Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами
Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами
Урок по русскому языку «Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами» был проведён в 7 классе. Это второй урок по теме «Сочинительные союзы». По типу урока он отнесен к уроку закрепления материала. Он ориентирован не только на закрепление имеющихся знаний, но и на усвоение новых теоретических знаний, развитие пунктуационной зоркости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами »
Урок русского языка в 7 классе
«Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами»
Цель урока: закрепить умение постановки знаков препинания в предложениях с сочинительными союзами
Задачи урока:
Образовательная:
- расширить знания о сочинительных союзах,
- совершенствовать умения определять значение сочинительных союзов в предложении и тексте и постановки запятой при них;
Развивающая:
-развивать орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки работать в группах.
- формировать развитие приемов умственной деятельности при повторении, закреплении знаний и выделении обобщающего материала.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к русскому языку
- воспитывать внимание и волю, стремление быть требовательным к себе.
Тип урока: урок-закрепление знаний
Оборудование: медиапроектор, экран, учебник для 7 класса (авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская), разноуровневые карточки с заданиями, карточки для индивидуальной работы.
Используемые технологии: технологии проблемного обучения и воспитания,информационно-коммуникативные технологии,игровая педагогическая технология,
технологии личностно-ориентированного образования.
Ход урока
Технологии личностно-ориентированного образования:
1.Оргмомент. Приветствие:
- Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке! Интересно, с каким настроением вы пришли на урок?
(показывают смайлики)
-Очень приятно, что у вас отличное настроение! А это моё настроение! Значит, мы хорошо сегодня поработаем!
(показываю смайлик)
- Девиз урока записан на доске:
Корень учения горек, да плод его сладок.
(пословица)
Раскройте смысл пословицы? Есть ли в нашем девизе изучаемая часть речи? (сочинительный союз «да»)
Технологии проблемного обучения и воспитания:
2.Повторение изученного о союзах.
- Итак, совершим очередное путешествие в удивительный мир русского языка!
- Как вы думаете, что это путешествие может нам подарить? ( конечно, знания)
-Ну а пока давайте вспомним, что мы уже знаем о союзах?
Предлагаю интересное задание: на столах лежат тексты лингвистической сказки. К сожалению, у автора произведения очень плохой почерк, и некоторые части сказки непонятны. Попытайтесь восстановить исходный текст, затратив на это минимум времени.
«Сказка о Союзах»
В огромной стране Морфология, в губернии Служебные части речи жили-были одноименные части речи — союзы.
Союзы жили дружно, были веселыми и трудолюбивыми. Одни были _____________,
т. е. состояли из одного слова, а другие — _____________, они составлялись из двух и более слов. И на первый взгляд казалось, что у всех хороший вид и спокойный покладистый характер. Но это только на первый взгляд. А если присмотреться, то увидишь, что одни очень любят сочинять, мирно присоединять слова и предложения. А другие имеют очень даже собственнический взгляд на простые предложения, любят подчинять их себе. Поэтому они разделились на две группы. Те, которые любят сочинять, присоединять, жить мирно, стали ________________. А те, которые любят подчинять — ___________________. И стали они жить отдельно. Оказалось, что и среди ____________________союзов не все были одинаковыми. Были очень трудолюбивые союзы, которые умели делать все: «это», «то». Например, петь и плясать. Эти союзы стали называться ______________________. Они умели все делать, все соединять. Были и такие союзы, которые умели делать не «это», а только «то». Например, не петь, а плясать, т. е. противились заниматься всем сразу. Они стали ___________________. А остальные умели делать только что-либо одно: «это» или «то». Например, петь или плясать. Эти союзы стали ____________________. Значит, все _______________ союзы стали делиться на разряды: ___________________.
Так как союзы были разными, они по-разному дружили с запятыми.
3.Определение темы урока.
-Зачитайте, что у вас получилось! Что вы повторили о сочинительных союзах? В последнем предложении кроется тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте её сформулировать?
-Молодцы! Запишем тему урока в тетрадь!
4. Сообщение цели урока.
Слайды 1-2
- Цель нашего урока - закрепить умение постановки знаков препинания в предложениях с сочинительными союзами.
-Что из этапа повторения материала поможет в достижении нашей цели? (Мы знаем разряды сочинительных союзов и их смысловое значение, что связывают сочинительные союзы)
5. Разбор пунктограмм в предложениях с сочинительными союзами.
-Какие сочинительные союзы относятся к соединительным? Наибольшую сложность как в плане распознавания, так и в плане пунктуации представляют союзы «тоже», «также», «не только…но и», «как …так и».
Работа в тетрадях
Слайд 3
- Рассмотрим предложения. Что соединяет сочинительный соединительный союз «тоже»? Что соединяет сочинительный соединительный союз «также»? Простыми или составными являются эти союзы?
Слайд 4
-Рассмотрим теперь составные союзы: «не только…но и», «как …так и». Независимо от того, что они связывают – однородные члены предложения или части сложносочинённого предложения – запятая ставится только перед второй частью союза.
- Посмотрите на схему, какой вывод можно сделать?
Работа с учебником: выпишите из упражнения 300 предложения с союзом «не только…но и». Составьте их схемы.
Технологии личностно-ориентированного образования, обучение как исследование:
6. Рубрика «Это интересно!»
Слайды 5-7
- Несколько уроков назад я предложила выполнить небольшое задание исследовательского характера. Ученица подготовила такую работу:
- Не все знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческими (в переводе на русский означает связь, соединение, скрепление, сцепление). Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений:
5 -6 слайды
- На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
7слайд
- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
- Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, так как предложения связаны по смыслу и грамматически)
- С помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)
- Итак, вывод следующий:
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
7.Упражнения на закрепление умения постановки знаков препинания в предложениях с сочинительными соединительными союзами.
Слайд 8 (картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»)
Технологии дифференцированного обучения:
- Дифференцированное задание по группам (работа с разноуровневыми карточками).
Карточка № 1
Задание: Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, используя соединительные союзы. Поможет вам в этом картина известного художника.
О приходе весны; громко провозглашают; весну ждали; церквушка, виднеющаяся за деревьями; высокое весеннее небо, потемневшие сугробы.
Карточка № 2
Задание:Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы весной. Воздух тих прозрачен __ свеж. ____ на снегу но и на вершинах берёз сидят прилетевшие грачи. Солнечные лучи топят снег церквушка ___ согрета солнцем. О приближающейся весне говорит ___ разлив живой воды и обнажившаяся земля.
Карточка № 3
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы весной. Воздух тих, прозрачен ____ свеж. _____ на снегу, но и на вершинах берёз сидят прилетевшие грачи. Солнечные лучи топят снег, церквушка ____ согрета солнцем. О приближающейся весне говорит _____ разлив живой воды, и обнажившаяся земля.
Слайды 10, 11 – проверка.
Игровая педагогическая технология:
8.Весёлая минутка (задания записаны за доской).
- Вы немного утомились. Давайте отдохнём! Но ваш отдых будет творческим.
ШАРАДЫ
1. Две ноты, союз,
Все вместе - игра,
В которую любит
Играть детвора. (До-ми-но)
2. Мой первый слог - на дереве.
Второй мой слог - союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (А-на-нас)
Физминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять!
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!
9. Разбор предложений с противительными союзами.
Слайд 12
- Рассмотрим предложения. Противительные союзы «зато» и «однако» по своему значению равны союзу «но». Простыми или составными являются союзы «зато» и «однако»? (простыми)
Слайд 13
- А что вы можете рассказать о союзе «да»?
- Союз «да» имеет разговорную окраску, широко используется в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, загадках, присказках (мал золотник, да дорог; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается). Он совершенно неуместен в научном и деловом стилях речи.
Слайд 14
Упражнения на закрепление умения постановки знаков препинания в предложениях с сочинительными противительными союзами.
Технологии дифференцированного обучения:
Для 1 группы:
Соберите из слов пословицы, определите разряд союза «да». Обменяйтесь тетрадями – взаимопроверка.
Для 2 и 3групп:
-Прочитайте предложения. Определите разряд союза «да». Запишите номера предложений в два столбика: с соединительным союзом и противительным. Обменяйтесь тетрадями – взаимопроверка.
-Вернёмся ещё раз к девизу нашего урока. Какую роль выполняет союз «да»? Объясните постановку запятой.
10. Предложения с разделительными союзами.
Среди разделительных союзов самым популярным является союз «или». Синонимичный ему союз «либо» носит разговорный характер.
Слайд 15
-Для чего служат разделительные союзы «или» и «либо» в данных предложениях? (соединяют однородные члены).Объясните постановку знаков препинания.
Слайд 16
-Разделительный союз «то…то» является повторяющимся союзом, устанавливающим значение попеременности совершающихся действий – когда совершается одно действие, то не совершаются остальные: «Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение».
-Отличайте разделительный союз «то…то» от указательного местоимения «то»: «Я спрятался за то дерево». «Дерево (какое?) то» - в предложении местоимение «то» является определением.
Слайды 17- 19
11.Самостоятельная работа ( выполнение тестовых заданий в рамках подготовки к ЕГЭ). Даны несколько групп предложений, нужно указать предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
Слайд 20
Подведение итогов, рефлексия.
- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?
- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достичь?
- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке? (показывают смайлики: улыбающийся человечек – я был внимателен, активен; грустный человечек – был недостаточно активен, допустил много ошибок)
- Молодцы! Вы отлично сегодня поработали!
Слайд 21
13. Домашнее задание.
Технологии дифференцированного обучения:
Написать небольшое стихотворение о весне, чтобы в нём обязательно были сочинительные союзы всех трёх видов
или
Написать небольшое сочинение о весне, чтобы в нём обязательно были сочинительные союзы всех трёх видов