Учитель: - Ребята, давайте вспомним, как называется раздел русского языка, объясняющий правильное написание слов. Учащиеся: - Орфография. Учитель: - Иностранцы считают русский язык очень сложным для написания, в нём большое количество правил. Вот такое предложение попросили написать иностранца. В парк… на б…рёз… по…вились л…сточки. Он неплохо говорит по-русски, но в таком коротком предложении при написании каждого слова у него возникли сомнения. Мы с вами изучаем родной язык четвёртый год и знаем уже много правил. Хотите проверить свою грамотность и помочь иностранцу правильно написать предложение? Учащиеся: - Да. Учитель: - Тогда спишите с доски это предложение и вставьте пропущенные буквы. Если, вдруг, и у вас возникает сомнение, то можно написать карандашом или оставить «окошечко». Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поочерёдно объясните написание пропущенных орфограмм так, как вы бы постарались объяснить их иностранцу. Учащиеся записывают предложение, затем, обменявшись тетрадями пробуют доказать пропущенные написания. Учитель: - Поднимите руки те пары, в которых не возникло затруднений в написании орфограммы в корне слова. - Почему у вас не возникло затруднений? Учащиеся: - Знаем способ проверки: проверяемый гласный в корне проверяем, подобрав родственное слово или изменив форму слова, где гласный звук находится в сильной позиции, то есть под ударением. Непроверяемый гласный запоминаем или обращаемся к словарю. Учитель: - Поднимите руки те пары, в которых возникли сомнения или затруднения и вы не смогли бы объяснить все написания человеку, изучающему русский язык. - Почему у многих возникли затруднения? Учащиеся: - Не знаем способа проверки безударных гласных в окончании имён существительных. Учитель: - Сможем сейчас объяснить человеку, изучающему русский язык все написания? Учащиеся: - Нет. Учитель: - А хотели бы оказать ему помощь? Учащиеся: - Да. Учитель: - А что для этого нужно сделать? Учащиеся: - Научиться проверять безударные гласные в окончаниях существительных. Учитель: - Какая тогда задача будет стоять перед нами на уроке? Учащиеся: - Познакомиться со способом проверки безударных падежных окончаний существительных. Учитель: - Правильно. Будем работать над существительными, стоящими в единственном числе. - Вспомним наблюдения, которые мы проводили над написанием окончаний имён существительных на прошлом уроке, кто забыл или затрудняется, можно обратиться к выводу в учебнике на стр.59 (Русский язык 4 класс, 2 часть Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина). Учащиеся: - Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одних и тех же падежах. (Учащиеся наблюдали над написанием ударных и безударных окончаний существительных на предыдущем уроке без выведения алгоритма, слова- «помощники» давались в готовом виде). Учитель: - Используя эти знания попробуйте решить орфографическую задачу в группах по 4 человека, после решения которой составим алгоритм написания безударных окончаний существительных. Перед каждой группой карточка с предложениями, проанализируйте почему в первом предложении у имён существительных пишутся разные окончания. А во втором предложении одинаковые? Выберете одного отвечающего из группы. Старая женщина волновалась о подруге и дочери. В тесноте, да не в обиде. Учитель координирует работу групп, прислушиваясь к их рассуждениям. Группам, испытывающим затруднения предлагает использовать подсказку – таблицу с обратной стороны карточки. Один ученик из группы фиксирует знания в таблице. Затем выслушиваются выступающие из каждой группы. Учитель отмечает работу групп, справившихся правильно с заданием. Учитель: - Давайте сделаем вывод, почему же получились разные окончания. По ходу рассуждений, группы, не до конца справившиеся с заданием дописывают таблицу. Учащиеся отмечают, что существительные в 1предложении стоят в предложном падеже, единственном числе, они женского рода, но относятся к разным склонениям, поэтому у них разные окончания. Существительные во втором предложении стоят в предложном падеже единственного числа, они женского рода и оба 1 склонения, поэтому у них одинаковые окончания. сущ. | Сходства в грамматических признаках | Различия в грамматических признаках | Из 1 предложения | Стоят в предложном падеже Они женского рода Стоят в единственном числе | склонение | Из 2 предложения | Стоят в предложном падеже, единственном числе Женского рода 1 склонения | - | Учитель: - Какое из двух слов во втором предложении помогает другому правильно написать окончание? Почему? Учащиеся: - Слово теснота, потому что, у него ударное окончание. Учитель: - А для слова о подруг… оно может считаться проверочным? Учащиеся: - Да, так как оно тоже стоит в предложном падеже и оно 1 склонения. Учитель: - А какое слово можно взять проверочным для слова дочь? Учащиеся: - Существительное 3 склонения, но с ударным окончанием. Учитель: - Соответствует ли этот способ общему способы проверки гласных, что безударный гласный (в слабой позиции) можно проверить, поставив его под ударение (в сильную позицию). Учащиеся: - Да, соответствует. Учитель: - В чём вы заметили различие с проверкой безударного гласного в корне? Учащиеся: - Чтобы проверить гласный в корне, нужно подбирать однокоренное слово или изменять это же слово, а чтобы проверить безударный гласный в окончании, достаточно подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием. Учитель: - Так же, работая в группах, посовещайтесь и запишите к себе в тетрадь слова, которые можно считать проверочными для слов 1, 2, 3 склонения (2-4 слова). Можно пользоваться таблицами на стр. 58-59 учебника. - Проверим написанные слова. Учашиеся предлагают варианты: 1скл. 2 скл. 3 скл. земля двор степь вода окно печь Учитель: - Можно обвести и запомнить только по одному слову с ударным окончанием из каждого склонения, которое использовать при проверке. - Составим вместе алгоритм проверки написания безударных окончаний существительных по ходу решения нашей орфографической задачи: - Что мы с вами делали сначала? Учащиеся: - Нашли в предложении существительные с разными и одинаковыми окончаниями. - Посмотрите на слайд на интерактивной доске и закончите предложение. (Каждый пункт алгоритма можно поочерёдно выводить на слайде интерактивной доски) Алгоритм проверки 1слайд: Нахожу (имя существительное) - Дальше что делали? - Учащиеся: - Определили, что у слов во 2 предложении все грамматические признаки одинаковые и окончания у них одинаковые. Слова в 1 предложении различаются склонением и окончания у них разные. Как определяли склонение? Учащиеся: - По начальной форме. 2слайд: Ставлю существительное в (нач. форму) и определяю (склонение) Учитель: - Следующий шаг? Учащиеся: - Слово – «помощник» взяли этого же склонения, но с ударным окончанием. 3слайд: Подбираю (слово – «помощник» того же склонения с ударным окончанием) и ставлю его (в тот же падеж) Учитель: - Какие окончания у слов одного склонения с ударным окончанием и с безударными? Учащиеся: - Одинаковые. 4. Пишу такое же окончание, какое у (слова – «помощника») ( На последнем слайде вывести все этапы алгоритма) Учитель: - Какую задачу мы ставили в начале урока? Как вы считаете, справились мы с этой задачей? Учащиеся: - Да, мы составили алгоритм (план) проверки новой орфограммы. Учитель: - Все рассаживаемся по своим местам и возвращаемся к нашему первому заданию. Теперь, зная алгоритм проверки попробуйте объяснить написание слов с пропущенными окончаниями. (Сначала сильный учащийся у доски по алгоритму объясняет написание и вставляет пропущенную букву) Учащийся: - 1. Окончание пропущено у существительного в парк… 2. Ставлю существительное в начальную форму – что? парк и определяю склонение. Существительное м.р. с нулевым окончанием, значит оно относится ко 2 склонению. 3. Подбираю слово – «помощник», например двор и ставлю его в тот же падеж – во дворе 4. Значит, пишу окончание, как у слова – «помощника» «е». Другой учащийся аналогично объясняет написание существительного на берёз… - Учитель: - В учебнике на стр. 63 дано задание просклонять 3 слова: берёзка, тополь, ель. Определим к какому склонению относится каждое слово. Первый вариант просклоняет первое слово, второй вариант – второе и третий вариант – третье слово. Понаблюдайте, в каких падежах возникают сложности в написании гласных – е,- и. - О чём нужно помнить при склонении? Учащиеся: - Правильно писать окончания. - Что для этого нужно делать? Учащиеся: - Подставлять слово – «помощник» этого же склонения. После выполнения задания осуществляется проверка, учащиеся объясняют выполнение задания, делают вывод, что эти гласные нужно проверять в Р.п., Д.п., П.падеже. (На следующих уроках можно обратить внимание детей на то, что во 2 склонении нет гласной – и, в 3 склонении нет гласной – е и только в первом склонении нужно выбирать). Учитель: - Последнее задание: на выданных каждому карточках можете выбрать по желанию первое или второе задание: первое – вставить пропущенные буквы, второе – составить предложение из рассыпавшихся слов, вставляя пропущенное окончание. Оцените на шкале самооценки, как вы справлялись с последними двумя заданиями самостоятельно. Если не возникало затруднений – поставьте крестик вверху, если в основном справились, но возникали небольшие затруднения, то крестик поставьте посередине. Если вам сложно было выполнять задание, крестик поставьте внизу. После проверки я поставлю крестик, чтобы сравнить наши мнения и разобрать ошибки. 1. На обложк… тетрад… написана фамилия ученика. 2. На, кувшинки, воды, плавали, белые, поверхност… . | Учитель: - Сдаём свои карточки с выполненным заданием и самоанализом. - Чтобы ещё раз потренироваться в написании новой орфограммы дома выполните упражнение на стр.64 №87, повторив алгоритм. В учебнике даётся 2 способа проверки. Прочитайте их, а на следующем уроке расскажете про второй способ. |