Урок построен на основе технологии проектного обучения. На уроке мы не только завершаем оформление классной газеты «Наша малая родина», но и учимся осмысленно подходить к собственной речи, понимать цель собственного высказывания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.
Развивающие:
совершенствовать навыки самостоятельно создавать текст публицистического стиля - заметку в газету;
развивать умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики;
развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;
Воспитательные:
воспитывать уважение и любовь к родному краю;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе;
прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.
ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор, слайдовая презентация.
Рабочие листы для заполнения.
Предварительное задание:
1вариант – написать заметки в газету для рубрик «Замечательные односельчане»; «Наше село в годы войны», «Достопримечательности», «А знаете ли вы?», «Берегите природу!»
2 вариант–подобрать пословицы о Родине.
3 вариант – составить кластер «Публицистический стиль речи».
Ход урока:
Мотивация деятельности(1 слайд)
Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.
(Класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза»)
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас этим солнечным осенним утром!Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
- Вы разделились на группы в соответствии с цветом доставшейся вам карточки. Те, у кого зелёные карточки, участники 1 группы, жёлтые карточки – 2 группа, голубые – 3 группа. Задания, которые вам предстоит выполнить, будут рассчитаны и на индивидуальную и на групповую работу. Желаю удачи!
Опрос – разминка (2 слайд)
Цели:
1. актуализировать информацию, необходимую для организации дальнейшей учебной работы;
-Публицистика в переводе с латинского означает… (общественный)
-Публицистический стиль речи применяется в …(общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях).
- Задача публицистического стиля…(сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию).
- Характерные черты публицистического стиля …(злободневность, яркость, страстность изложения, призывность)
Целеполагание(3 слайд)
Цель:
1. сформулировать цели урока.
- Итак, ребята, предположите, какова тема нашего урока? (Публицистический стиль. Заметка в газету)
- Каковы цели нашего урока:
Создать…
Повторить…
Развить умения…
Воспитывать…
- Записи мы сегодня будем делать в рабочих листах(Приложение 1), которые находятся перед вами. Вы уже вписали своё имя и фамилию. Будьте внимательны, заполняйте листы аккуратно.
Актуализация имеющихся знаний
Цели:
обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;
актуализировать учебный материал по текстоведению, лексикологии, этимологии.
- Нам предстоит закончить оформление нашего проекта - классной газеты «Моя малая родина».
Ребята, нашу дальнейшую работу давайте предварим чтением пословиц о родине, которые подготовили ваши одноклассники. Выберите одну пословицу, которая станет девизом вашей работы на уроке. Впишите её в соответствующее поле. (Ученики читают подготовленные пословицы)
- В Библии есть такое выражение: "От полноты сердца говорят уста", то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям,устным или письменным.
На прошлом уроке некоторые из вас получили задание написать заметку в нашу газету, используя яркое, интересное названиев соответствии с особенностями названного публицистического жанра.
(4 слайд)
- Напоминаю, что заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.
Представьте свои заметки и разместите на соответствующих полях газеты. Всем остальным необходимо внимательно выслушать товарищей и подумать, соответствуют ли их тексты стилевым и жанровым особенностям заметки. В помощь вам кластеры «Публицистический стиль речи», которые подготовили ваши одноклассники.(Приложение 2)
(5 -11 слайды)
Физкультминутка(12 слайд)
Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности
- Предлагаю немного отвлечься и посмотреть на экран. Следите глазами за бабочками, представьте себя на красивом летнем лугу.
Отработка навыка редактирования текста публицистического стиля.
Цели:
развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.
актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.
- С какими трудностями вы встретились, когда писали свои заметки? (трудно было избегать повторов, не удавалось использовать слова, присущие публицистическому стилю)
развивать умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики;
развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;
развивать навыки стилистического анализа текста.
- Посмотрите на нашу газету? Чего недостаёт? (Передовой статьи)
(Передовая статья. передовица, редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала) по мат. БСЭ)
- Обратимся к тексту на слайде. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны.
Выразительное чтение текста(14 слайд)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.
Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.
Д. С. Лихачёв
Групповая работа с текстом(15 слайд)
- Каждой группе предстоит ответить на вопросы по тексту. В помощь вам таблица «Стили речи» (раздаточный материал – на каждого ученика).
1группа определяет речевую ситуацию в данном тексте:
К кому обращена статья? (С кем говорим?)
Где она может быть помещена?
С какой целью она написана?
2 группа определяет тему и цель текста, отвечая на вопросы:
Чему посвященастатья? ( О чем она?)
К чему призывает автор?
3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:
Определите стилевые черты текста.
Назовите языковые средства.
Возможные результаты групповой работы.
1группа:
1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям),
воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения…)
2 группа:Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о воспитании любви к родному краю. Автор призывает нас любить свою семью, своё жилище, свою школу, так как именно с этого начинается любовь к Родине. Автор говорит нам: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».
3 группа:Язык статьи эмоционален, общедоступен. В ней используются риторические вопрос(«Но как воспитать эту любовь?»).Встречаем книжные слова («жилище»). Для усиления эмоциональности используется ряд однородных членов («воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи»), далее в тексте встречаем градацию(«любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре»). В тексте встречается абстрактная лексика («любовь», «воспитание», «культура», «нравственный»).
Результаты групповой работы фиксируем в рабочем листе.
Домашнее задание. (16 слайд)
Цели:
развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;
развивать навыки стилистического анализа текста.
Стилистический анализ текста
Жанр анализируемого текста_________________________. Автор рассуждает о ____________________________________________________. Он призывает нас __________________________________________________
В статье автор использует ______________________________________. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к _______________________________________ стилю.
Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»(17 слайд)
Цели:
подвести итоги работы на уроке;
оценить степень значимости полученной информации для себя.
- Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?
Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы на уроке.(18 слайд)
Цели:
подвести итоги работы на уроке;
оценить результативность собственной работы
- В своих рабочих листах поставьте себе оценку за урок. Давайте её озвучим, а я выскажу своё мнение.
- Я хотела бы всех поблагодарить за работу на уроке. Давайте поаплодируем тем, кто замечательно подготовил домашнее задание. Аплодисменты первой группе, второй группе, третьей группе. Аплодисменты тем, кто справился с заданиями на уроке!
Использованные источники
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Перепечат.с изд. Моск. Патриархии. – М.: Рос.библ.о-во, 2006.
Лихачёв Д.С. Заветное. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.
Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015