kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по русскому языку в 4 классе. Тема урока - "Общий способ проверки безударных падежных окончаний имён существительных. 

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи: 1. образовательные:

- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;

- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.

2. развивающие:

 - развивать умение ставить учебную задачу, работать по алгоритму, оценивать свою деятельность;

- развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, умение делать вывод)

- развивать умение работать в паре, группе, формулировать свои мысли.

3. воспитательные:

- прививать интерес к познавательной деятельности, получению новых знаний через решение орфографических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект урока русского языка в 4 классе »







Проект урока по теме: «Общий способ проверки безударных падежных окончаний имён существительных»




Выполнил учитель начальных классов

ОУ № 178 Московского района

г. Н.Новгорода

Шилкова Ольга Геннадьевна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 20 лет
























Учебный предмет: русский язык

УМК: интегрированный курс «Живой родник» Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина

Тема урока: «Способ проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи: 1. образовательные:

- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;

- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.

2. развивающие:

- развивать умение ставить учебную задачу, работать по алгоритму, оценивать свою деятельность;

- развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, умение делать вывод)

- развивать умение работать в паре, группе, формулировать свои мысли.

3. воспитательные:

- прививать интерес к познавательной деятельности, получению новых знаний через решение орфографических задач.

Ожидаемые результаты:

1. Личностные (положительное отношение к получению новых знаний, умение осознавать и преодолевать свои трудности)

2. Метапредметные:

- регулятивные (умение принимать и сохранять учебную задачу, действовать по алгоритму, контролировать процесс и результат своей деятельности, адекватно оценивать свои достижения)

- познавательные (умение осознавать учебную задачу, развитие анализа, сравнения, обобщения, умения делать вывод)

- коммуникативные (умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками)

3. Предметные (знакомство с правилом проверки безударных окончаний существительных,, умение его использовать на практике)


Оборудование: учебник, тетрадь, карточки (групповые – с орфографической задачей, индивидуальные – с самостоятельной работой), интерактивная доска (слайды с алгоритмом проверки орфограммы)

Исходный уровень знаний и умений для изучения данной темы: учащиеся знают грамматические признаки имени существительного (род, число, падеж, склонение); умеют определять число, род, падеж, склонение по начальной форме.


Этапы урока и хронометраж:

1. Мотивация (3 мин.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений (7 мин.)

3. Постановка учебной задачи (3 мин.)

4. «Открытие» новых знаний (решение учебной задачи) (17 мин.)

5. Реализация исходного проекта (решение исходной задачи) (5 мин.)

6. Первичное закрепление. (5 мин.)

7. Самостоятельная работа, рефлексия (5 мин.)






Содержание урока:


п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД


1.






















2.






















3.



















4.




















































































































5.
















6.
















7.




































Мотивация






















Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений




















Постановка учебной задачи


















«Открытие» нового знания

(решение учебной задачи)



















































































































Реализация построенного проекта (решение исходной задачи)














Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)












Самостоятельная работа

Рефлексия.














Учитель: - Ребята, давайте вспомним, как называется раздел русского языка, объясняющий правильное написание слов.

Учащиеся: - Орфография.

Учитель: - Иностранцы считают русский язык очень сложным для написания, в нём большое количество правил. Вот такое предложение попросили написать иностранца.


В парк… на б…рёз… по…вились л…сточки.


Он неплохо говорит по-русски, но в таком коротком предложении при написании каждого слова у него возникли сомнения. Мы с вами изучаем родной язык четвёртый год и знаем уже много правил. Хотите проверить свою грамотность и помочь иностранцу правильно написать предложение?

Учащиеся: - Да.

Учитель: - Тогда спишите с доски это предложение и вставьте пропущенные буквы. Если, вдруг, и у вас возникает сомнение, то можно написать карандашом или оставить «окошечко». Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поочерёдно объясните написание пропущенных орфограмм так, как вы бы постарались объяснить их иностранцу.


Учащиеся записывают предложение, затем, обменявшись тетрадями пробуют доказать пропущенные написания.

Учитель: - Поднимите руки те пары, в которых не возникло затруднений в написании орфограммы в корне слова.

- Почему у вас не возникло затруднений?

Учащиеся: - Знаем способ проверки: проверяемый гласный в корне проверяем, подобрав родственное слово или изменив форму слова, где гласный звук находится в сильной позиции, то есть под ударением. Непроверяемый гласный запоминаем или обращаемся к словарю.

Учитель: - Поднимите руки те пары, в которых возникли сомнения или затруднения и вы не смогли бы объяснить все написания человеку, изучающему русский язык.

- Почему у многих возникли затруднения?

Учащиеся: - Не знаем способа проверки безударных гласных в окончании имён существительных.

Учитель: - Сможем сейчас объяснить человеку, изучающему русский язык все написания?

Учащиеся: - Нет.

Учитель: - А хотели бы оказать ему помощь?

Учащиеся: - Да.


Учитель: - А что для этого нужно сделать?

Учащиеся: - Научиться проверять безударные гласные в окончаниях существительных.

Учитель: - Какая тогда задача будет стоять перед нами на уроке?

Учащиеся: - Познакомиться со способом проверки безударных падежных окончаний существительных.

Учитель: - Правильно. Будем работать над существительными, стоящими в единственном числе.

- Вспомним наблюдения, которые мы проводили над написанием окончаний имён существительных на прошлом уроке, кто забыл или затрудняется, можно обратиться к выводу в учебнике на стр.59 (Русский язык 4 класс, 2 часть Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина).

Учащиеся: - Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одних и тех же падежах. (Учащиеся наблюдали над написанием ударных и безударных окончаний существительных на предыдущем уроке без выведения алгоритма, слова- «помощники» давались в готовом виде).


Учитель: - Используя эти знания попробуйте решить орфографическую задачу в группах по 4 человека, после решения которой составим алгоритм написания безударных окончаний существительных. Перед каждой группой карточка с предложениями, проанализируйте почему в первом предложении у имён существительных пишутся разные окончания. А во втором предложении одинаковые? Выберете одного отвечающего из группы.


Старая женщина волновалась о подруге и дочери.

В тесноте, да не в обиде.


Учитель координирует работу групп, прислушиваясь к их рассуждениям. Группам, испытывающим затруднения предлагает использовать подсказку – таблицу с обратной стороны карточки. Один ученик из группы фиксирует знания в таблице.

Затем выслушиваются выступающие из каждой группы. Учитель отмечает работу групп, справившихся правильно с заданием.

Учитель: - Давайте сделаем вывод, почему же получились разные окончания. По ходу рассуждений, группы, не до конца справившиеся с заданием дописывают таблицу.

Учащиеся отмечают, что существительные в 1предложении стоят в предложном падеже, единственном числе, они женского рода, но относятся к разным склонениям, поэтому у них разные окончания. Существительные во втором предложении стоят в предложном падеже единственного числа, они женского рода и оба 1 склонения, поэтому у них одинаковые окончания.










сущ.

Сходства в грамматических признаках

Различия в грамматических признаках

Из 1 предложения

Стоят в предложном падеже

Они женского рода

Стоят в единственном числе

склонение

Из 2 предложения

Стоят в предложном падеже, единственном числе

Женского рода

1 склонения

-


Учитель: - Какое из двух слов во втором предложении помогает другому правильно написать окончание? Почему?

Учащиеся: - Слово теснота, потому что, у него ударное окончание.

Учитель: - А для слова о подруг… оно может считаться проверочным?

Учащиеся: - Да, так как оно тоже стоит в предложном падеже и оно 1 склонения.

Учитель: - А какое слово можно взять проверочным для слова дочь?

Учащиеся: - Существительное 3 склонения, но с ударным окончанием.

Учитель: - Соответствует ли этот способ общему способы проверки гласных, что безударный гласный (в слабой позиции) можно проверить, поставив его под ударение (в сильную позицию).

Учащиеся: - Да, соответствует.

Учитель: - В чём вы заметили различие с проверкой безударного гласного в корне?

Учащиеся: - Чтобы проверить гласный в корне, нужно подбирать однокоренное слово или изменять это же слово, а чтобы проверить безударный гласный в окончании, достаточно подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.


Учитель: - Так же, работая в группах, посовещайтесь и запишите к себе в тетрадь слова, которые можно считать проверочными для слов 1, 2, 3 склонения (2-4 слова). Можно пользоваться таблицами на стр. 58-59 учебника.

- Проверим написанные слова.

Учашиеся предлагают варианты:

1скл. 2 скл. 3 скл.

земля двор степь

вода окно печь

Учитель: - Можно обвести и запомнить только по одному слову с

ударным окончанием из каждого склонения, которое использовать при проверке.

- Составим вместе алгоритм проверки написания безударных окончаний существительных по ходу решения нашей орфографической задачи:

- Что мы с вами делали сначала?

Учащиеся: - Нашли в предложении существительные с разными и одинаковыми окончаниями.

- Посмотрите на слайд на интерактивной доске и закончите предложение. (Каждый пункт алгоритма можно поочерёдно выводить на слайде интерактивной доски)

Алгоритм проверки

1слайд: Нахожу (имя существительное)


- Дальше что делали?

- Учащиеся: - Определили, что у слов во 2 предложении все грамматические признаки одинаковые и окончания у них одинаковые. Слова в 1 предложении различаются склонением и окончания у них разные. Как определяли склонение?

Учащиеся: - По начальной форме.

2слайд: Ставлю существительное в (нач. форму) и определяю (склонение)

Учитель: - Следующий шаг?

Учащиеся: - Слово – «помощник» взяли этого же склонения, но с ударным окончанием.

3слайд: Подбираю (слово – «помощник» того же склонения с ударным окончанием) и ставлю его (в тот же падеж)

Учитель: - Какие окончания у слов одного склонения с ударным окончанием и с безударными?

Учащиеся: - Одинаковые.

4. Пишу такое же окончание, какое у (слова – «помощника»)

( На последнем слайде вывести все этапы алгоритма)


Учитель: - Какую задачу мы ставили в начале урока? Как вы считаете, справились мы с этой задачей?

Учащиеся: - Да, мы составили алгоритм (план) проверки новой орфограммы.


Учитель: - Все рассаживаемся по своим местам и возвращаемся к нашему первому заданию. Теперь, зная алгоритм проверки попробуйте объяснить написание слов с пропущенными окончаниями. (Сначала сильный учащийся у доски по алгоритму объясняет написание и вставляет пропущенную букву)

Учащийся: - 1. Окончание пропущено у существительного в парк…

2. Ставлю существительное в начальную форму – что? парк и определяю склонение. Существительное м.р. с нулевым окончанием, значит оно относится ко 2 склонению.

3. Подбираю слово – «помощник», например двор и ставлю его в тот же падеж – во дворе

4. Значит, пишу окончание, как у слова – «помощника» «е».

Другой учащийся аналогично объясняет написание существительного на берёз…



- Учитель: - В учебнике на стр. 63 дано задание просклонять 3 слова: берёзка, тополь, ель. Определим к какому склонению относится каждое слово. Первый вариант просклоняет первое слово, второй вариант – второе и третий вариант – третье слово. Понаблюдайте, в каких падежах возникают сложности в написании гласных – е,- и.

- О чём нужно помнить при склонении?

Учащиеся: - Правильно писать окончания.

- Что для этого нужно делать?

Учащиеся: - Подставлять слово – «помощник» этого же склонения.

После выполнения задания осуществляется проверка, учащиеся объясняют выполнение задания, делают вывод, что эти гласные нужно проверять в Р.п., Д.п., П.падеже. (На следующих уроках можно обратить внимание детей на то, что во 2 склонении нет гласной – и, в 3 склонении нет гласной – е и только в первом склонении нужно выбирать).


Учитель: - Последнее задание: на выданных каждому карточках можете выбрать по желанию первое или второе задание: первое – вставить пропущенные буквы, второе – составить предложение из рассыпавшихся слов, вставляя пропущенное окончание. Оцените на шкале самооценки, как вы справлялись с последними двумя заданиями самостоятельно. Если не возникало затруднений – поставьте крестик вверху, если в основном справились, но возникали небольшие затруднения, то крестик поставьте посередине. Если вам сложно было выполнять задание, крестик поставьте внизу. После проверки я поставлю крестик, чтобы сравнить наши мнения и разобрать ошибки.




















1. На обложк… тетрад… написана фамилия ученика.


2. На, кувшинки, воды, плавали, белые, поверхност… .



Учитель: - Сдаём свои карточки с выполненным заданием и самоанализом.

- Чтобы ещё раз потренироваться в написании новой орфограммы дома выполните упражнение на стр.64 №87, повторив алгоритм. В учебнике даётся 2 способа проверки. Прочитайте их, а на следующем уроке расскажете про второй способ.
















Личностные (положительное отношение к познавательной деятельности)










Коммуникативные (умение осуществлять совместную деятельность в парах, формулировать собственные мысли)


Познавательные (умение анализировать, сравнивать, делать выводы)


Личностные (осознание своих трудностей и стремление их преодолеть, желание приобрести новые знания)













Познавательные – общеучебные (умение осознавать учебную задачу)




Познавательные – общеучебные (умение найти информацию и работать с ней)








Коммуникативные (умение осуществлять работу в группе, слушать и отвечать на вопросы других)












Познавательные (операции анализа, сравнения, умение делать вывод)


Коммуникативные (умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, отвечать на вопросы)



































Познавательные ( операция обобщения)











Познавательные (умение находить информацию и работать с ней)









































Регулятивные (умение принимать и сохранять учебную задачу)



Регулятивные (умение действовать по плану)















Познавательные (анализ, умение делать вывод)





Регулятивные (умение действовать по плану)









Регулятивные (умение контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения)




























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
проект урока русского языка в 4 классе

Автор: Шилкова Ольга Геннадьевна

Дата: 13.08.2015

Номер свидетельства: 225212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Проект урока русского языка в 1 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(50) "proiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "182184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425475671"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Проект урока русского языка в 5 классе "Фонетика. Звуки гласные и согласные""
    ["seo_title"] => string(80) "proiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie_fonietika_zvuki_ghlasnyie_i_soghlasny"
    ["file_id"] => string(6) "421882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497498942"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Проект урока русского языка в 1 классе "Имена собственные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях". "
    ["seo_title"] => string(116) "proiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-imiena-sobstviennyie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-otchiestvakh-familiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "146509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419184528"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема «Сложные слова», УМК «Перспективная начальная школа». Проект урока"
    ["seo_title"] => string(121) "sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "270277"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451053377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства