kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренировка и совершенствование навыков коммуникативного письма на уроках английского языка в процессе подготовки к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения.

В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме.

Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то мы говорим о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором – это выражение мыслей в графической форме. [1.]

Какие же тексты человек может писать на родном языке, а значит, что в идеале должно быть конечной целью обучения письму на иностранном языке? Это может быть:
– заполнение анкет;
– написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
– составление автобиографии / резюме;
– написание заявления (в том числе о приёме на работу, зачислении на учёбу и т.д.);
– написание рецензий; 
– написание аннотаций;
– написание докладов;
– написание сочинений / эссе;
– написание поздравительных открыток и т.д.

В данных видах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Здесь автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию.

Содержание обучения письму.

На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путём от простого к сложному. Именно поэтому на

начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма.

До того, как начать обучать учащихся написанию различных письменных текстов, нужно их обучить графике, затем орфографии. (Начальные классы.)

Промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи является обучение различным формам записи. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно. [1.]

Очень часто учителя дают задания написать сочинение, подготовить доклад, презентацию, не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Если у учащихся не сформированы эти навыки, то это может стать барьером в выполнении письменных творческих заданий.

Формирование письменных речевых навыков заложено в Федеральных Государственных Образовательных стандартах общего образования. Соответственно в нашей школе задания на развитие этих навыков включены в календарно-тематические планирования на всех этапах обучения.

1.      Для формирования навыков записи можно использовать следующие задания:

2.      Списывание с дополнительным заданием.

3.      Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста:
– ключевых слов,
– ответов на вопросы,
– основных идей,
– примеров на употребление конкретных слов,
– примеров на употребление конкретных грамматических структур и т. д.
Выполнение таких заданий способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор со ссылкой на источник, а также решению целого ряда задач.

4.      Упражнения на трансформацию.

5.      Нахождение в предложениях и текстах ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления.

6.      Упражнения на логическое развитие замысла.

7.      Упражнения на сжатие текста

8.      Составление плана – конспекта

Обучение написанию различных письменных текстов.

К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текстов. К таким текстам можно отнести:
– написание резюме или CV;
– написание личных писем, писем-запросов о дополнительной информации, писем-заявлений о желании учиться или работать;
– заполнение бланков;
– написание статей в молодёжные газеты и журналы;
– написание рецензии на книгу или фильм;
– написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни;
– написание письменного высказывания с элементами рассуждения “Ваше мнение” и “За и Против”.

Особое внимание мы уделяем обучению учащихся написанию письменного высказывания с элементами рассуждения, так как такое задание предложено учащимся во время итоговой аттестации.

Для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (задание С2) мной был разработан и проведён урок по теме “Обучение коммуникативному письму”.

Цель урока: Научить учащихся писать сочинение-рассуждение “Ваше мнение”.

Задачи урока:

– Совершенствовать навык выражать собственное мнение.
– Формировать умение следить за логикой высказывания, отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей.
– Формировать умение использовать средства логической связи между частями текста.
– Развивать навыки ведения дискуссии.
– Развивать исследовательские навыки.
– Формировать умение строить развёрнутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Для достижения этих задач были использованы:

Работа в группах:

1.      Для того, чтобы все учащиеся приняли участие в обсуждении.

2.      Для того, чтобы каждый учащийся мог представить свою точку зрения, а затем изложитьпротивоположную точку зрения.

3.      Для того, чтобы развивать навыки ведения дискуссии.

Самостоятельная работа с текстами:

1.      Для того, чтобы формировать умение использовать средства логической связи между частями текста.

Компьютерные презентации учащихся с элементами исследовательской деятельности:

1. Для того, чтобы применить умения исследовательской деятельности и навык аргументировать разные точки зрения и делать выводы на практике.

Во время дискуссии и в своих презентациях учащиеся говорили о недостатках и положительных моментах жизни в большом городе. В конце обсуждения учащимся было предложено написать сочинение по теме: “Only a Madman Should Choose to Live in a Large Modern City”. Do you share this point of view?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренировка и совершенствование навыков коммуникативного письма на уроках английского языка в процессе подготовки к ЕГЭ»

Тренировка и совершенствование навыков коммуникативного письма на уроках английского языка в процессе подготовки к ЕГЭ

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения.

