kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пунктуация при обращении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация при обращении»

Неманское Спец ПУ закрытого типа.







Урок в 11 классе на тему «Пунктуация при обращении».





Разработала: Н.И.Трасковская







2015г.

Урок №22.

Тема: Пунктуация при обращении.

Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.

Задачи:

  • обучающая: организовать самостоятельную работу учащихся по повторению и углублению понятий об обращении; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;

  • развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования учебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

  • воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Тип урока: проблемный.

Ведущий метод обучения: частично-поисковый

Методическое оснащение занятия:

1. Видеофильм.

2. Словари.

3. Раздаточный материал, карточки с заданиями (приложение 1)

4. Учебник "Русский язык".

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

2.1. Работа по карточкам. «Разберите ремешки»

Выбрать пословицы по своей теме. Работа у доски.

Ребята, для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении.

А поможет нам в этом игра "Интеллектуальная разминка"

2.2. "Интеллектуальная разминка".

На доске:

  • колосс

  • колоссальный

Что означает слово "колосс"?

Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.

2.2. Постановка проблемы

Ребята, посмотрите на схему и предложение.

На доске:

Ребята, наша команда выиграла!

Составляется схема:





Какие мысли у вас возникли?

(Обращение не является членом предложения.)

А почему к обращению нельзя поставить вопрос?

3. Изучение новой темы.

3.1. Исследование

Чтобы найти ответ на эти вопросы, постараемся пойти другим путем. Предлагаю вам провести исследование: "Почему обращение нельзя включить в схему предложения?"

(Потому что оно не отвечает ни на какой вопрос, оно не связанно грамматически ни с каким членом предложения.)

Выпишем пары слов:

На доске:

  • Команда (что сделала?) - выиграла.

  • Команда (чья?) - наша - согласование.

Обращение нельзя объединить в пару ни с одним словом. Следовательно, оно не связанно ни с каким словом: ни связью согласования, ни связью управления, ни связью примыкания.

Продолжаем исследование:

На доске:

1) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.

2) Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины.

Анализируем эти предложения:

  • по цели высказывания,

  • по характеру грамматической основы,

  • по наличию главных и второстепенных членов,

  • наличию главных и второстепенных членов предложения.

Подчеркните главные члены предложения.

Чем первое предложение отличается от второго?

Почему в I предложении слово пограничники является подлежащим, а во II нельзя поставить вопрос?

Значит, обращение не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос?

Как выделяются обращения в устной речи и на письме?

Кто мне сможет сформулировать результат исследования?

А теперь постараемся сформулировать вывод.

3.2. Объяснение материала.

Слово учителя:

Простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Сегодня речь пойдет об обращении. Обращения находятся в границах простого осложненного предложения, но не являются его членами. Они не связанны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос. Основная функция обращения - " звательная". Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.

3.3. Углубление темы

Просмотр видеофильма об обращении.

4. Закрепление изученного

4.1. На доске:

Чем выражено?

Примеры

1. Существительным

2. Частями речи, употребленными в значении существительного:

А) Прилагательным

Б) Причастием

В) Числительным

3. Существительным или прилагательным с "О"

Доброе утро, бабушка!

 

 

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая:

Обучающиеся 8-х классов, завтра идем в поход!

На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд.

О мудрейший, помоги мне разрешить один вопрос!

Способы выражения обращений



4.2. Тренировочные упражнения

1. Перестройте предложение так, чтобы подлежащие стали обращениями.

На доске:

1) Ветер споёт нам про дикие горы.

2) Мой друг настойчиво добивается цели

3) Не шумит рожь спелым колосом.

На доске:





4.3. Готовимся к ЕГЭ (см. приложение №1)

5. Итоги урока

- Что узнали нового, чему научились?

- Что особенного запомнилось при изучение темы?

6. Подведение итогов урока.

  • Было ли трудно вам сегодня на уроке?

  • С чем вы ушли с урока?

  • Чему научились?

  • Изобразите свое настроение.
























Приложение №1.


1. В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Юра у тебя есть запасная ручка?

2) Я уже здоров доктор.

3) Почему березка наклонилась?

4) Мне бабушка гулять не хочется.


2. В каком предложение знаки препинания расставлены неправильно?

1) Отъезжающие, займите места в вагонах!

2) Чего тебе надобно, старче?

3) Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

4) Друг мой, друг далекий вспомни обо мне!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Пунктуация при обращении

Автор: Трасковская Наталия Ивановна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 330151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тема урока: "Обращение. Знаки препинания при обращении". "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-uroka-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "239634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444832916"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(54) "kontrol-naia-rabota-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "243376"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445705324"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) ": «Обращение. Речевой этикет и профессиональное общение»"
    ["seo_title"] => string(67) "obrashchieniie_riechievoi_etikiet_i_profiessional_noie_obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "389097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486487898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка  по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "246243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446315872"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства