Проект урока русского языка в 1 классе. Урок проводился в 1 классе МБОУ СОШ №135 Приокского района города Нижнего Новгорода в 202 году. Проект включает в себя диагностики уровня развития и обученности учащихся: диагностика «Образная память», диагностика изучения концентрации и устойчивости внимания, диагностика словесно-логического и абстрактного мышления, диагностика уровня мотивации, Определение уровня воспитанности учащихся; психолого-педагогическую характеристику класса; конспект урока (ФГОС); самоанализ; приложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка в 1 классе по ФГОС »
Нижегородский институт развития образования
Кафедра начального образования
Курсы «Психодидактические основы начального образования в
условиях внедрения ФГОС»
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока русский язык 1 класс.
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №135
Приокского района
Чиркина Кристина Вадимовна
Н.Новгород
2012
Диагностика уровня развития и обученности учащихся.
Для изучения уровня развития и обученности учащихся были проведены следующие диагностики:
Диагностика «Образная память». Методика направлена на изучение кратковременной памяти. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). (Методика «Образная память» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.90-91.) Приложение 1.
Диагностика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера). (adalin.mospsy.ru). Приложение 2.
Диагностика словесно-логического и абстрактного мышления. Методика "Логические задачи". Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий. Приложение 3.
Диагностика уровня мотивации. Школьная мотивация (анкета). Пиктографический тест (рисунок школы).
Цель: выявление уровня школьной мотивации на момент поступления в школу.
Определение уровня воспитанности учащихся. Методика Н.П.Капустина.
Цель: выявление уровня воспитанности учащихся школы, выявить тенденции в развитии воспитательного процесса; наметить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
По полученным результатам мы видим следующие показатели:
Уровень
Описание уровня
Количество
%
Уровень I(25 - 30)
Высокий уровень школьной мотивации
2
12,5%
Уровень II(20 - 24)
Хорошая школьная мотивация
10
62,5%
Уровень III(15 - 19)
Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью
3
18,8%
Уровень IV(10 - 14)
Низкая школьная мотивация
1
6,3%
Уровень V(ниже 10)
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
0
0,0%
По мнению родителей,
Анкетированных: 15 родителей.
Высокий уровень: 4 чел.
Хороший уровень: 8 чел.
Средний уровень: 3 чел.
По мнению учителя:
Кл.рук.: Ногина К.В.
Высокий уровень: 1 чел.
Хороший уровень: 11 чел.
Средний уровень: 3 чел.
Психолого-педагогическая характеристика
1 «в» класса.
В 1 «в» классе обучается 16 учащихся, 8 мальчиков и 8 девочек.
Дети пришли в 1-й класс с различной подготовкой, на собеседование показали средний уровень готовности к обучению в школе. Знают буквы практически весь класс, за иключением двух человек, умеют читать большая половина класса, 11 человек, знают цифры 15 человек, умеют решать примеры 8 человек, решают простую математическую задачу – 5 человек. 2 человека пришли неподготовленными к школьному обучению. У ребят не развиты пространственные представления, не знают направления «вправо», «влево», обладают ограниченными знаниями об окружающем мире, о своей семье. Эти ребята тяжело адаптируются к школьной жизни, к требованиям учителя. Обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, отвлекают других ребят. К таким учащимся относятся Попов И., Вышеславская В., Малышева О. Трое учеников прибыли из других стран, все трое хорошо понимают, двое плохо говорят по-русски, к ним относятся Кубанычбек А. и Барсегян Т. В классе есть ребёнок с психическими отклонениями, плохо готов к школе, не успевает за классом, плохо говорит, плохо понимает учителя, кричит, срывает уроки. Лучше усваивает материал, если с ним работаешь индивидуально. Есть и ученики, которые с первых уроков внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Юдину К., Буевич В., Макарычеву К., Савина И. В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Кубанычбек А., Калайдова Н., Радаев С. Конечно же в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы. В эту группу входят Сахтанский Д., Конев А.
Данные медицинского обследования показали, что большинство ребят пришли в школу здоровыми, всего 4 человека имеют отклонения в здоровье, все занимаются в основной группе по физкультуре, группа здоровья у всех 1. В детском саду посещали логопеда половина детей из класса, у некоторых до сих пор остаётся проблема с произношением отдельных звуков. В классе обучаются 2 ребёнка из многодетных семей: Юдина К., Кубанычбек А. Малышева О. воспитывается бабушкой с дедушкой, по причине того, что отец умер, мать бросила, живёт с другим мужчиной, с ребёнком не общается. Морозов И. приёмный ребёнок.
Социально-профессиональный состав семей следующий:
профессия
мама
папа
общее
кол-во
Рабочий ( в т.ч. регистратор, электрик, официантка, нянечка и т.п.)
3
5
8
Медсестра
2
-
2
Домохозяйка
5
-
5
Водитель
-
5
5
Служащий ( специалист по ЖКХ, инспектор ГИБДД и т.п.)
5
3
8
инженер
-
1
1
Индивидуальный предприниматель
2
2
4
Из этих двух таблиц видно, что большинство родителей занимаются не умственным, а физическим трудом. Из 50 родителей только 11 человек имеют высшее образование. Родители достаточно взрослые люди, большинство около или за 30 лет, но многие оказались сами не подготовленными к тому, что ребёнок пойдёт в школу. Уже с первых недель стало понятно, что не во всех семьях родители занимаются воспитанием и образованием своих детей. Есть те, кто отказывается выполнять задания, данные учителем, на основание того, что ребёнок всё должен запомнить сам и выполнить тоже сам. Родители неактивны, неохотно откликаются на просьбы учителя и родительского комитета. Мало участвуют в жизни детей, не интересуются поведением, успехами ребёнка в школе, не выполняют и не проверяют домашнее задание. Большинство детей предоставлены сами себе.
Все родители обеспечивают детей питанием, 2 человека поставлены на бесплатное питание, остальные родители кормят ребят горячим питанием в школе платно. Всех детей после школы забирают родители или лица, которым они доверяют, родственники и близкие знакомые.
Поэтому первоочередной задачей в воспитательном процессе я вижу в необходимости работы с родителями, подключению их к жизни класса и школы. Всего 4 человека из класса занимаются в кружках дополнительного образования, что также плохо влияет на организованность учебного процесса.
Для того, чтобы изучить межличностные отношения в классе были проведены Социометрия (методика Я.Л. Коломинского).
По её результатам в группу предпочитаемых вошло 6 человек, что составляет 21% , в группу принятых 9 человек, что составляет 75%, в группу отверженных 1 человек, что составляет 4 %. К этой группе ребята отнесли Попова Ивана, имеющего отклонения в нервной системе.
Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д.
В общем класс дружен, активен и даже новопришедшие дети из других школ уже сплотились с коллективом класса. Почти все задействованы в жизни класса и не боятся ответственности, занимаются в кружках и различных секциях. Практически все учащиеся старательны в учебе и обладают большим потенциалом в мотивации к учебе.
Общий уровень дисциплины – удовлетворительный. Дисциплина несколько снизился, по сравнению с прошлым годом.
На уроках преподавателей с большим опытом работы, работают и ведут себя тихо весь урок. У молодых педагогов, менее опытных, ведут себя более свободно.
Нарушителями и заводилами являются почти всегда одни и те же лица. Неформальный лидер класса – Антонов Сергей, который может опоздать на урок. Конев Антон, который берет во всем с него пример и не только положительный. Другие ребята так же могут на уроке нарушать дисциплину (в зависимости от ситуации).
Я заметила, что в дети любят проводить время вместе в школе и вне её. В школе они играют в разные игры на переменах, общаются друг с другом, получая от этого огромное удовольствие. После школы дети играют на улице, ходят в разнообразные кружки, созваниваются друг с другом и ходят друг к другу в гости. Мальчики очень дружелюбно относятся к девочкам и защищают их. Учащиеся всегда стараются защитить каждого члена своего коллектива. Они всегда переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. О них можно сказать «один за всех и все за одного.» При проведении общешкольных мероприятий всегда стараются держаться вместе.
Учащиеся могут организоваться для выполнения коллективных дел, распределить между собой работу и наиболее рационально её выполнить. В этом я убедилась, поручив детям изобразить сценки на определённую тему. Они всё делали сплочённо и грамотно. Конечно, они не всегда могут выслушать друг друга, но в большинстве случаев ребята умеют считаться с чужим мнением. Дети подчиняются распоряжениям уполномоченных лиц, не спорят с ними и с их поручениями даже в свободное время, они чётко выполняют поставленные перед ними задачи.
Учащиеся с детства знают, что хорошо, а что плохо. Хорошие, благородные поступки дети одобряют, а противоположные им, соответственно, осуждают. Я знаю, что все маленькие дети в таком возрасте проявляют своё неодобрение только лишь в одной форме: «Мы не будем с тобой дружить!» А своё одобрение они выражают иначе: «Давай мириться?! Какой ты молодец! Какой ты хороший!» и т.п. Как некоторым взрослым людям, так и маленьким детям свойственно расхождение между тем, что они говорят и тем, что они делают. Это происходит из – за того, что дети ещё не в полной мере осознают всё то, что они делают, всю ответственность. Но, рассчитывая на большую половину класса при проведении своего внеклассного мероприятия, я не прогадала. Больше всего я переживала, что дети меня подведут, но к счастью дети сдержали своё обещание. Я была приятно удивлена, узнав, что дети выполнили всё о чём я их просила.
Детей данного класса связывают общие интересы, место за партой, общее место жительства и общая работа в классе. И
конечно же дружба, которой они так дорожат. Ребята все очень внимательны друг к другу, всегда стараются помочь. Если у ребёнка, какие – то проблемы или что – либо ещё, они всегда готовы успокоить, оказать поддержку. Дети умеют видеть не только чужие, но и свои недостатки. Все дети в классе относятся друг к другу очень хорошо и то, что один из них отличник, а другой – хорошист, ни сколько не влияет на отношения школьников друг к другу. На самостоятельной работе или с домашним заданием, всегда с удовольствием помогают друг другу.
В целях сплочения и организации классного коллектива в классе следует проводить педагогические мероприятия в виде классных часов и небольших лекций на тему добра и дружбы между людьми и приводить конкретные примеры из жизни, чтобы дети проникали друг к другу любовью, сочувствием и добротой. Тогда, я думаю, не придётся использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся, так как в классе будет царить взаимопонимание и дружелюбная атмосфера.
Предмет: Русский язык
Класс: 1 «в» класс
Тип урока: Изучение нового
Система развивающая
УМК: Школа 2100
Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В
Тема
Заглавные буквы Е, Ё. Суффикс –ышк-
Цели
Образовательные:
Формировать умение в словах заглавные буквы Е, Ё; находить суффикс –ышк- в словах, образовывать слова с помощью этого суффикса. Совершенствовать умение объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях.Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Знать название и начертание заглавных букв Е, Ё. Знать правило написания заглавной буквы в словах, предложениях.
Знать суффикс –ышк-, его значение.
Уметь находить в словах заглавные буквы Е, Ё. Уметь объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях.
Уметь находить суффикс –ышк- в словах, образовывать слова с помощью этого суффикса.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать и писать слова, предложения с изученными буквами.
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия
Заглавная, строчная буква, суффикс
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. Стр. 108
- электронные физкультминутки
- еженедельник (для самооценки)
- индивидуальные доски, маркер
- презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
План урока:
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
- уточнить тематические рамки.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).
Слайд 3. Работаем мы с изученными буквами.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
-организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
Записывают на индивидуальных досках слова. Проверяют написание слов, проговаривают правило.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
- Запишите слова:
Слайд 4.
-Чем они похожи? (первая буква – заглавная).
- Почему слова написаны с заглавной буквой? (имена, фамилии географические названия).
- Какая тема урока сегодня? (Заглавные буквы Е, Ё)
- Какую цель ставим? (Учиться читать и писать слова с заглавными буквами Е, Ё).
Знать правило употребления заглавной буквы в словах.
Знать название и начертание заглавных букв Е, Ё. Уметь находить в словах заглавные буквы Е, Ё.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Изучение нового
(10 мин)
Цели:
- организовать чтение слов с заглавными буквами Е, Ё;
- организовать работу по формированию умений находить суффикс
–ышк- в словах, образовывать слова с помощью этого суффикса.
Читают имена людей. Называют другие имена, географические названия.
Читают слова с суффиксом –ышк-, образуют однокоренные слова и записывают на досках.
На индивидуальных досках записывают однокоренные слова.
Организует чтение слов с заглавными буквами Е, Ё.
Организует работу по формированию умений находить суффикс –ышк- в словах, образовывать слова с помощью этого суффикса.
1. Стр. 108
Чтение имён.
2. Стр. 108
Чтение слов с суффиксом –ышк-.
Слайд 5.
- Образуйте с помощью этого суффикса однокоренные слова от слов: бревно, зерно, стекло.
Физкультминутка
Знать название и начертание заглавной буквы В. Уметь находить в словах заглавную букву В.
Уметь находить суффикс
–ышк- в словах, образовывать слова с помощью этого суффикса.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового (15 мин)
Цель:
- организовать работу над совершенствованием навыков чтения слов с заглавными буквами Е, Ё;
- организовать работу над текстом.
Прогнозируют содержание текста по заглавию и иллюстрации.
Читают текст про себя. Вслух читает текст 1 человек.
Отвечают на вопросы по содержанию.
Организует работу над текстом.
Работа над текстом.
- Посмотрите на иллюстрацию. Что и кого вы видите?
- Прочитайте заглавие.
- О чём будет текст?
Чтение текста учащимися про себя.
Чтение вслух (1 человек).
- Оправдалось наше предположение?
- Объясните смысл слов: спартакиада, рекордсмен.
Слайды 6, 7. Дополнения учителя
- В каких видах спорта участвовали ученики?
Физкультминутка
Уметь читать слова и предложения с изученными буквами. Уметь работать над текстом (прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
V. Контролирующее задание (12 мин)
Цель:
- проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией;
- организовать выполнение самопроверки, самооценки,
работы над ошибками.
Самостоятельно на досках выполняют задание.
Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+», «-».
Выполняют самооценку рядом с заданием.
Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы.
Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.
Организует самопроверку.
Организует самооценку (методика Цукерман).
Организует работу над ошибками.
- Найдите в тексте и запишите ответы на вопросы (Слайд 8):
1. Сколько всего учеников класса участвовали в спартакиаде?
2. Сколько из них мальчиков?
3. Кто поднимал штангу?
4. Какие награды получили рекордсмены:
А – игрушки
Б – шоколадные медали
В – книжки
Г – конфеты
5. Кто проспал спартакиаду?
Самопроверка. Слайд 9.
Самооценка.
Работа над ошибками.
Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, работать с информацией.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Слайд 10. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Самоанализ урока.
Тема урока русского языка: Заглавные буквы Е, Ё. Суффикс –ышк-
Были поставлены следующие цели: Образовательные:
Формировать умение в словах заглавные буквы Е, Ё; находить суффикс –ышк- в словах, образовывать слова с помощью этого суффикса. Совершенствовать умение объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации.
Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:
прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение;
творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления – прием «Кластер»
Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
• общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
• логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.
3. Стадия рефлексии – прием «Круги на воде»
• общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
• универсальные: анализ с целью выделения признаков.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
• прогнозирование темы урока
• целеполагание урока
• волевая саморегуляция при самостоятельной работе
• осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)
групповая (во время систематизации имеющихся знаний)
работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):
Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
Приложение 1.
Методика «Образная память».
Инструкция к тесту
«Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.
Время предъявления таблицы – 20 секунд».
Тестовый материал
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов. Оценка в баллах Количество воспроизведенных образов.
Оценка в баллах
Количество воспроизведенных образов
9
15-16
8
13-14
7
10-12
6
7-9
5
6
4
5
3
4
2
3
1
1-2
Результаты исследования:
№ п\п
Ф.И ребёнка
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1
Антонов С.
2
Барсегян Т.
3
Бекимова Ю.
4
Буевич В.
5
Вышеславская В.
6
Калайдова Н.
7
Конев А.
8
Кубанычбек А.
9
Макарычева К.
10
Малышева О.
11
Морозов И.
12
Попов И.
13
Радаев С.
14
Сахтанский Д.
15
Савин И.
16
Юдина К.
Приложение 2.
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Результат исследования:
№ п\п
Ф.И ребёнка
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1
Антонов С.
2
Барсегян Т.
3
Бекимова Ю.
4
Буевич В.
5
Выгеславская В.
6
Калайдова Н.
7
Конев А.
8
Кубанычбек А.
9
Макарычева К.
10
Малышева О.
11
Морозов И.
12
Попов И.
13
Радаев С.
14
Сахтанский Д.
15
Савин И.
16
Юдина К.
Приложение 3.
Методика "Логические задачи".
Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование. Ориентировочное время работы: 30-35 минут.
Инструкция испытуемым:
"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.
Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания (например, наее) обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. В задачах 7 и 8 искусственные слова заменяют обычные имена людей, а в задачах 9 и 10 они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач, то можете "в уме " (про себя) вместо бессмысленных слов подставлять понятные, обычные слова. Но в ответах задач с 7 по 10 нужно писать бессмысленное слово, заменяющее имя человека.
Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.
В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".
Задачи для предъявления:
1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?
2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?
3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?
4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?
5. Петя веселее, чем Никита. Петя печальнее, чем Кирилл. Кто печальнее всех?
6. Вова слабее, чем Ренат. Вова сильнее, чем Степан. Кто слабее всех?
7. Миша умнее, чем Никита. Никита умнее, чем Гоша. Кто умнее всех?
8. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?
9. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?
10. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?
11. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?
12. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?
13. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?
14. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?
15. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?
16. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?
17. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?
18. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?
19. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?
Результаты исследования.
1. Уровень развития умения понять учебную задачу
Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.
От 5 до 10 задач - средний уровень.
Менее 5 задач - низкий уровень.
2. Уровень развития умения планировать свои действия.
Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.
Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.
Менее 10 задач - низкий уровень.
Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.
Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".
3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.
Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.
Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.
Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.