В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме.

Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то мы говорим о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором – это выражение мыслей в графической форме. [1.]

Какие же тексты человек может писать на родном языке, а значит, что в идеале должно быть конечной целью обучения письму на иностранном языке? Это может быть:
– заполнение анкет;
– написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
– составление автобиографии / резюме;
– написание заявления (в том числе о приёме на работу, зачислении на учёбу и т.д.);
– написание рецензий; 
– написание аннотаций;
– написание докладов;
– написание сочинений / эссе;
– написание поздравительных открыток и т.д.

В данных видах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Здесь автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию.

Содержание обучения письму.

На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путём от простого к сложному. Именно поэтому на

начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма.

До того, как начать обучать учащихся написанию различных письменных текстов, нужно их обучить графике, затем орфографии. (Начальные классы.)

Промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи является обучение различным формам записи. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно. [1.]

Очень часто учителя дают задания написать сочинение, подготовить доклад, презентацию, не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Если у учащихся не сформированы эти навыки, то это может стать барьером в выполнении письменных творческих заданий.

Формирование письменных речевых навыков заложено в Федеральных Государственных Образовательных стандартах общего образования. Соответственно в нашей школе задания на развитие этих навыков включены в календарно-тематические планирования на всех этапах обучения.

  1. Для формирования навыков записи можно использовать следующие задания:

  2. Списывание с дополнительным заданием.

  3. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста:
    – ключевых слов,
    – ответов на вопросы,
    – основных идей,
    – примеров на употребление конкретных слов,
    – примеров на употребление конкретных грамматических структур и т. д.
    Выполнение таких заданий способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор со ссылкой на источник, а также решению целого ряда задач.

  4. Упражнения на трансформацию.

  5. Нахождение в предложениях и текстах ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления.

  6. Упражнения на логическое развитие замысла.

  7. Упражнения на сжатие текста

  8. Составление плана – конспекта

Обучение написанию различных письменных текстов.

К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текстов. К таким текстам можно отнести:
– написание резюме или CV;
– написание личных писем, писем-запросов о дополнительной информации, писем-заявлений о желании учиться или работать;
– заполнение бланков;
– написание статей в молодёжные газеты и журналы;
– написание рецензии на книгу или фильм;
– написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни;
– написание письменного высказывания с элементами рассуждения “Ваше мнение” и “За и Против”.

Особое внимание мы уделяем обучению учащихся написанию письменного высказывания с элементами рассуждения, так как такое задание предложено учащимся во время итоговой аттестации.

Для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (задание С2) мной был разработан и проведён урок по теме “Обучение коммуникативному письму”.

Цель урока: Научить учащихся писать сочинение-рассуждение “Ваше мнение”.

Задачи урока:

– Совершенствовать навык выражать собственное мнение.
– Формировать умение следить за логикой высказывания, отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей.
– Формировать умение использовать средства логической связи между частями текста.
– Развивать навыки ведения дискуссии.
– Развивать исследовательские навыки.
– Формировать умение строить развёрнутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Для достижения этих задач были использованы:

Работа в группах:

  1. Для того, чтобы все учащиеся приняли участие в обсуждении.

  2. Для того, чтобы каждый учащийся мог представить свою точку зрения, а затем изложитьпротивоположную точку зрения.

  3. Для того, чтобы развивать навыки ведения дискуссии.

Самостоятельная работа с текстами:

  1. Для того, чтобы формировать умение использовать средства логической связи между частями текста.

Компьютерные презентации учащихся с элементами исследовательской деятельности:

1. Для того, чтобы применить умения исследовательской деятельности и навык аргументировать разные точки зрения и делать выводы на практике.

Во время дискуссии и в своих презентациях учащиеся говорили о недостатках и положительных моментах жизни в большом городе. В конце обсуждения учащимся было предложено написать сочинение по теме: “Only a Madman Should Choose to Live in a Large Modern City”. Do you share this point of view?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анашкина Ирина Николаевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства