kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки Цель: дать общее представление об образовании звуков речи; ознакомить учащихся с различиями в образовании гласных и согласных звуков; дать понятие о фонетике, звукописи; научить быстро различать гласные и согласные звуки; воспитывать интерес к слову, к литературе. Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как образуются звуки речи; знают о делении звуков на гласные и согласные; знают, что изучает фонетика; имеют представление о звукописи. Оборудование: учебник, схема «Звуки речи», диск с записью звуков природы; конверты, магнитофон, рисунки. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и целей урока. 1. Речевая разминка - Вопрос и задание учащимся. Прочитайте отрывок из стихотворения, вслушиваясь в его звучание. ШУРШАЩАЯ ПЕСЕНКА Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш. И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат. (П. Усачов) __ Из каких предложений состоит стихотворение? Обозначьте грамматическую основу. — Сколько раз повторяется звук [ш]? Почему? — Сделайте вывод о необходимости многократного употребления данного звука. II. Актуализация опорных знаний - Проверка домашнего задания. III. Мотивация - Слово учителя - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия. - Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем. - Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). - Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи). Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, завывание ветра, шорох опавших листьев, лай собак, треск сухих веток, пение птиц, раскаты грома. Но только звуки речи объединяясь, создают слова. «Сколько нужно звуков, чтобы составить несколько десятков тысяч слов?» — спросите вы. Оказывается, не так уж и много. В русском языке существует всего 42 звука. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой. - Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. IV. Словарно-орфографическая работа. 1.Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть. • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков); • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса); • Микрофон (прибор для усиления голоса); • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи); • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); • Фонотека (собрание звукозаписей); • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку); • Патефон (граммофон с рупором). - Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка). 2. Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал: с. 3. Работа со схемой ( у детей на парте лежат схемы «Звуки речи» V. Восприятие и изучение материала 1. Давайте поиграем с вами. А) Измените первый звук. 1 ряд 2 ряд 3 ряд сом – ком чайка – гайка моль – роль том зайка соль дом байка боль лом шайка голь ром лайка ноль Б) Выньте один звук. Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран). В) Добавьте один звук. Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус). - Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук. 2. Вопросы учащимся. — Как образуются звуки речи? — На какие две группы делятся звуки речи? — Как записываются звуки речи? 3. Слово учителя: Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. 4. Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок ). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет) - А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок ). Их 36 в русском языке. “Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык). “З”, “с”? (Сомкнутые зубы). VІ. Закрепление знаний, умений и навыков 1. Лингвистическая минутка. Догадайтесь, в каком слове «заблудился» звук, поставьте его на место. Закричал охотник: «Ой!» Двери гонятся за мной! На виду у детворы Крысу красят маляры. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки У нас на головах щенки. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Сели в ложку — и айда! По реке — туда-сюда! На волке сметана, творог, молоко И рад бы поесть, да достать нелегко. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползёт зелёный лук С длинными усами». Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном — Обязательно примите Десять цапель перед сном». Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом. (А. Шибаев) 2. Слово учителя Слова состоят из звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется отдельным звуком (например, [р], [л], [ш] и др.). Тогда мы начинаем «слышать» изображаемую картину. Это явление называют звукописью. Звукопись делает нашу речь яркой, выразительной. 3. Работа с текстами. Прослушайте отрывки из стихотворений. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после них. Тихо. Не может быть тише. Слышно, как всходит трава. Ночь тишину чуть колышет. Сладкие шепчет слова. (В. Мордань) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. (Ф. Тютчев) Русалка плыла по реке голубой, Озаряясь полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. (М. Лермонтов) Плавниками трепеща И зубаста и тоща, Пищи на обед ища, Ходит щука вкруг леща. (М. Горький) — Какие звуки особенно часто повторяются в стихотворениях? — Какие звуковые образы они создают? — Приведите свои примеры, иллюстрирующие явление звукописи. — Известны ли вам в украинском языке примеры, иллюстрирующие явление звукописи? VІI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией. - А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим). - Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры? 1.Кушай яблочко, мой свет, Благодарствуй за обед. 2.Под горою тёмный вход. Он туда скорей идет. - Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные? Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок. Обе[т], вхо[т]. Слово учителя: Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?” - Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню. В лс рдлсь лчк, В лс н рсл. В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Ио и ео оая Еёая ыа. Зимой и летом стройная Зелёная была. - В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным). - Как же мы ответим на письмо? VІІІ. Итог урока - Беседа с учащимися. — Что изучает фонетика? — Сколько звуков в русском языке? — Всегда ли слово пишется так, как произносится? Как не ошибиться в написании слов? — Какова роль звукописи в речи? ІХ. Домашнее задание 1. Из художественной литературы выписать 2-3 примера, иллюстрирующих явление звукописи. 2. Упражнение из учебника

Просмотр содержимого документа
«Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки.»

Урок русского языка в 5 классе Титова Е.В. (гр. №2 )

слушатель курсов по русскому языку


Тема. Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки


Цель: дать общее представление об образовании звуков речи;

ознакомить учащихся с различиями в образовании гласных и согласных звуков; дать понятие о фонетике, звукописи; научить быстро различать гласные и согласные звуки;

воспитывать интерес к слову, к литературе.


Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как образуются звуки речи; знают о делении звуков на гласные и согласные; знают, что изучает фонетика; имеют представление о звукописи.

Оборудование: учебник, схема «Звуки речи», диск с записью звуков природы; конверты, магнитофон, рисунки.


Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока


I. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и целей урока.

1. Речевая разминка

- Вопрос и задание учащимся.

Прочитайте отрывок из стихотворения, вслушиваясь в его звучание.


ШУРШАЩАЯ ПЕСЕНКА


Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат...

(П. Усачов)

__ Из каких предложений состоит стихотворение? Обозначьте грамматическую основу.

— Сколько раз повторяется звук [ш]? Почему?

— Сделайте вывод о необходимости многократного употребления данного звука.


II. Актуализация опорных знаний

- Проверка домашнего задания.


III. Мотивация

- Слово учителя

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.

- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем.

- Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).

- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).

- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, завывание ветра, шорох опавших листьев, лай собак, треск сухих веток, пение птиц, раскаты грома. Но только звуки речи объединяясь, создают слова. «Сколько нужно звуков, чтобы составить несколько десятков тысяч слов?» — спросите вы. Оказывается, не так уж и много. В русском языке существует всего 42 звука.

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.

- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока.

IV. Словарно-орфографическая работа.

1.Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

  • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

  • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

  • Микрофон (прибор для усиления голоса);

  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

  • Фонотека (собрание звукозаписей);

  • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

  • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

  • Патефон (граммофон с рупором).

- Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

2. Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: с.

3. Работа со схемой ( у детей на парте лежат схемы «Звуки речи»


V. Восприятие и изучение материала

1. Давайте поиграем с вами.

А) Измените первый звук.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

сом – ком

чайка – гайка

моль – роль

том

зайка

соль

дом

байка

боль

лом

шайка

голь

ром

лайка

ноль

Б) Выньте один звук.

Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).

В) Добавьте один звук.

Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).

- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

2. Вопросы учащимся.

— Как образуются звуки речи?

— На какие две группы делятся звуки речи?

— Как записываются звуки речи?

3. Слово учителя: Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

4. Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок ). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок ). Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).


VІ. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Лингвистическая минутка.

Догадайтесь, в каком слове «заблудился» звук, поставьте его на место.


Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной!


На виду у детворы

Крысу красят маляры.


Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.


Мы собирали васильки

У нас на головах щенки.


Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.


Сели в ложку — и айда!

По реке — туда-сюда!


На волке сметана, творог, молоко

И рад бы поесть, да достать нелегко.


Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:


«Там ползёт зелёный лук

С длинными усами».


Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном —

Обязательно примите

Десять цапель перед сном».


Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.


(А. Шибаев)


2. Слово учителя

Слова состоят из звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется отдельным звуком (например, [р], [л], [ш] и др.). Тогда мы начинаем «слышать» изображаемую картину. Это явление называют звукописью. Звукопись делает нашу речь яркой, выразительной.


3. Работа с текстами.

Прослушайте отрывки из стихотворений. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после них.


Тихо. Не может быть тише.

Слышно, как всходит трава.

Ночь тишину чуть колышет.

Сладкие шепчет слова.

(В. Мордань)


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые...

(Ф. Тютчев)


Русалка плыла по реке голубой,

Озаряясь полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М. Лермонтов)


Плавниками трепеща

И зубаста и тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща.

(М. Горький)


— Какие звуки особенно часто повторяются в стихотворениях?

— Какие звуковые образы они создают?

— Приведите свои примеры, иллюстрирующие явление звукописи.

— Известны ли вам в украинском языке примеры, иллюстрирующие явление звукописи?


VІI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.

- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр.

Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?

1.Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.

2.Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.

- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?

Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.

Обе[т], вхо[т].

Слово учителя: Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.

В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Ио и ео оая
Еёая ыа.

Зимой и летом стройная
Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?

VІІІ. Итог урока


- Беседа с учащимися.

— Что изучает фонетика?

— Сколько звуков в русском языке?

— Всегда ли слово пишется так, как произносится? Как не ошибиться в написании слов?

— Какова роль звукописи в речи?


ІХ. Домашнее задание


1. Из художественной литературы выписать 2-3 примера, иллюстрирующих явление звукописи.


2. Упражнение из учебника






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки.

Автор: Титова Елена Вадимовна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Тема урока:  "Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор". "
    ["seo_title"] => string(96) "tiema-uroka-osnovnyie-poniatiia-fonietiki-ghrafiki-orfoepii-zvuki-i-bukvy-fonietichieskii-razbor"
    ["file_id"] => string(6) "101752"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402430985"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация и план урока по теме "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-i-plan-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "165284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422792693"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-v-stranu-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "101856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402461476"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по русскому языку на тему:«Гласные и согласные звуки»."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "309694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458840114"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства