Урок по русскому языку в 6 классе
«Обучающее сочинение-описание по картине Н.Е.Рачкова
«Девочка с ягодами»
Учитель русского языка и литературы Байко Вероника Васильевна
Цель урока:
- развитие умения у шестиклассников словесного рисования: отборка материала, его композиционного построения, использования художественных средств в описании, грамматической связи предложений в тексте;
- отработка орфографических навыков;
- воспитание чувства прекрасного;
- расширение кругозора (знакомство с портретом как видом живописи, художником Н.Е.Рачкова – автором портретов, известным художником ХIХ века).
Оборудование: репродукция картин, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент: постановка целей и задач урока.
2. Знакомство с портретом как видом живописи и автором портретов Н.Е.Рачковым.
3. Изучение картины «Девочка с ягодами»
4.Подбор рабочих материалов к сочинению.
5.Составление плана описания картины.
6.Работа над сочинением.
7.Анализ написанных работ, их корректировка.
1.Работа с репродукциями.
- Сегодня на доске несколько репродукций. Что вы видите на них? Можно ли по тематике изображенного определить какой жанр искусства?
- Что является главным предметом изображения на картинах Н. Рачкова?
- Мы сегодня постараемся описать картину Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами».
Родившийся в Нижегородской губернии Николай Ефимович Рачков начинал свой путь в живопись в уже ставшей известной к тому времени Арзамасской художественной школе, основанной в 1805 году патриотом и академиком живописи А.В. Ступиным. Продолжил обучение в Академии художеств, в которой в 1844 году получил малую серебряную медаль. В следующем году Н. Рачкову присваивается звание неклассного художника портретной живописи.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
3. «Девочка с ягодами».
- Что изобразил живописец на картине?
Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а значит, и зритель остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек. Но так ли важно для нас сходство с оригиналом? Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в его черты, художник размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, выразить своё понимание человека, собственное отношение к нему. И при создании сочинения-описания внешности человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему.
Для построения плана описания можно придерживаться примерной схемы:
1. Кто изображён: наш современник или человек, живший в прошлые века.
2. Тип портрета: парадный, бытовой, в полный рост, по пояс и т. д.
3. Внешний облик: лицо (что в нём особенного, привлекательного);
4. Словарная работа.
Продолжите ряд определений.
Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое.
Выражение лица: заинтересованное, загадочное, лука- вое, простодушное.
Глаза: светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые.
Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой.
Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый. Губы: алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие.
Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные.
Одежда: платок
фигура, поза.
5. Портрет русской девочки.
А что главное в портрете? (лицо и одежда)
- Найдите прилагательные и опишите лицо.
Вглядимся в это простое, бесхитростное, доброе лицо девочки. Сколько ласки и тепла дарит Вам оно, совершенно ничего не требуя взамен. Теперь уже не встретишь такого лица. Насладитесь сполна его созерцанием. И душа Ваша под этим простым, открытым и добрым взглядом размягчиться и Вы почувствуете тепло в Вашем сердце.
Обратите внимание на руки девочки. Как бережно она держит деревянную расписную чашку с ягодами, ей совсем не хочется уронить ее и тем самым погубить свой труд по собиранию этих ароматных ягод.
Невольную улыбку могут вызвать бусы на шее девочки. Но как они идут ей, как украшают ее нехитрый наряд.
которая изображена в простой одежде: платок, кофта, сарафан
6. Ягоды клубники, малины, смородины – дары природы и предметы обихода: блюдо (тарелка), корзиночка, банка, кувшин.
- Как расположены предметы? Какие, на ваш взгляд, самые главные? Почему?
Самые крупные ягоды – ягоды клубники. Они везде: в корзиночке – на заднем плане, рассыпанные на переднем. Кувшин отчетливо выделяется на темном фоне заднего плана.
Стеклянная банка – в центре картины, около банки – блюдо с ягодами черной и белой смородины.
- Какой еще языковой материал понадобится для описания яркого, красочного натюрморта, как передать словами то, что художник передал с помощью красок?
Пронизанный солнечным светом и теплом, летним светом, щедрым теплом; ягоды крупные, сладкие, ароматные, душистые вкусные; недозрелые; глиняный, залит солнцем, пузатый; блестит на солнце, как бусинки; белая прозрачная, пронизана светом, как янтарь.
- Можно ли приступать к написанию сочинения? Что мы еще должны сделать?
4. Составление плана.
7. Заключение.
1) Настроение, переданное художником.
5. Работа над сочинением.
6. Чтение написанных работ, их корректировка.
Домашнее задание.
Переписать сочинение в тетрадь.