Этапы урока | Деятельность учителя | Возможные действия учащихся | Методический комментарий |
Организационный момент. Языковая разминка. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством эмоционального настроя, вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности | Ребята, я для вас приготовила загадки. Отгадайте их. Что интересного вы заметили? | Отгадывают загадки. Делают вывод о том, что все отгадки – имена людей. | Создается положительный эмоциональный настрой, вызывается интерес к предстоящей учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети очень любят отгадывать загадки, поэтому этот вид деятельности вызовет у них большой интерес. |
Актуализация изученного. Цель: подготовка учащихся к систематизации знаний. Повторение ранее изученного материала необходимо для открытия нового знания. | Давайте с вами вспомним, что мы уже изучали. А для этого поиграем в игру «Назови слово». Я буду вам по очереди кидать мячик и называть слова. А вы, поймав мяч, должны сказать это имя собственное или нарицательное. | Играют в игру. Определяет имена собственные и нарицательные. | На данном этапе создаются условия для развития учащихся, определяется их уровень знаний, умений и навыков. Воспитывается интерес к познавательной деятельности. |
Постановка учебной проблемы. | Ученица 1 класса написала такие предложения. В вазе стоит красивая роза. Девочка Роза пошла в школу. Почему в первом предложении слово роза написано со строчной буквы, а во втором предложении с заглавной? Что вы уже знаете об именах нарицательных? Что вы знаете об именах собственных? | Дети высказывают предположения. Они обозначают слова, общие для группы предметов. Они называют предмет особым именем. | На данном этапе выявляются места и причины затруднения, формируются познавательные мотивы учебной деятельности, стремление открыть новые знания. |
Формирование проблемы, планирование деятельности. Постановка учебной задачи. Цель: создать условия для выявления затруднений, стремление к открытию новых знаний. | Назовите тему сегодняшнего урока. Что мы должны знать, чтобы писать без ошибок? Каких знаний нам не хватает? Давайте составим алгоритм наших действий, которые помогут нам разобраться в проблеме и приобрести новые знания. | Имена собственные. Мы должны знать особенности написания имен нарицательных имен собственных. В паре составляют план действий: Научиться различать имена собственные имена нарицательные. Сформулировать правило написания имен собственных. Выполнить упражнение на закрепление этого правила. | На данном этапе происходит формулирование проблемы, планирование деятельности, обдумывается проект будущих учебных действий. Данный этап важен, так как внешнее планирование помогает ребенку составить свой внутренний план действий. В паре дети определяют последовательность действий, ведущих к решению учебной задачи. |
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | Прочитайте упр. 38, стр. 48 учебника. Назовите слово, которое и середине, и в конце предложения пишется с прописной буквы. Объясните почему. Расскажите, почему одни выделенные слова пишутся с большой буквы, а другие – с маленькой. | Читают скороговорку. Делают вывод о том, что в первом случае Поля-Полюшка – это имя собственное. Поэтому оно пишется с заглавной буквы. А во втором случае поле-полюшко – это имена нарицательные. Поэтому они пишутся со строчной буквы. | На данном этапе выполняется учебные действия материализованной, громко-речевой и умственной речи. Отрабатываются умения работать в паре по коллективно-принятому плану действий (предварительный план обсуждается в парах). |
| Сформулируйте правило написания имен собственных. А теперь выполним упр 39 стр 49. Прочитайте текст. Обсудите в парах, можно ли сказать, кто из детей упал первым. Можно ли сказать, кто упал вторым? Как нужно было записать текст, чтобы мы могли рассказать, кто упал первым, а кто вторым? Прочитайте стихотворение-шутку (стр 49 упр 40). А теперь можно сказать, кто упал сначала, кто потом? Почему? Выпишите из стихотворения имена детей. Сделайте вывод, что же помогает нам точно понять, о ком идет речь? Физкультминутка. | Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы. Нет, потому что про первого упавшего мы знаем только то, что он мальчик, а из первой части текста видно, что мальчиков там три – Сережа, Алеша, Игнат. Нет, потому что мы не знаем имени этого мальчика. Можно. Потому что каждого ребенка называют по имени. | Также происходит конкретизация способа («подведения» частной задачи под общий способ). Формулируется правило, которое затем применяется детьми при выполнении следующих упражнений. Отработка умения работать в паре. Запись выполняется с комментированием на доске и в тетради. |
Развитие умений – применение нового знания. Цель: проверить умение применять «открытое» правило при выполнении новых упражнений. Работа в группе. | Выполняют упр 50 стр 41. - Объявляю соревнование, кто быстрее соберет имена. Приготовились. Лучшей умственной зарядки нет для взрослых и детей: Кто играет с нами в прятки, Тот становится умней. Помогите найти имена, но будьте внимательны, чтобы их собрать, нужно поступить по правилу! Сколько имен собрали? Молодцы! Какое правило помогло вам собрать имена? Упр 42 стр 50. Рассмотрите рисунок. Вспомните название сказки. Прочитайте текст. Почему некоторые слова в тексте написаны с прописной (большой) буквы? Выпишите имена и отчества. Подчеркните большую букву. | Мы собрали восемь слов. Работают по рисунку. Читают текст. Отвечают на вопросы учителя. Выписывают имена и отчества, подчеркивают заглавную букву. | Применение «открытого» способа для выполнения других заданий. Отрабатывается умение работать в группе, соблюдая правила групповой работы, уметь делать выводы о результате совместной работы в группе. На данном этапе проверяется и отрабатывается умение работать с текстом. Уделяется внимание развитию речи учащихся при работе с текстом и предложением. |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: создать условия для осознания учащимися результатов своей учебной деятельности. Самооценка деятельности. | Вспомните, какая тема нашего сегодняшнего урока. Какой план работы на уроке мы составили? Все ли пункты плана мы выполнили? Довольны ли вы результатом своей работы? Над чем еще нужно поработать? | Имена собственные. Анализируют собственную деятельность на уроке. Оценивают свои достижения. Самоанализ. Самооценка. Обсуждение. | На данном этапе важно проанализировать, что удалось достичь, а в чем возникли трудности. Что является причиной затруднения? А также важно проговорить с учащимися то, над чем еще стоит поработать. |