kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 3 классе по теме : «Части речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок проведен в  технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

                             Открытие новых знаний

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.

Задачи:

            1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

            2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.  

 3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

       Оборудование:

  1. Презентация Power Point “Части речи”
  2. Компьютер, проектор.
  3. Песня “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”
  4. Раздаточные листы для обучающихся.
  5. Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности:

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что будем делать.

Слайд 4

большой – маленький

сухой – ?

глубокий – ?

старый – ?

гладить – ?

твердый - ?

- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Правильно ли мы справились с первым заданием?. (Проверка по щелчку).

Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

Таблица  с буквой. (Слайд 6).

-Запишите М м всю строчку.

- Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. мло омл лом (Слайд 7).

-Прочитайте слова. (Слайд 8).

 Слова на слайде  Мороз, морозец, морозный, морозы, заморозки.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

-Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень) 

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

Какое слово лишнее? Почему?

Словарная работа (Слайд 9).

Угадайте, какое слово зашифровано  НАМРАДНИ    мандарин – это сл. слово.

А, почему именно это слово мы сегодня будем запоминать?

А, вы знаете, откуда к нам попал мандарин и почему он является символом Нового года?

 

Оказывается, мандарины привёз в Европу ещё Александр Македонский, а случилось это в 325 году до н.э. Согласно другой версии, цитрусовые в Европу завезли португальцы из Индокитая – долгое время его даже называли «китайским яблоком». 

Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру I. Со временем мандарины и другие цитрусовые начали выращивать в ботаническом саду Сухума, а ещё позже в Абхазии. Экзотические фрукты стали более доступными и цена на них уже не была такой заоблачной, как раньше.

В начале 20 века в России появилась традиция украшать рождественскую ёлку конфетами и мандаринами. Однако символом Нового Года мандарины стали только в 1963 году, когда в морской порт Ленинграда зашёл сухогруз из Марокко, доверху набитый сладкими фруктами. В последующие годы корабли из африканского Магриба продолжали обеспечивать СССР экзотическими фруктами, однако делали это ближе к декабрю – как раз в канун Нового Года.

 

А, почему мандарин можно назвать фруктом дружбы? (его легко делить)

Прочитайте предложение со словом мандарин.

   Спелый мандарин важно лежал на тарелке и источал невероятный аромат.

(Написано на доске)

Слов. работа. Кто как понимает слово, источал?  (Благоухал, вкусно пах)

Запишите предложение и подчеркните основу предложения.

Проверяем.

Кто мне скажет из чего состоят предложения?

Ребята, а если я вас сейчас попрошу слова из этого предложения разделить на группы, как вы это сделаете? (Как части речи), а какие части речи вы знаете?

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

 

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14).  

(Научиться определять части речи)

- Сформулируйте тему урока.

(Части речи в русском языке).

 

5.Проектирование и фиксация нового знания.

- Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод:

 (Слайд 15).

На доске

Вариант схемы.

 

Хорошо. Я распределила слова по группам как части речи. Запишите к себе в тетрадь.

А, как нужно правильно определять части речи? (Задать к ним вопрос).

Поработайте в парах. Запишите в тетради правильно.

Слайд с неправильными словами. (Неправильно!)

Составление алгоритма. (Слайд 16).

1.Задать вопрос к слову.

(появляется табличка)

2.Определить, что обозначает это слово.

(табличка)

3.Название части речи. Вопросы?

Записали? Что не вошло?

Оказывается, есть слова, которые не подходят к существительным, прилагательным, глаголам, предлогам. Значит… Это другие части речи.

Важно - как? Наречие.

И – союз.

Но и они подразделяются на самостоятельные и служебные. Кто догадался, какие самостоятельные? А какие служебные?

Запишите правильно.

Физ. минутка.

Покажи действия тех, кого увидел. (Орел, солдат, бегун, заяц, бабочка, медведь, мышка, ученик за партой)

Работа в группах. По времени. Кто сколько успеет.

Выбери из текста 1 группа: им. прилагательные

                               2 группа: им. существительные

                               3 группа: глаголы.

                               4 группа: им. прилагательные

                               5 группа: им. существительные

Дети ходят учиться в начальную школу. Маленькие девочки и мальчики читают интересные книжки, решают трудные задачи, рисуют чудесные рисунки, поют веселые песни. Школьники – дружные ребята.

 

Проверка. Самооценка. Оценка качества.

Сущ.:10  Прил.: 7   Глаг.6

Ребята, а можно сказать, что этот текст про вас?

 

Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд 20).

Ребята, а как вы думаете с помощью одних только существительных можно написать текст?

На слайде иллюстрация на тему «Зима» .

        Снег. Луна. Тишина.

        Месяц. Звёзды и мороз.

        Скрип колёс.

- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.

 

10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 21).

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.

Опираясь на таблицу, закончи предложения.      

Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.

 - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

( Слайд 22).

11. Домашнее задание. (Слайд 23).

Упр. 1, стр. 17

 

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 24).

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе по теме : «Части речи» »

МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1»






Открытый урок по русскому языку в 3а классе на методической неделе учителей начальных классов по теме « Деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС»


Тема урока: «Части речи»



















Провела: учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Ковальчук З.Н.






2013-2014 уч. год

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний



Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.

Задачи:

1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.

3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

Оборудование:

  1. Презентация Power Point “Части речи”

  2. Компьютер, проектор.

  3. Песня “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”

  4. Раздаточные листы для обучающихся.

  5. Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности:

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что будем делать.

Слайд 4

большой – маленький

сухой – ?

глубокий – ?

старый – ?

гладить – ?

твердый - ?

- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Правильно ли мы справились с первым заданием?. (Проверка по щелчку).

Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

Таблица с буквой. (Слайд 6).

-Запишите М м всю строчку.

- Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. мло омл лом (Слайд 7).

-Прочитайте слова. (Слайд 8).

Слова на слайде Мороз, морозец, морозный, морозы, заморозки.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

-Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

Какое слово лишнее? Почему?

Словарная работа (Слайд 9).

Угадайте, какое слово зашифровано НАМРАДНИ мандарин – это сл. слово.

А, почему именно это слово мы сегодня будем запоминать?

А, вы знаете, откуда к нам попал мандарин и почему он является символом Нового года?


Оказывается, мандарины привёз в Европу ещё Александр Македонский, а случилось это в 325 году до н.э. Согласно другой версии, цитрусовые в Европу завезли португальцы из Индокитая – долгое время его даже называли «китайским яблоком». 

Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру I. Со временем мандарины и другие цитрусовые начали выращивать в ботаническом саду Сухума, а ещё позже в Абхазии. Экзотические фрукты стали более доступными и цена на них уже не была такой заоблачной, как раньше.

В начале 20 века в России появилась традиция украшать рождественскую ёлку конфетами и мандаринами. Однако символом Нового Года мандарины стали только в 1963 году, когда в морской порт Ленинграда зашёл сухогруз из Марокко, доверху набитый сладкими фруктами. В последующие годы корабли из африканского Магриба продолжали обеспечивать СССР экзотическими фруктами, однако делали это ближе к декабрю – как раз в канун Нового Года.


А, почему мандарин можно назвать фруктом дружбы? (его легко делить)

Прочитайте предложение со словом мандарин.

Спелый мандарин важно лежал на тарелке и источал невероятный аромат.

(Написано на доске)

Слов. работа. Кто как понимает слово, источал? (Благоухал, вкусно пах)

Запишите предложение и подчеркните основу предложения.

Проверяем.

Кто мне скажет из чего состоят предложения?

Ребята, а если я вас сейчас попрошу слова из этого предложения разделить на группы, как вы это сделаете? (Как части речи), а какие части речи вы знаете?

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.


- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14).

(Научиться определять части речи)

- Сформулируйте тему урока.

(Части речи в русском языке).


5.Проектирование и фиксация нового знания.

- Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод:

(Слайд 15).

На доске

Вариант схемы.




Хорошо. Я распределила слова по группам как части речи. Запишите к себе в тетрадь.

А, как нужно правильно определять части речи? (Задать к ним вопрос).

Поработайте в парах. Запишите в тетради правильно.

Слайд с неправильными словами. (Неправильно!)

Составление алгоритма. (Слайд 16).

1.Задать вопрос к слову.

(появляется табличка)

2.Определить, что обозначает это слово.

(табличка)

3.Название части речи. Вопросы?

Записали? Что не вошло?

Оказывается, есть слова, которые не подходят к существительным, прилагательным, глаголам, предлогам. Значит… Это другие части речи.

Важно - как? Наречие.

И – союз.

Но и они подразделяются на самостоятельные и служебные. Кто догадался, какие самостоятельные? А какие служебные?

Запишите правильно.

Физ. минутка.

Покажи действия тех, кого увидел. (Орел, солдат, бегун, заяц, бабочка, медведь, мышка, ученик за партой)

Работа в группах. По времени. Кто сколько успеет.

Выбери из текста 1 группа: им. прилагательные

2 группа: им. существительные

3 группа: глаголы.

4 группа: им. прилагательные

5 группа: им. существительные

Дети ходят учиться в начальную школу. Маленькие девочки и мальчики читают интересные книжки, решают трудные задачи, рисуют чудесные рисунки, поют веселые песни. Школьники – дружные ребята.


Проверка. Самооценка. Оценка качества.

Сущ.:10 Прил.: 7 Глаг.6

Ребята, а можно сказать, что этот текст про вас?


Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд 20).

Ребята, а как вы думаете с помощью одних только существительных можно написать текст?

На слайде иллюстрация на тему «Зима» .

Снег. Луна. Тишина.

Месяц. Звёзды и мороз.

Скрип колёс.

- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.


10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 21).

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова: самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.

Опираясь на таблицу, закончи предложения.

Сегодня я убедился в том, что все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Теперь я умею определятьчасти речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Я знаю, что в русском языкеесть самостоятельные и служебные части речи.

- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

( Слайд 22).


11. Домашнее задание. (Слайд 23).

Упр. 1, стр. 17


- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 24).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку в 3 классе по теме : «Части речи»

Автор: Ковальчук Зиля Накибовна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи""
    ["seo_title"] => string(54) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_chasti_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "605879"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1651072433"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок русского языка по теме "Части речи" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431835217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Мастер-класс по русскому языку по теме"Части речи (общее понятие)" "
    ["seo_title"] => string(77) "mastier-klass-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-chasti-riechi-obshchieie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "138217"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417515395"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Методическая разработка урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "315202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459849256"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку по теме "Части речи" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(62) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_chasti_rechi_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "608939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654482252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства