Цель урока: учиться создавать тексты описания природы, определять основную мысль высказывания, формировать понимание роли языковых средств используемых в описании, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; развивать комуникативно – речевые умения, ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность учащихся; воспитывать любовь к родной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Путь к слову» (обучение написанию сочинения)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Урок творческая мастерская
на тему:
«Путь к слову»
(обучение написанию сочинения)
Подготовила
Белых Н.А., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Шахтёрская СШ №2»,
специалист высшей квалификационной
категории
Шахтёрск, 2024
Тема. «Путь к слову»
Цель: учиться создавать тексты описания природы, определять основную мысль высказывания, формировать понимание роли языковых средств используемых в описании, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; развивать комуникативно – речевые умения, ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность учащихся; воспитывать любовь к родной природе.
Формируемые УУД:
Предметные: учиться делать выписки с целью сбора материала для сочинения, создавать текст – описание, используя собранный материал, совершенствовать написанное.
Метапредметные:
Личностные УУД: создавать устные и письменные высказывания, используя словарный запас для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения, стремиться к совершенствованию собственной речи, осуществлять речевой самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строить связное монологическое высказывание, соблюдая языковые нормы речевого общения.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, учиться планировать свою деятельность на уроке, осуществлять самоконтроль, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
ПознавательныеУУД:опираясь на художественные тексты, музыку, живопись, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезу; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
КоммуникативныеУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, быть готовым корректировать свою позицию.
Оборудование: компьютерная презентация, репродукции картин русских художников (И.И.Шишкин «Зима», А.М.Васнецов «Снегурочка», Н.С.Крылов «Зимний пейзаж», А. Пластов «Первый снег», Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», К. Крыжицкий «Зимний пейзаж»), музыкальное произведение А. Вивальди «Времена года»
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков
Ход урока
І. Организационная часть
1. Объединение учащихся в группы ( до начала урока)
Определите по признакам тип речи и объединитесь в группы:
1 группа. Повествование
- В текстах данного типа рассказ ведётся в определённой временной последовательности
- Повествование может вестись от третьего и от первого лица
- Употребление глаголов совершенного вида прошедшего времени
- Чаще всего авторы оформляют текст от третьего лица – это так называемое «авторское повествование»
2. группа Описание
- Авторы часто используют предложения, осложнённые однородными членами
- Авторы обычно используют эпитеты, сравнения, метафоры
- Текст ориентирован на создание объективного представления о предмете
- Для данного типа речи характерно последовательное описание человека, события, предмета или явления.
- К тексту можно поставить вопросы: какой? какая? какие?
3 группа
Структура текста:
тезис или гипотеза;
аргументы и доказательства;
выводы.
- Текст имеет чёткую логическую структуру.
- В тексте не принято использовать художественные средства.
- В тексте большую роль играет заключение – в нём подводится логический итог всему сказанному.
- Автор делает обобщение, желая воздействовать на читателя, убедить его в правильности своего мнения
Распределение обязанностей в группе ( Спикер, секретарь, хронометрист, докладчик )
Приветствие
Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения, так как я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Что же такое творческая мастерская?
Чем занимаются в творческих мастерских?
Что мы будем творить - пока секрет. А пока я прошу вас познакомиться с законами творческой мастерской.
Законы творческой мастерской
1. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо. ( Самый главный)
2. Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.
3. Один говорит – все слушают.
4. Не задавай вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!
5. Обязательно записывать то, что понравилось у других.
(Обратите особое внимание на 5 закон. Вы записываете и то, что понравилось у других, поэтому будьте внимательны.)
2. Релаксационное упражнение
А вначале я попрошу вас вспомнить мгновения, моменты вашей жизни, когда на вашем лице появлялась улыбки. Вспомните, что вы чувствовали, ощущали в эти минуты…
- А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…
- А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.
- Вам не кажется, что в нашем классе стало ещё светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей
- Скажите, у вас есть дома копилки?
- А что вы в них копите?
- Сегодня на уроке вашими копилками будут рабочие тетради.
И мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем?
Итак, мы будем учиться писать сочинение.
2. Индукция. Открытие темы урока. Работа с метафорой
И сейчас должны опустить в копилку первое слово, которое будет связано темой нашей творческой мастерской. А чтобы найти его, послушайте стихотворение
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А.С.Пушкин
- Давайте вспомним, кто автор данного стихотворения?
- Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. И не только потому, что оно принадлежит перу А.С.Пушкина, а ещё и потому, что оно будет эпиграфом к нашему уроку и поэтическим ключом. Разгадайте смысл данной строфы, и вы узнаете тему сочинения, над которым мы сегодня будем работать.
- О какой поре идёт речь?
Опустите данное слово в копилку.
3. Формулирование темы урока
Ребята, давайте сформулируем тему сочинения
Итак, тема нашей творческой мастерской: «Волшебница зима»
Запись в рабочие тетради даты, вида работы.
4. Мозговой штурм
-Какой тип речи мы будем использовать?
- Что же такое описание?
-Слова, каких частей речи используются преимущественно в описании?
Слово учителя
Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий – художника, пусть будет вместе снами яркое образное слово поэта и писателя.
4. Формулирование цели урока с помощью слов – помощников
Я узнаю….
Я повторю….
Я научусь…
Мне пригодится…
- Слово учителя
Как известно, каждый труд должен быть оценён. Мы с вами тоже будем учиться оценивать себя и прислушиваться к мнению других. Перед вами лист самооценки. Я прошу вас оценивать свою работу на каждом этапе урока и вносить результат в лист самооценки.
ІІІ. Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность
1. Социоконструкция. Работа с ключевым словом. Круг ассоциаций.
- Мы живём в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них – волшебница-зима. После серых дней осени выпадает первый снежок – это чудо природы – и у нас на душе становится радостно и светло.
- Ребята, произнесите вслух слово «ЗИМА». Прислушайтесь, как оно звучит.
(легко, нежно, ласково); 1 слог «ЗИ» - робко и несмело, 2 слог «МА» - широко, открыто и радостно.
- А какого цвета слово « ЗИМА»?
Работа с музыкальным произведением
Прослушайте музыку А. Вивальди из альбома «Времена года».
Что вы мысленно представляете себе, слушая эту музыку?
Какие картины возникают перед глазами? Поделитесь мыслями, ощущениями, чувствами, вызванными музыкой. Запишите свои мысли. Пишите, что чувствуете, не задумываясь над написанием слов. Пусть будут обрывки мыслей, образы.
- Слово учителя
Вы правы, ребята, великий композитор Вивальди при помощи звуков передал своё восприятие зимы. Мы услышали протяжный стон вьюги, танец снежинок в морозном воздухе, свист ветров, жалобы заснеженных елей, пронзительную тишину в ожидании чудес.
Слово-магнит
-Посмотрите на экран? Что мы видим?
-Что обозначает слово «магнит»? (притягивать, присоединять)
Представьте, что данные слова превратились в магнит. Какие слова притянутся к ним?
В каких ещё произведениях может быть воспета красота природы?
-А теперь давайте посмотрим на зиму глазами настоящих мастеров живописи – замечательных русских художников. Я приглашаю вас на «зимний вернисаж».
- Присмотритесь к этим картинам, выберите «свою», которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…
На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин
- Слово учителя
Как вы думаете, что хотели сказать художники на своих полотнах?
(Художники признаются в своей любви к зиме. При помощи красок они передают своё восприятие зимней природы).
-Что такое пейзаж?
Слова из корзинки (небо, солнышко, растения, животные, дни, настроение) Зима, снег, мороз, снежинки,сугробы, настроение, лес, деревья, птицы.
Запишите 1- 2 предложения на заданные темы, чтобы сохранить память об услышанном.
Социализация
Презентация группами предложений.
Физминутка (сопровождается презентацией)
Дети, а сейчас я хочу предложить вам перенестись в зимний лес. Для этого сядьте удобно. Трижды глубоко вздохните…
- Представьте, что над вами простирается безграничное голубое небо, а земля вдыхает свежий, морозный запах.
Необычайная тишина стоит кругом.
Вы идёте по лесным тропинкам, усланным пушистым белым снегом и слышите, как он хрустит под ногами...
-А вот снегири, как ягоды алой рябины присели на ветке. Настойчиво застучал дятел. Весело перекликаются шустрые синички…
- Вдруг что-то лёгкое, пушистое коснулось вашей щеки, присмотритесь это снежинки кружатся и падают на тропинки… Вы медленно открываете глаза.
А теперь улыбнитесь друг другу и продолжим нашу работу.
Осмысление.Составление кластера
-А сейчас давайте снова обратиться к мастерам художественного слова. Прочитайте отрывок из главы «Рождество» романа Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне»
«…красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, - в стрелках.
…Калитку тронешь, - так и осыплется треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.
Используя слова: я считаю…, потому что…, например…., итак… дайте ответ на вопрос:
-определите тип речи
-стиль текста
- определите его тему
- основную мысль.
-Предлагаю составить кластер по этому отрывку.
Какое время года описывает автор?
Значит в центре у нас зима, зимняя природа.
-Какие образы помогают представить эту картину?
Звёзды, снег, воздух, берёзы
- Обратите внимание на описание звёзд. Прочитайте. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?
- А снег? Какие слова привлекли здесь ваше внимание?
-Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие?
Синий – от света звёзд на синем небе; звёздный – от снега, который искрится; дымный – так как предметы едва можно различить в снежной дымке
Берёзы – белые видения – белые стволы берёз сливаются с сугробами снега, поэтому издалека в морозном воздухе, который от снега стал звёздным, берёзы кажутся каким-то отдалённым видением, очертания их нечётки.
VІ. Промежуточная рефлексия и самокоррекция
Работа с текстом
Представьте себе, что вы юные писатели, и вам надо сделать зарисовку, этюд на тему «Природа зимой».
Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты и сравнения;
В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!
Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.
_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.
На ________ поверхности появились ________ узоры.
(В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.)
2. Промежуточная рефлексия и самокоррекция
Продолжите предложение: «Мы любим зиму за ….»
Слово учителя
Но не только. Мы любим зиму за мудрость и зрелость, ее красоту и ощущение ее краткости.
3.Создание творческого продукта
Напишите синквейн, 11- словие, стихотворение «Я…»где ключевым будет слово зима;
Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст- описание (пять-шесть предложений) об осени. Не забудьте выразить свое отношение к этому времени года.
VІІ. Итог урока
1. Самоанализ работы на уроке
2.Рефлексия
Технология «Рюкзак»
Ребята, какие из тех знаний, что получили на уроке, вы возьмете с собой для использования на других уроках, в жизни, для выполнения домашнего задания. Давайте сейчас эти знания поместим в рюкзак.
VІІ. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к теме урока.
Написать сочинение – описание.
Написать сочинение – метаморфозу «Я зима»....
Самооценка
Фамилия, имя учащегося___________________________________________
Оцените себя по каждому из определённых направлений от 0 до 1 бала
Вы активно отвечали на вопросы, плодотворно работали над текстом ___________________
Принимали участие в составлении ассоциативного ряда, стихотворения «Я…» ____________
Составляли предложения со словами из корзинки ______________
Составляли кластер ____________
Принимали участие в составлении текста - описания ___________