Краткосрочный план Русская словесность 6 класс
Класс 6 класс
Предмет русская словесность
Дата
Урок 33
Тема урока:
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Метель».
Цель:
опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания;
Задачи:
познакомить с понятием «цитата»;- работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка); приучать к работе со словарями;- воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях.
Результат обучения:
Уметь отстаивать свою точку зрения
Знать план анализа лирического произведения
Применять полученные знания на практике.
Результат обучения для учащихся А
Уметь координировать работу группы, строить логическое доказательство своего утверждения, выполнять задания творческого характера, оценивать.
Результат обучения для учащихся Б
Уметь работать в группе, строить логическое доказательство своего утверждения, принимать участие в оценивании работ.
Результат обучения для учащихся В
Уметь работать в группе, отстаивать свою точку зрения, выполнять анализ стихотворения.
Используемый подход
Модули: «Обучение критическому мышлению», «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Новые подходы в преподавании и обучении», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями», «ОдО и ОО», «ИКТ»
Вид деятельности (краткий ход урока с указанием подходов и времени)
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть: (Вызов)-7 мин.
Орг. момент.
2.Актуализация прежних знаний. Опрос д\з
Деление на группы (произвольное)
Психологический настрой
Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил.
- Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора XVIII века Антонио Вивальди!
Звучит фрагмент «Зима».
- Какое явление природы вам представилось? Какие картины возникли в воображении?
Модуль «Обучение критическому мышлению»
Выполняют действия.
Активное участие в опросе.
(Ребята высказываются
Основная часть (Осмысление)
30 мин.
- Работа с текстами.
Вы угадали, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели! (Тема урока записывается в тетрадях.)
- Вспомните, в каких художественных произведениях нам встречались описания метели?
Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдем по этому пути.
- Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.)
Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Читают 2 ученика.)
А)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела.
Б) «Едва Владимир выехал за станицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею».
- Итак, описания метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются! Докажите это!
- Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу?
Словарная работа.
Мгла* - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).
Околица* - изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.
- А как вы себе представляете: «мгла носилась»? Или «вьюга злилась»? (- Вот почему пушкинский текст для нас образцовый! Используя приём олицетворения, Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Мы еще раз убедились в мастерстве Пушкина.
- Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется).
- Какое же настроение создает у нас пушкинское описание? (
А.С. Пушкин «Метель», стихотворение «Зимнее утро».
Пушкин рисует сильную метель.
Ребята называют олицетворение, сравнение, отмечают эпитеты; приводят примеры, комментируют.
Ребята высказываются
Когда читаешь пушкинские строки, охватывает страх, появляется волнение. Иногда человек не может противостоять снежной стихии.)
II. Введение нового понятия.
Какие слова, сочетания слов могут быть использованы в сочинении на тему «Метель»? Назовите!
Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.
ЦИТАТА* - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
- Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ - приводить цитату (откуда-нибудь).
- Способов цитирования несколько. Один из них - оформление цитаты как предложения с прямой речью.
- Вспомните правило, как оформляются на письме предложения с прямой речью? (Формулируется правило.)
Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой. Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась».
- Итак, сегодня вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. А в сочинении обязательно используйте хотя бы одну цитату из пушкинского произведения. Я буду обращать внимание на это при проверке работ. Завершая разговор по фрагментам пушкинских текстов, скажу, что на уроках литературы в 8 классе мы еще раз встретимся с пушкинским описанием метели в повести «Капитанская дочка».
Например, «вьюга злилась» или «окрестность исчезла во мгле
Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)
III.Работа над составлением плана.
Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (Обсуждается, какой нужен план: простой или сложный. Предлагаются формулировки пунктов и подпунктов. Примерный план может быть заранее записан на обратной стороне доски.)
1. Начало метели.
2. В вихре метели:
а) что вид.тся;
б) что слыш.тся.
3. Мои мысли и чувства во время метели.
- Какие замечания есть у вас по записанному на доске плану
Нужно обратиться к «Словарю синонимов
Повторяется слово МЕТЕЛЬ.)
План записывается в тетрадях
Выступает ученик, заранее выполнивший задание по «Словарю синонимов»: называет синонимический ряд к слову МЕТЕЛЬ
IV.Собирание материалов к сочинению.
Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана.
- В 1-ой части нужно нарисовать начало метели.
По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечеткие звезды в Млечном пути. Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель». Дальше можно ввести цитату. Попытайтесь! Пусть это будет своеобразный переход ко второй части.
Обговорим содержание 2-ой части. Что же происходит вокруг нас во время метели? Мы отмечали пушкинские выражения: «мгла носится», «окрестность исчезает», «небо сливается с землей». Каковы ваши впечатления?(Ребята высказываются.)
- А теперь обратимся к третьему фрагменту. (См. раздаточный материал.) Это отрывок из очерка «Буран» Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859 гг.), известного русского писателя XIX века:
В) «.огромная снеговая туча заволокла большую половину неба. Все одел белый мрак. Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину* кипящего снежного праха*, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».
- Чем интересно это описание метели
Ребята предлагают свои варианты.)
Аксакову вьюга представляется «пучиной кипящего снежного праха
V.Работа с толковым словарем.
Здесь два слова требуют пояснения!
Прах* - пыль.
Пучина* - 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен: средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего.
- В каком значении употребляется слово ПУЧИНА? - Какие выразительные средства отметим? Какова их роль?
- И вновь яркое, необычное описание, заставляющее работать наше воображение!
Обратите внимание на глаголы! Что делает снег?
- Звуки метели?
- Случайно ли здесь употребляются однородные члены?
- И вам стоит использовать подобные конструкции в сочинениях!
- Что же чувствует человек во время метели ? 3 часть? (Высказывания ребят.)
- Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остаётся его написать.
В переносном значении.
Комментарии учеников.
Ученики записывают: «Снег слепит глаза, занимает дыхание».
Ученики записывают глаголы, вспоминают правило о правописании личных окончаний глаголов.
Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее
VI. Итоги урока.
Открыли ли вы для себя сегодня на уроке что-то новое?
- Что из всего сказанного, прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило ?
- Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Метель»!
Высказывания ребят
Заключительная часть – 7 мин.
Рефлексия.
Методм «Большой палец»
Домашнее задание – 1 мин
Д/З читать «Снегурочку» А.Н. Островского
Ресурсы:
Учебники, стикеры, оценочный лист, презентация, раздаточный материал