Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности -
| Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок (Слайд 1) | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний -
3. Постановка учебной цели. -
| 1)Проверка Д/З. (р.т. стр. 37, упр. 64) (СОБРАТЬ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ) -
Сегодня на уроке мы перейдем к изучению новой темы. Одного из разделов русского языка. Но, прежде чем назвать тему урока, давайте мы попытаемся догадаться сами, о чем будет идти речь на уроке. -
Итак, слова мы пишем с помощью букв. - Буквы мы пишем, а что мы произносим? (Звуки) Значит - О чём мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? Какие бывают звуки? (Звуки гласные и согласные). Молодцы, записываем число и тему урока. А теперь, исходя из темы урока, давайте поставим перед собой цели на сегодняшнем уроке. Сформулируйте цель урока. (Повторить гласные и согласные звуки и познакомиться с разделом науки о языке, который изучает звуки.) ЗНАЧИТ, какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем это (Словарная работа) - Фонетика. Запомните это слово, например, звук [н] в этом слове произносится твердо. Повторите за мной. Почему произносится твердо? (после нее стоит буква Э). Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. Записываем с слайда. | Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы Чертят схемы Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. -
Запись учащимися числа, темы урока -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). -
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. -
-
-
-
Первичное закрепление знаний. -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Физ. минутка | Далее мы будем работать в группах. 1.Игра «Кто больше?» С ЦЕЛЬЮ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”, а затем объясним значение этих слов. (например, магнитофон. Корень слова ФОН, со значением звук. Вы знаете что такое магнитофон, что это такое?) Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков); Мегафон (рупор для усиления звука, голоса); Микрофон (прибор для усиления голоса); Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи); Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты) Телефон ( аппарат для передачи звуков на расстоянии ) Саксофо́н (тростевой духовой музыкальный инструмент). -
-
Значит, мы узнали, что фонетика изучает что? (ЗВУКИ) А теперь мы поговорим о звуках. 3. Послушайте стихотворение. О чём оно? Как образуются гласные звуки? (Слайд) Ель, топор и руки - В каждом слове слышим звуки. Эти звуки разные - Гласные, согласные. Гласные звуки - презвонкая штука Могут и петь и кричать, Могут в дремучем лесу поаукать, И в колыбельке сестрёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. (слайд) А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс: - змеиный слышен свист. Шшш: - шумит опавший лист. Жжж: - шмели в саду жужжат. рр: - моторы тарахтят. В общем тут любому ясно: Чтоб сказать ты слово мог, Дружат гласная с согласной, Составляют вместе слог. (Слайд) Прочитав это стихотворение мы поняли, что бывают какие звуки? (СЛАЙД) | Коллективная работа. Записывают однокоренные слова Отвечают по схеме Выполняют физкультминутку | -
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. -
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). |
Закрепление изученного материала -
| - Проведём опыт. Произнесем гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. (не путайте с БУКВАМИ) [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Ощущаете ли вы преграду, когда произносите эти звуки? Запишем что такое ГЛАСНЫЕ звуки. - А теперь произнесем согласные звуки .Их 36 в русском языке. -
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык). “З”, “с”? (Сомкнутые зубы). А теперь запишем что такое Согласные звуки. Молодцы! Проделав опыт, вы сами убедились, как много может сделать только один звук. Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи (такие как ) Следуя этому, мы можем сделать вывод, что звуки делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ, и ГЛАСНЫЕ бывают…(ТАБЛИЦА в слайде) Работа на доске. Замените один звук, что получится? Вот мы и доказали звукам, что все они важны, что даже изменив один звук в слове, мы получаем слово с абсолютно другим значением. Игра «Угадай песню». (отгаданное записываем в тетрадях, я проверю и раздам фишки.) Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню. (слайд) В лс рдлсь лчк, В лс н рсл. В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Ио и ео оая Еёая ыа. Зимой и летом стройная Зелёная была. - В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным). . 2.Работа с учебником Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр. Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится ИТОГ УРОКА А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами. -
ПО Результатам теста вы поставите себе оценку, будьте внимательны!!! 1. На какие две группы делятся гласные? А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые 2.На какие две группы делятся согласные? А) слышные и не слышные Б) глухие и звонкие В) сильные и слабые 3. Отметь слова, в которых все согласные - глухие: а ) писать, витрина, поклон; б ) звонок, булка, дом -
«Хитрые вопросы» - В каком слове сорок гласных? (сорока) - В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп) | Выполняют задание. -
-
-
Записывают предложения, комментируют выбор орфограмм -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Работают в парах, восстанавливают слова песни. -
-
Отвечают на вопросы | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Рефлексия деятельности. -
-
| Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Звуки речи изучает …… Звуки речи делятся на ….. и ….. Гласные звуки состоят…… Согласные звуки состоят из….. Оцените свою работу, продолжив фразу: На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно) Я думаю, что мог бы работать …. За работу на уроке я ставлю себе оценку ….. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. | -
Продолжают фразу. -
| УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. -
| - П.28, у.185, 186
| Запись учащимися задания в дневники. | -
|