»

- Что происходит?  Почему мы меняем один звук, а получаем новое слово? (звуки различают слова по смыслу)

Фонема-звук речи

2.Работа с таблицей (составляем опорную схему)

Эксперимент2. Как образуются звуки речи?(рисунок)

Какие органы речи образуют звуки?

Какие звуки вы знаете? Как они образуются?

-Как вы думаете, какие звуки важнее: гласные или согласные?  (Слайд 9)

-А буква   и звук  -это   одно и тоже? Давайте докажем. Приведите примеры (ёлка, мороз)

Слайд №10 Отгадайте, какие слова записаны?

 

Слайд 4

(словарная работа)

Слайд 5

(Фонетика)

 

 

Слайд №6

Слайд 7

(звуки речи)

Слайд 8

(образование звуков речи)

Продолж.  Слайд 7

(звуки речи)

(Слайд 9)

Слайд №10

Возвращаемся к Слайду №7

Этап проверки первичного понимания

Опорная схема- (раздать!)

- Что бы вы  добавили в эту схему?

 

РМ

5Закрепление новых знаний

7.      Этап  применения знаний и способов действий

 

домашнее  задание

Упр.141.стр.95

презентации

  1. Игра «Одна фонема, марш!» (самост. в тетрадь)

-В чем мы сейчас убедились?

  1. Бывают смешные  ситуации, когда  перепутали фонему «Исправь ошибку!»(устно)

 

       3.Задание на распознавание звуков и букв (Записать  в тетрадь . На доске)Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные звуки?

Мал   - мял 3зв, 3 букв. ТВ.-мягк.

Галка 5зв., 5б. –галька 4зв.,5б.

Ель  3зв.-3б.  ел 3зв. 2б.

 

4.Сам. задания (Слайд №14 )Самостоятельно проанализируйте звуки и буквы.

-Какие задания для вас были сложными?

 

5.

На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова (книга Милна «Винни-Пух и все-все-все» Кролик Кристофер Робин  написал: «Прашу нажать, эсли не аткроют», а потом еще подписал:

«Прашу падергать, эсли не аткроют»

 -Каких правил не знают Кролик и Сова?

Гласные звуки бывают в сильной  и слабой позиции

Сильная- под ударением, слабая-без ударения.

(безударные гласные, правописание приставок)

-Всегда ли совпадает устная и письменная речь?

 

6.Работа с учебником стр.95. Вы узнаете о том, как писатели и поэты используют прием Звукопись

Задание на слайде №15

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

-Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?

А теперь мы с вами попробуем применить свои фонетические знания. Представьте себе, что на нашу железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз.

       -  Какие звуки он может издавать?

(свист и шипение)Переделайте предложение.

 

 К станции(с шумом и свистом) подъезжал (приближался)большой( тяжелый) паровоз.

 

(Подобное)  домашнее  задание УПР.141 стр.95

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд№15

8

Этап обобщения

и систематизации знаний

«Верю- не верю»

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в  котором изучаются:

-буквы? Звуки?

2.Буква-это графический знак? Звуковая оболочка слова?

3.Количество гласных звуков- 6?

4.Согласные  ф, к,с- глухие?

5.Звуки речи делятся на две группы(гласные и согласные)

6. Звук Й-это гласный звук?

7. Между буквой  и звуком нет отличий?

8.Гласные бывают звонкими и глухими

9.Гласные бывают ударными и безударными.

9Этап информации о д/З

Упр.141 стр.95 (1-3  задания);

Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»

Слайд №16

10Этап подведения итогов урока

Путешествие по стране Фонетика подходит к концу.

11Рефлексия

Давайте, выясним, достигли  ли мы  цели урока?

-Что показалось вам наиболее интересным?

Как вы объясните девиз урока?

Мотивирование оценок

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок на учитель года»

Тема: Фонетика. Звуки речи.

Цель:1. Дать понятие о фонетике, графике, орфоэпии; 2.учить выделять звуки в словах; 3.различать звук и букву, гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

Оборудование: слайд-презентация по теме «Фонетика» , учебник « Русский язык» 5класс, Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, Е.С.Снитко, РМ по теме урока.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа

Методы,приёмы,прим.

1.

Организацион

ный

Приветствие. Проверка подготовки учащихся к занятию.



Слайд 1

1минПриветствие. Пожелание хорошего настроения.

2.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(мотивация, актуализация)

Запись числа, классной работы, девиз урока.

-Прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим предыдущую.

-Какой раздел науки о языке изучает предложение?

-А что ещё изучается в этом разделе?

-А из чего состоит предложение? А Слова?

- А чем буква отличается от звука? –

-Что мы называем буквой, а что звуком?

А теперь минуту внимания(Звучат звуки природы)

-Какие звуки вы услышали?

-Можно ли нам общаться при помощи этих звуков?

-А какие звуки нам помогают общаться?(звуки речи)

Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?( о звуках речи)

Мы побываем с вами в волшебной стране Фонетике. Узнаем о её жителях, познакомимся с её законами. Но чтобы все это узнать, вам нужно пройти много испытаний. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь.

Тема урока: Фонетика.Звуки речи.

Цели урока: Сформулируем вместе


Слайд 1


Блиц-опрос











Слайд 2

(картинка)



Слайд 3 (тема и цели)

3

Этап усвоения новых знаний и способы действия

1.Работа с понятием «фонетика». Какое слово в названии темы не знакомо? Стража на воротах страны Фонетики не пропустит нас, пока мы не отгадаем смысл названия и что изучает.

Словарная работа

Телефон, мегафон, микрофон, диктофон, симфония, смартфон

-Что обозначают слова?

-Какая часть слова общая для всех слов?(фон) Есть ли эта часть слова в слове фонетика?

-Работа с учебником стр.92 Прочитайте правило, найдите опорные (главные) слова.

Вывод: Итак, мы узнали, что обозначает и что изучает фонетика. Заходим в ворота города, здесь нас ждут новые испытания.

1.Эсперимент(опыт) Со словом «СОМ»

- Что происходит? Почему мы меняем один звук, а получаем новое слово? (звуки различают слова по смыслу)

Фонема-звук речи

2.Работа с таблицей (составляем опорную схему)

Эксперимент2. Как образуются звуки речи?(рисунок)

Какие органы речи образуют звуки?

Какие звуки вы знаете? Как они образуются?

-Как вы думаете, какие звуки важнее: гласные или согласные? (Слайд 9)

-А буква и звук -это одно и тоже? Давайте докажем. Приведите примеры (ёлка, мороз)

Слайд №10 Отгадайте, какие слова записаны?


Слайд 4

(словарная работа)








Слайд 5

(Фонетика)



Слайд №6



Слайд 7

(звуки речи)


Слайд 8

(образование звуков речи)

Продолж. Слайд 7

(звуки речи)

(Слайд 9)

Слайд №10

Возвращаемся к Слайду №7



4

Этап проверки первичного понимания

Опорная схема- (раздать!)

- Что бы вы добавили в эту схему?


РМ

5

Закрепление новых знаний













7. Этап применения знаний и способов действий
































домашнее задание

Упр.141.стр.95

презентации

  1. Игра «Одна фонема, марш!» (самост. в тетрадь)

-В чем мы сейчас убедились?

  1. Бывают смешные ситуации, когда перепутали фонему «Исправь ошибку!»(устно)


3.Задание на распознавание звуков и букв (Записать в тетрадь . На доске)Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные звуки?

Мал - мял 3зв, 3 букв. ТВ.-мягк.

Галка 5зв., 5б. –галька 4зв.,5б.

Ель 3зв.-3б. ел 3зв. 2б.


4.Сам. задания (Слайд №14 )Самостоятельно проанализируйте звуки и буквы.

-Какие задания для вас были сложными?


5.

На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова (книга Милна «Винни-Пух и все-все-все» Кролик Кристофер Робин написал: «Прашу нажать, эсли не аткроют», а потом еще подписал:

«Прашу падергать, эсли не аткроют»

-Каких правил не знают Кролик и Сова?

Гласные звуки бывают в сильной и слабой позиции

Сильная- под ударением, слабая-без ударения.

(безударные гласные, правописание приставок)

-Всегда ли совпадает устная и письменная речь?


6.Работа с учебником стр.95. Вы узнаете о том, как писатели и поэты используют прием Звукопись

Задание на слайде №15

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

-Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?

А теперь мы с вами попробуем применить свои фонетические знания. Представьте себе, что на нашу железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз.

- Какие звуки он может издавать?

(свист и шипение)Переделайте предложение.


К станции(с шумом и свистом) подъезжал (приближался)большой( тяжелый) паровоз.


(Подобное) домашнее задание УПР.141 стр.95



Слайд №11





Слайд №12



Слайд №13






Слайд №14

















Слайд№15

8

Этап обобщения

и систематизации знаний

«Верю- не верю»

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются:

-буквы? Звуки?

2.Буква-это графический знак? Звуковая оболочка слова?

3.Количество гласных звуков- 6?

4.Согласные ф, к,с- глухие?

5.Звуки речи делятся на две группы(гласные и согласные)

6. Звук Й-это гласный звук?

7. Между буквой и звуком нет отличий?

8.Гласные бывают звонкими и глухими

9.Гласные бывают ударными и безударными.




9

Этап информации о д/З


Упр.141 стр.95 (1-3 задания);

Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»



Слайд №16

10

Этап подведения итогов урока

Путешествие по стране Фонетика подходит к концу.



11

Рефлексия

Давайте, выясним, достигли ли мы цели урока?

-Что показалось вам наиболее интересным?

Как вы объясните девиз урока?


Мотивирование оценок







Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Двенадцатое декабря Классная работа Девиз урока: «Учись слышать звуки слов: в них много тайн.»

Двенадцатое декабря

Классная работа

Девиз урока: «Учись слышать звуки слов: в них много тайн.»

Страна Фонетика

Страна Фонетика

Тема: Фонетика. Звуки речи

Тема: Фонетика. Звуки речи

  • Цели урока : 1)узнать, что изучает фонетика ;
  • 2)повторить , какие бывают звуки речи;
  • 3)учиться выделять звуки в словах;
  • 4)учиться различать звук речи и букву.
Словарная работа Телефон, мегафон, микрофон,симфония,  диктофон, смартфон (аппарат, передающий звук, усилитель звука, музыкальное произведение, прибор для записи звука, вид телефона) ФОН-(phonе—греч.) звук

Словарная работа

Телефон, мегафон, микрофон,симфония,

диктофон, смартфон

  • (аппарат, передающий звук, усилитель звука, музыкальное произведение, прибор для записи звука,
  • вид телефона)

ФОН-(phonе—греч.) звук

наука Фонетика звуки речи

наука

Фонетика

звуки речи

1.Замените первый звук в слове:   том, дом, лом, ром сом 2.Выньте один звук в словах: каска слон пол тело краска склон полк тепло  3. Добавьте один звук: стол шар укус столб шарф уксус

1.Замените первый звук в слове:

том, дом, лом, ром

сом

2.Выньте один звук в словах:

каска

слон

пол

тело

краска

склон

полк

тепло

3. Добавьте один звук:

стол

шар

укус

столб

шарф

уксус

Гласные (голос) Согласные (голос+ шум) Как образуются звуки?

Гласные

(голос)

Согласные

(голос+ шум)

Как образуются звуки?

Как вы думаете, какие звуки важнее: гласные или согласные? Расшифруйте фразу 1.Е у оиа ёоа , еу оа и а.  2.В лс рдлс лчк, в лс н жл.

Как вы думаете, какие звуки

важнее: гласные или согласные?

Расшифруйте фразу

1.Е у оиа ёоа , еу оа и а.

2.В лс рдлс лчк, в лс н жл.

Отгадайте, какие слова записаны? йа йэщ о п и ш ы ц а

Отгадайте, какие слова записаны?

йа

йэщ о

п и ш ы ц а

Звуки речи (смыслоразличители) Гласны е Согласные (голос) (голос+шум) Органы речи 6 34 + Й Звонкие и глухие Твердые и мягкие и,ы,о,у,э,а Буква≠звук Графика (знаки письма) Орфоэпия (правила произношения)

Звуки речи

(смыслоразличители)

Гласны е

Согласные

(голос)

(голос+шум)

Органы

речи

6

34 + Й

Звонкие и глухие

Твердые и мягкие

и,ы,о,у,э,а

Буква≠звук

Графика

(знаки письма)

Орфоэпия

(правила произношения)

Найди ошибку! Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. Синеет море, перед нами летают майки над волнами. Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной».

Найди ошибку!

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

Синеет море, перед нами летают майки над волнами.

Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной».

Сколько звуков и букв в словах?  Чем отличаются согласные в этих словах? Мал- мял Мил- мыл Галка- галька Ель- ел

Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные в этих словах?

Мал- мял

Мил- мыл

Галка- галька

Ель- ел

Решение фонетических примеров :    [ ж] - голос = [ ?]   [г] – голос =[?]   [п]+ голос= [?]   [с]+ голос= [?] объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки.   [ ж] - голос = [ш]   [г] – голос = [к]   [п]+ голос= [б]   [с]+ голос= [з],

Решение фонетических примеров : [ ж] - голос = [ ?] [г] – голос =[?] [п]+ голос= [?] [с]+ голос= [?]

объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки.

[ ж] - голос = [ш] [г] – голос = [к] [п]+ голос= [б] [с]+ голос= [з],

Колобок, волк, рыбка, мышь, лиса, медведь, Винни-Пух, царь. Выбери и запиши имена героев сказок, а) у которых все согласные твердые; б) у которых букв больше, чем звуков; в) у которых количество букв и звуков совпадает. Ответы: а)колобок, волк, рыбка, мышь б)медведь, царь, Винни, мышь в) Пух, колобок, рыбка, лиса,

Колобок, волк, рыбка, мышь, лиса, медведь, Винни-Пух, царь.

Выбери и запиши имена героев сказок,

а) у которых все согласные твердые;

б) у которых букв больше, чем звуков;

в) у которых количество букв и звуков совпадает.

Ответы:

а)колобок, волк, рыбка, мышь

б)медведь, царь, Винни, мышь

в) Пух, колобок, рыбка, лиса,

«Русалка» М.Ю.Лермонтов Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?

«Русалка» М.Ю.Лермонтов

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?

Представьте себе, что на наш железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз. Какие звуки он может издавать?  Переделайте предложение, вставьте слова, передающие эти звуки К станции подъезжал большой паровоз. К станции с шумом и свистом подъезжал большой и тяжелый паровоз.

Представьте себе, что на наш железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз. Какие звуки он может издавать? Переделайте предложение, вставьте слова, передающие эти звуки

К станции подъезжал большой паровоз.

К станции с шумом и свистом подъезжал большой и тяжелый паровоз.

Домашнее задание Упр.141 стр.95 (1-3 задания); стр.92-95 Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»

Домашнее задание

Упр.141 стр.95 (1-3 задания); стр.92-95

Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация и план урока по теме "Фонетика"

Автор: САЗОНОВА Ольга Ивановна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация к уроку по теме "Фонетические средства речевой выразительности". "
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-fonietichieskiie-sriedstva-riechievoi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "116397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412447559"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе    по теме: «Буквы З и С на конце   приставок»."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiektotkrytoghourokaporusskomuiazykuv5klassiepotiemiebukvyzisnakontsiepristavok"
    ["file_id"] => string(6) "293387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455467521"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-fonietika-i-orfoepiia"
    ["file_id"] => string(6) "137131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417273795"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему : "Фонетический разбор слова" "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-fonietichieskii-razbor-slova"
    ["file_id"] => string(6) "178589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424858810"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока английского языка в начальной школе   (3 класс, “FORWARD” М. В. Вербицкая и др.)"
    ["seo_title"] => string(100) "plan-konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-3-klass-forward-m-v-vierbitskaia-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "261686"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449166802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства