Цель урока: помочь учащимся ориентироваться в информационном мире, учить писать заметки разных видов (информационную и оценочно-информационную), развивать речь учащихся, умение выступать со своей заметкой перед аудиторией, закрепить умения определять и характеризовать текст публицистического стиля, самостоятельно создавать текст публицистического стиля - заметку в газету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У: Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий.
А какой стиль помогает обеспечивать человеку разнообразную информацию
Д: публицистический
У: какой стиль мы называем публицистическим
Д: П.С. – это такой функциональный стиль речи, цель которого сообщить факты, убедить,воздействовать информированием, используется в газетах, журналах и других средствах массовой информации.
У: каковы же особенности публицистического стиля? (см на доску) В данной таблице допущены ошибки: наполнение ячеек не везде соответствует стилю речи. Путем переноса содержимого ячеек устраните ошибки (исправляют)
3 мин
У: ребята, горожанам в почтовый ящик каждую пятницу приносят газету «Читай город», «Резонанс»- она и у вас теперь на партах, возьмите их и полистайте: какие публицистические жанры вы увидели в газете (называйте с места)
Д: репортаж, статья, интервью, маленькие статейки
У: я услышала, кто-то сказал «маленькие статейки», да, действительно, в этих информационных изданиях много маленьких статей – это ЗАМЕТКИ, такой же полноправный жанр публицистики, как статья, интервью и тд.
2мин
ЦЕЛЬ СТАВИМ
Наверно, вы уже догадались, с каким публицистическим жанром мы познакомимся сегодня
Д: сегодня мы будем говорить о заметке
У: Что мы должны знать о заметке, как и любом другом жанре публицистики
Д: строение, особенности написания
У: Верно, откройте тетради, запишите число и тему урока
3 мин
Как вы верно подметили, ЗАМЕТКА – это маленькая статья, а, следовательно,
ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.(слайд)
У: Запишите в тетради однокоренные слова к слову заметка и сразу будут понятны особенности этого жанра (заметить, подметить, наметить, отметить, метка, отметка, замечательный, примечательный)
5 мин
У:В заметке должна содержаться новость, новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.
Заметка бывает двух видов (слайд)
Ребята, подготовившие сообщение про виды заметок, выходите
(Кирилина, Гаркуша)
Девочки выходят по очереди и рассказываютФИЗМИНУТКА для глаз
6 мин
У: потренируемся в определении вида заметок (сл. слайд)
У: ребята, попробуйте в информационных источниках найти разные виды заметок: 1 в – информационные заметки, 2 в – оценочно-информационные заметки (находят, отвечают по имеющимся признакам) – это по времени
7 мин
У: ребята, я предлагаю ненадолго превратить наш кабинет русского языка в редакцию газеты, а какой газеты, как она называется, мы решим попозже вместе. Согласны?
Д: да
У: итак, у нас предполагается выпуск 6-ти заметок, значит, у нас 6 редакционных групп. Ребята, определитесь по своим группам (рассаживаются)
Выберите листочки с картинками, которые вам нравятся (выбирают), посмотрите темы заметок, которые достались вашей группе (огласите темы) по 1 четверти пишем
Ваша задача в течение 5-7 минут написать заметку в нашу газету. Вы можете пользоваться техникой, а готовую заметку опубликуйте на этих красочных бланках, которые подготовили заранее художественные редакторы Маша Пикуль и Даша Убей_Конь. (раздаю бланки)
Для удобства работы алгоритм написания заметки перед вами (слайд)
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ ЗАМЕТКА.
Определи событие, о котором стоит написать
Узнай все самое главное, уточни факты.
Укажи дату, место действия; назови участников события, дай им краткую характеристику (если это важно).
Описывая событие, оцени его, выскажи свое к нему отношение.
3 мин
Группы пишут заметки
Выходят выступать,прикрепляют заметки к доске.
3 мин
У: ребята, посмотрите, какой выпуск газеты о нашем классе получился, как мы назовём выпуск
Д: Наш класс, вот мы какие, наши успехи, жизнь 7А,
У: записываю лучшее название. Ну вот и готов импровизированный выпуск газетной странички про наш класс. Посмотрите, ребята, разве учащиеся такого класса могут ссориться друг с другом, плохо себя вести, нет, конечно
Тут (Даша Убей-Конь) говорит: а у меня есть ещё одно сообщение для всего класса: сегодня у Ани Гаркуши день рождения, давайте все вместе её поздравим (поздравляем)
Анечка, у нас есть для тебя открытка, хотели подарить после, но раз сегодня у нас такой насыщенно-информационный урок, то кстати сейчас
3 мин
ВЫВОД: итак, ребята, с каким жанром публицистики мы сегодня познакомились?
что такое заметка (ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы.- Эрика Ланг
Какие требования предъявляются к заметке: К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения)(Васин)
Запишите дз,
Про нашего кл. руководителя
Спортивные достижения класса в
Школе
Спортивные достижения класса
вне школы
Участие класса в интеллектуальных
конкурсах
Как мы провели выходные
Творческий потенциал нашего класса
Информационная заметка.
Основой информационной заметки является описание фактов.
Это последовательное изложение ответов на вопросы:
что произошло?
где?
когда?
почему?
как?
Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида.
Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету.
Поэтому структура оценочно-информационной заметки выглядит более сложной. Журналист не только описывает явление или событие, но и напоминает аудитории общеизвестную истину.
Общезначимое суждение может находиться или в начале заметки, или в конце.
Таким образом, если к данной выше заметке добавить комментарий по поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт оценочно-информационный характер.
Чтобы привлечь внимание читателя к заметке, автор часто даёт ей интригующий заголовок либо во вступительном предложении-зачине использует необычную фразу, часто полемического характера.
Тексты заметок
Спортивная жизнь нашего класса
В нашем 7 А классе много спортивных ребят, поэтому онис удовольствием посещают школьные спортивные секции. Самая многочисленная и любимая мальчишками секция – это футбол. У нас в классе 6 футболистов: Демьянов Никита, Парфёнов Павел, Гуревич Егор, Гречников Никита, Шарапов Сергей, Юдин Юрий – все ребята профессионально занимаются футболом вот уже много лет. Поэтому на их счету много побед. В первой четверти в школе проходила дружеская встреча по пионерболу между 7-8 классами, наши спортсмены заняли 1 место. В октябре в ДЮСШ(а) были организованы футбольные соревнования, в которых наши ребята обыграли соперников и вышли в финал. Пожелаем нашим спортсменам дальнейших побед!
Спортивная жизнь класса вне школы
В нашем 7 А классе есть ребята, которые являются же мастерами спорта
Даша Убей-Конь – гимнастка
Даша Цыткина – борьба
Васин Кирилл –
Пожидаев Данил – гребля
Ребята посещают секции и клубы не один год, поэтому имеют стабильные результаты, призовые места, их приглашают на соревнования в разные города нашей страны и даже заграницу. Мы гордимся своими одноклассниками-победителями!
Творческий потенциал нашего класса
Пожалуй, в нашем классе нет ни одного ученика, кто не был бы занят вне школы. Особенно много у нас творческих ребят:
Катя Кирилина с 6 лет посещает вокально-творческую студию «Камертон», Маша Пикуль скоро станет выпускницей художественной школы, Эрика Ланг интересуется языками, Маша Батищева настоящая балерина, Лиза Гаськова, Юля Петрина, Алина Домарацкая – занимаются спортивными танцами, а Марина Беседина звезда «Ласточки». Мальчики тоже не отстают: Золотин Никита, Терехов Данил посещают театральную студию. Ребята участвуют в конкурсах разного маштаба, география конкурсов обширна: от родного Барнаула до Санкт-Петербурга, Сочи, Ялты и тд. Наши конкурсанты приезжают с конкурсов с медалями и дипломами победителей!
Творческих вам побед, ребята!
Самый «классный» классный руководитель.
Жизнь в нашем классе бурная и интересная благодаря классному руководителю Булгаковой Е. И. В наш класс Елена Ивановна пришла в 2012 году и сразу нам полюбилась и полюбила нас. Елена Ивановна очень деятельный учитель, она сразу же предложила нам принять участие в проекте «Преобразим школьный участок» - летом весь класс старался, а в сентябре в краевом конкурсе «Пришкольный участок» мы заняли 1 место! Елена Ивановна принимала участие в городском конкурсе . Наш классный руководитель не боится нового, она с удовольствием работает с нами: ходит в кино, в музеи, рисует плакаты, делает презентации. Елена Ивановна молодая и красивая, нам очень повезло с классным руководителем, мы стараемся не подводить её!
Интеллектуалы класса
Как и в прошлом году в первой четверти этого учебного года наш класс начал очень активно участвовать в интеллектуальных конкурсах.
В ежегодно проводимых всероссийских предметных конкурсах: Медвежонок, Пегас, Кириллица, Молодёжное движение, Кунгуру, Золотое руно, Бульдог - мы участвуем практически всем классом, - это хороший способ пополнить своё портфолио.
Также ребята участвуют в интеллектуальных конкурсах индивидуально. В сентябре Катя Кирилина и Маша Пикуль участвовали в Международной заочной онлайн-конференции школьников «Осенний школьный марафон», их работы были опубликованы на сайте и в сборнике конференции, также девочки участвовали во всероссийской олимпиаде по литературе.
Многие ребята заняты исследовательской деятельностью: Пикуль Маша, Кирилина Катя, Беседина Марина, Ланг Эрика, Терихов Данил, Гаркуша Анна пишут исследовательские работы в разных направлениях.
Гаркуша Анна будет защищать честь класса и школы на олимпиадах по истории, литературе и русскому языку!
Все наши ребята – молодцы, нам есть чем и кем гордиться!
Как мы провели выходные или необычное кино
Мы любим всем классом вместе проводить время. В выходные мы решили посетить развлекательный центр «Европа». В назначенное время все собрались у эскалатора. Вот и Елена Ивановна – решаем, идём сначала в кино! Фильм, надо сказать, мы выбрали необычный, «Философы». После просмотра долго ещё не могли отойти от увиденного: обсуждали, применяли к своему классу, честно – от фильма остались разные, неоднозначные впечатления!
После такого философского сеанса мы решили расслабиться – погуляли по центру и завернули в пиццерию, но и там за соком и пиццей не смогли не затронуть тему фильма. Надо отметить, что фильм, действительно, запал всем в душу, действия фильма заставили многих из нас задуматься о своём месте в мире, в коллективе, о своей значимости среди людей.
Даже по прошествии недели мы вспоминали героев фильма и примеривали на себя их роли. Мы все советуем посмотреть этот фильм.