Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо- действия | Формируемые умения (Универсальные учебные действия) | Промежу- точный контроль |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Хорошо поверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку (дети хором) «пять». -Сегоднямы с вамибудемисследователями. - Кто такие исследователи? - Какими близкими по значению словами их можно заменить? (Путешественник, первопроходец) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальный опрос | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; Регулятивные: планируют необходимые действия, операции; Коммуникативные: работают в парах, учатся понимать позицию партнера | Листы обратной связи |
2.Актуализация и проблемное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическаябеседа, ответы на вопросы. