kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публицистический стиль. Заметка в газету

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе технологии проектного обучения. На уроке мы не только завершаем оформление классной газеты «Наша малая родина», но и учимся осмысленно подходить к собственной речи, понимать цель собственного высказывания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль. Заметка в газету»

Автор разработки урока: Андрианова Екатерина Павловна

Место работы, должность: МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Публицистический стиль. Заметка в газету

Тип урока:урок развития речи

Цели урока:

Образовательные:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки самостоятельно      создавать      текст публицистического стиля - заметку в газету;

  2. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  3. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение и любовь к родному краю;

  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе;

  3. прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

  • Рабочие листы для заполнения.

 Предварительное задание:

1вариант – написать заметки в газету для рубрик «Замечательные односельчане»; «Наше село в годы войны», «Достопримечательности», «А знаете ли вы?», «Берегите природу!»

2 вариантподобрать пословицы о Родине.

3 вариант – составить кластер «Публицистический стиль речи».





Ход урока:

  1. Мотивация деятельности(1 слайд)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

(Класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза»)

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас этим солнечным осенним утром!Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

- Вы разделились на группы в соответствии с цветом доставшейся вам карточки. Те, у кого зелёные карточки, участники 1 группы, жёлтые карточки – 2 группа, голубые – 3 группа. Задания, которые вам предстоит выполнить, будут рассчитаны и на индивидуальную и на групповую работу. Желаю удачи!

  1. Опрос – разминка (2 слайд)

Цели:

1. актуализировать информацию, необходимую для организации дальнейшей учебной работы;



-Публицистика в переводе с латинского означает… (общественный)

-Публицистический стиль речи применяется в … (общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях).

- Задача публицистического стиля… (сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию).

- Характерные черты публицистического стиля (злободневность, яркость, страстность изложения, призывность)

  1. Целеполагание(3 слайд)

Цель:

1. сформулировать цели урока.



- Итак, ребята, предположите, какова тема нашего урока? (Публицистический стиль. Заметка в газету)

- Каковы цели нашего урока:

  • Создать…

  • Повторить…

  • Развить умения…

  • Воспитывать…

- Записи мы сегодня будем делать в рабочих листах(Приложение 1), которые находятся перед вами. Вы уже вписали своё имя и фамилию. Будьте внимательны, заполняйте листы аккуратно.


  1. Актуализация имеющихся знаний

Цели:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, лексикологии, этимологии.



- Нам предстоит закончить оформление нашего проекта - классной газеты «Моя малая родина».

Ребята, нашу дальнейшую работу давайте предварим чтением пословиц о родине, которые подготовили ваши одноклассники. Выберите одну пословицу, которая станет девизом вашей работы на уроке. Впишите её в соответствующее поле. (Ученики читают подготовленные пословицы)

- В Библии есть такое выражение: "От полноты сердца говорят уста", то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям,устным или письменным.

На прошлом уроке некоторые из вас получили задание написать заметку в нашу газету, используя яркое, интересное названиев соответствии с особенностями названного публицистического жанра.

(4 слайд)

- Напоминаю, что заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Представьте свои заметки и разместите на соответствующих полях газеты. Всем остальным необходимо внимательно выслушать товарищей и подумать, соответствуют ли их тексты стилевым и жанровым особенностям заметки. В помощь вам кластеры «Публицистический стиль речи», которые подготовили ваши одноклассники.(Приложение 2)

(5 -11 слайды)

  1. Физкультминутка(12 слайд)

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности 

- Предлагаю немного отвлечься и посмотреть на экран. Следите глазами за бабочками, представьте себя на красивом летнем лугу.



  1. Отработка навыка редактирования текста публицистического стиля.

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.

  2. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.


- С какими трудностями вы встретились, когда писали свои заметки? (трудно было избегать повторов, не удавалось использовать слова, присущие публицистическому стилю)

Задание 1

Замените одним словом описательный оборот:

люди в белых халатах (врачи),

зелёный массив (лес),

второй хлеб (картошка),

голубые дороги (реки)

ночное светило (луна),

голубой экран (телевизор).

Задание 2

Орфографическая диктовка с взаимопроверкой



Общественный, нравственный, организованный, благородный, ответственный, воспитание, патриотизм, публицист, корреспондент, мужественный.

  1. Стилистический анализ текста(13 слайд)

Цели:

  1. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  2. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  3. развивать навыки стилистического анализа текста.



- Посмотрите на нашу газету? Чего недостаёт? (Передовой статьи)

(Передовая статья. передовица, редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала) по мат. БСЭ)

- Обратимся к тексту на слайде. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны.

  • Выразительное чтение текста(14 слайд)

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Д. С. Лихачёв

  • Групповая работа с текстом(15 слайд)

- Каждой группе предстоит ответить на вопросы по тексту. В помощь вам таблица «Стили речи» (раздаточный материал – на каждого ученика).

1группа определяет речевую ситуацию в данном тексте:

  1. К кому обращена статья? (С кем говорим?)

  2. Где она может быть помещена?

  3. С какой целью она написана?


2 группа определяет тему и цель текста, отвечая на вопросы:

  1. Чему посвященастатья? ( О чем она?)

  2. К чему призывает автор?



3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:

  1. Определите стилевые черты текста.

  2. Назовите языковые средства.


Возможные результаты групповой работы.

1группа:

1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям),

официальная обстановка (газеты, радио, телевидение, публичные выступления…),

воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения…)



2 группа:Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о воспитании любви к родному краю. Автор призывает нас любить свою семью, своё жилище, свою школу, так как именно с этого начинается любовь к Родине. Автор говорит нам: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

3 группа:Язык статьи эмоционален, общедоступен. В ней используются риторические вопрос(«Но как воспитать эту любовь?»).Встречаем книжные слова («жилище»). Для усиления эмоциональности используется ряд однородных членов («воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи»), далее в тексте встречаем градацию(«любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре»). В тексте встречается абстрактная лексика («любовь», «воспитание», «культура», «нравственный»).

Результаты групповой работы фиксируем в рабочем листе.

  1. Домашнее задание. (16 слайд)

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  2. развивать навыки стилистического анализа текста.

Стилистический анализ текста


Жанр анализируемого текста_________________________. Автор рассуждает о ____________________________________________________. Он призывает нас __________________________________________________

______________________________________________________________.

В статье четко выражена мысль_________________________________

______________________________________________________________.

В статье автор использует ______________________________________. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к _______________________________________ стилю.


  1. Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»(17 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить степень значимости полученной информации для себя.



- Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?

  1. Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы на уроке.(18 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить результативность собственной работы


- В своих рабочих листах поставьте себе оценку за урок. Давайте её озвучим, а я выскажу своё мнение.

- Я хотела бы всех поблагодарить за работу на уроке. Давайте поаплодируем тем, кто замечательно подготовил домашнее задание. Аплодисменты первой группе, второй группе, третьей группе. Аплодисменты тем, кто справился с заданиями на уроке!



Использованные источники

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Перепечат.с изд. Моск. Патриархии. – М.: Рос.библ.о-во, 2006.

  2. Лихачёв Д.С. Заветное. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.

  3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006

  4. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Публицистический стиль. Заметка в газету

Автор: Андрианова Екатерина Павловна

Дата: 01.05.2017

Номер свидетельства: 412590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»"
    ["seo_title"] => string(80) "rech_povtorenie_publitsisticheskii_stil_rechi_zhanry_publitsisticheskogo_stilia_"
    ["file_id"] => string(6) "561741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603977195"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) ""Заметка в газету". Урок развития речи в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(45) "zamietkavghazietuurokrazvitiiariechiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "337099"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467908841"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок "Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля." "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-iazykovyie-sriedstva-publitsistichieskogho-stilia-zamietka-kak-odin-iz-zhanrov-stilia"
    ["file_id"] => string(6) "194001"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427718470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок "Жанры публицистического стиля. Заметка" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-zhanry-publitsistichieskogho-stilia-zamietka"
    ["file_id"] => string(6) "194347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427765829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей."
    ["seo_title"] => string(79) "rassuzhdenie_obiasnenie_zametka_v_gazetu_tipa_rassuzhdeniia_o_postupkakh_liudei"
    ["file_id"] => string(6) "518969"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567432152"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства