ФРАГМЕНТ УРОКА: «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОЩЕНИЕ»
- Самоопределение к деятельности
(девиз, эпиграф урока должны вызвать у учащихся положительную эмоциональную направленность)
- Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха.
+ + = УСПЕХ
- Добавьте нужные слова: СТАРАНИЕ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРОЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ
СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ
-Воспользуемся этой формулой на уроке.
- Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений)
СЛАЙД 2
1)- Посмотрите на таблицу. Как она называется? (Части речи)
- На какие группы делятся части речи? (Делятся на самостоятельные и служебные)
- Почему части речи разделили на такие группы? (самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение, являются членом предложения)
- Какие части речи относятся к служебным частям? (предлоги, союзы, частицы)
- Что мы знаем о частях речи? Проведём игру «Угадай часть речи». Один называет признаки, другие угадывают к какой части речи они относятся.
2) – Спишите предложение.
Гуляют тучи золотые над отдыхающей землёй.
-Выделите части речи (сам-но).
-Что случилось? Есть проблема? (слово «отдыхающей» похоже и на прилагательное и на глагол)
- Постановка учебной задачи (проговаривание цели в виде вопроса)
- Сформулируйте, пожалуйста, проблему с которой столкнулись? (мы не можем определить часть речи у слова «отдыхающей», слово похоже и на прилагательное, и на глагол; это новая часть речи)
- Поставьте над этим словом знак ?.
4.«Открытие нового знания» (обсуждение проекта решения задачи)
1)РАБОТА В ПАРАХ.
-Предложите план решения проблемы.
1. Поставить вопрос.
2. Определить грамматические признаки (род, число, падеж, лицо, время)
3. Определить значение.
-Обсудите в парах, какие грамматические признаки есть у этого слова.
ВЫВОД: отвечает на вопрос Какой?, согласуется с существительным землёй, есть число, род, падеж, окончание как у прилагательного (всё как у прилагательного), но имеет некоторые формы глагола: может быть в настоящем и прошедшем времени,
обозначает признак предмета по действию.
2)Учебник, с. 79
3)Упр. 217 устно
4) Образовать причастия, используя суффиксы.
писать –пишущий
зеленеть – зеленеющий
охранять – охраняемый, охранявший
хранить – хранимый
выучить - выученный
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
РАБОТА В ГРУППАХ.
-Проверим, как умеем определять часть речи. Как мы будем действовать?
1.Определяем лексическое значение. (что обозначает)
2.Ставим вопрос.
3.Вспоминаем грамматическое значение (как изменяются)
4. Роль в предложении.
1 группа – существительные
2 группа – глагол
3 группа - прилагательные
4 группа – местоимение
5 группа – наречие
-Встретились ли вам причастия?
6. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Поставьте себя на лестнице знаний по данной теме.