Урок по русскому языку в 3 классе по теме : «Части речи»
Урок по русскому языку в 3 классе по теме : «Части речи»
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Открытие новых знаний
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.
3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование:
Презентация Power Point “Части речи”
Компьютер, проектор.
Песня “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”
Раздаточные листы для обучающихся.
Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть
1.Самоопределение к учебной деятельности.
«Где есть желание, найдётся путь!»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
Пожелайте друг - другу удачи!
(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности:
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что будем делать.
Слайд 4
большой – маленький
сухой – ?
глубокий – ?
старый – ?
гладить – ?
твердый - ?
- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- Правильно ли мы справились с первым заданием?. (Проверка по щелчку).
Минутка чистописания.
- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.
-Какой звук слышится ?
-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).
-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).
Слова на слайде Мороз, морозец, морозный, морозы, заморозки.
-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)
-Как проверить парную согласную? Докажите.
-Запишите слова.
-Что общего в этих словах? (корень)
-Выделите его.
Какие части слова участвовали в формировании новых слов?
Какое слово лишнее? Почему?
Словарная работа (Слайд 9).
Угадайте, какое слово зашифровано НАМРАДНИ мандарин – это сл. слово.
А, почему именно это слово мы сегодня будем запоминать?
А, вы знаете, откуда к нам попал мандарин и почему он является символом Нового года?
Оказывается, мандарины привёз в Европу ещё Александр Македонский, а случилось это в 325 году до н.э. Согласно другой версии, цитрусовые в Европу завезли португальцы из Индокитая – долгое время его даже называли «китайским яблоком».
Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру I. Со временем мандарины и другие цитрусовые начали выращивать в ботаническом саду Сухума, а ещё позже в Абхазии. Экзотические фрукты стали более доступными и цена на них уже не была такой заоблачной, как раньше.
В начале 20 века в России появилась традиция украшать рождественскую ёлку конфетами и мандаринами. Однако символом Нового Года мандарины стали только в 1963 году, когда в морской порт Ленинграда зашёл сухогруз из Марокко, доверху набитый сладкими фруктами. В последующие годы корабли из африканского Магриба продолжали обеспечивать СССР экзотическими фруктами, однако делали это ближе к декабрю – как раз в канун Нового Года.
А, почему мандарин можно назвать фруктом дружбы? (его легко делить)
Прочитайте предложение со словом мандарин.
Спелый мандарин важно лежал на тарелке и источал невероятный аромат.
(Написано на доске)
Слов. работа. Кто как понимает слово, источал? (Благоухал, вкусно пах)
Запишите предложение и подчеркните основу предложения.
Проверяем.
Кто мне скажет из чего состоят предложения?
Ребята, а если я вас сейчас попрошу слова из этого предложения разделить на группы, как вы это сделаете? (Как части речи), а какие части речи вы знаете?
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14).
(Научиться определять части речи)
- Сформулируйте тему урока.
(Части речи в русском языке).
5.Проектирование и фиксация нового знания.
- Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” исделаем вывод:
(Слайд 15).
На доске
Вариант схемы.
Хорошо. Я распределила слова по группам как части речи. Запишите к себе в тетрадь.
А, как нужно правильно определять части речи? (Задать к ним вопрос).
Поработайте в парах. Запишите в тетради правильно.
Слайд с неправильными словами. (Неправильно!)
Составление алгоритма. (Слайд 16).
1.Задать вопрос к слову.
(появляется табличка)
2.Определить, что обозначает это слово.
(табличка)
3.Название части речи. Вопросы?
Записали? Что не вошло?
Оказывается, есть слова, которые не подходят к существительным, прилагательным, глаголам, предлогам. Значит… Это другие части речи.
Важно - как? Наречие.
И – союз.
Но и они подразделяются на самостоятельные и служебные. Кто догадался, какие самостоятельные? А какие служебные?
Запишите правильно.
Физ. минутка.
Покажи действия тех, кого увидел. (Орел, солдат, бегун, заяц, бабочка, медведь, мышка, ученик за партой)
Работа в группах. По времени. Кто сколько успеет.
Выбери из текста 1 группа: им. прилагательные
2 группа: им. существительные
3 группа: глаголы.
4 группа: им. прилагательные
5 группа: им. существительные
Дети ходят учиться в начальную школу. Маленькие девочки и мальчики читают интересные книжки, решают трудные задачи, рисуют чудесные рисунки, поют веселые песни. Школьники – дружные ребята.
Ребята, а как вы думаете с помощью одних только существительных можно написать текст?
На слайде иллюстрация на тему «Зима» .
Снег. Луна. Тишина.
Месяц. Звёзды и мороз.
Скрип колёс.
- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.
10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 21).
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему научились?
- Довольны ли вы своей работой?
- Вспоминаем тему урока: «Части речи»
Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова: самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.
( Слайд 22).
11. Домашнее задание. (Слайд 23).
Упр. 1, стр. 17
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 24).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе по теме : «Части речи» »
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1»
Открытый урок по русскому языку в 3а классе на методической неделе учителей начальных классов по теме « Деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС»
Тема урока: «Части речи»
Провела: учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Ковальчук З.Н.
2013-2014 уч. год
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Открытие новых знаний
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.
3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование:
Презентация Power Point “Части речи”
Компьютер, проектор.
Песня “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”
Раздаточные листы для обучающихся.
Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть
1.Самоопределение к учебной деятельности.
«Где есть желание, найдётся путь!»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
Пожелайте друг - другу удачи!
(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности:
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что будем делать.
Слайд 4
большой – маленький
сухой – ?
глубокий – ?
старый – ?
гладить – ?
твердый - ?
- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- Правильно ли мы справились с первым заданием?. (Проверка по щелчку).
Минутка чистописания.
- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.
-Какой звук слышится ?
-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).
-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).
Слова на слайде Мороз, морозец, морозный, морозы, заморозки.
-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)
-Как проверить парную согласную? Докажите.
-Запишите слова.
-Что общего в этих словах? (корень)
-Выделите его.
Какие части слова участвовали в формировании новых слов?
Какое слово лишнее? Почему?
Словарная работа (Слайд 9).
Угадайте, какое слово зашифровано НАМРАДНИ мандарин – это сл. слово.
А, почему именно это слово мы сегодня будем запоминать?
А, вы знаете, откуда к нам попал мандарин и почему он является символом Нового года?
Оказывается, мандарины привёз в Европу ещё Александр Македонский, а случилось это в 325 году до н.э. Согласно другой версии, цитрусовые в Европу завезли португальцы из Индокитая – долгое время его даже называли «китайским яблоком».
Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру I. Со временем мандарины и другие цитрусовые начали выращивать в ботаническом саду Сухума, а ещё позже в Абхазии. Экзотические фрукты стали более доступными и цена на них уже не была такой заоблачной, как раньше.
В начале 20 века в России появилась традиция украшать рождественскую ёлку конфетами и мандаринами. Однако символом Нового Года мандарины стали только в 1963 году, когда в морской порт Ленинграда зашёл сухогруз из Марокко, доверху набитый сладкими фруктами. В последующие годы корабли из африканского Магриба продолжали обеспечивать СССР экзотическими фруктами, однако делали это ближе к декабрю – как раз в канун Нового Года.
А, почему мандарин можно назвать фруктом дружбы? (его легко делить)
Прочитайте предложение со словом мандарин.
Спелый мандарин важно лежал на тарелке и источал невероятный аромат.
(Написано на доске)
Слов. работа. Кто как понимает слово, источал? (Благоухал, вкусно пах)
Запишите предложение и подчеркните основу предложения.
Проверяем.
Кто мне скажет из чего состоят предложения?
Ребята, а если я вас сейчас попрошу слова из этого предложения разделить на группы, как вы это сделаете? (Как части речи), а какие части речи вы знаете?
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14).
(Научиться определять части речи)
- Сформулируйте тему урока.
(Части речи в русском языке).
5.Проектирование и фиксация нового знания.
- Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” исделаем вывод:
(Слайд 15).
На доске
Вариант схемы.
Хорошо. Я распределила слова по группам как части речи. Запишите к себе в тетрадь.
А, как нужно правильно определять части речи? (Задать к ним вопрос).
Поработайте в парах. Запишите в тетради правильно.
Слайд с неправильными словами. (Неправильно!)
Составление алгоритма. (Слайд 16).
1.Задать вопрос к слову.
(появляется табличка)
2.Определить, что обозначает это слово.
(табличка)
3.Название части речи. Вопросы?
Записали? Что не вошло?
Оказывается, есть слова, которые не подходят к существительным, прилагательным, глаголам, предлогам. Значит… Это другие части речи.
Важно - как? Наречие.
И – союз.
Но и они подразделяются на самостоятельные и служебные. Кто догадался, какие самостоятельные? А какие служебные?
Запишите правильно.
Физ. минутка.
Покажи действия тех, кого увидел. (Орел, солдат, бегун, заяц, бабочка, медведь, мышка, ученик за партой)
Работа в группах. По времени. Кто сколько успеет.
Выбери из текста 1 группа: им. прилагательные
2 группа: им. существительные
3 группа: глаголы.
4 группа: им. прилагательные
5 группа: им. существительные
Дети ходят учиться в начальную школу. Маленькие девочки и мальчики читают интересные книжки, решают трудные задачи, рисуют чудесные рисунки, поют веселые песни. Школьники – дружные ребята.
Ребята, а как вы думаете с помощью одних только существительных можно написать текст?
На слайде иллюстрация на тему «Зима» .
Снег. Луна. Тишина.
Месяц. Звёзды и мороз.
Скрип колёс.
- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.
10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 21).
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему научились?
- Довольны ли вы своей работой?
- Вспоминаем тему урока: «Части речи»
Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова: самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.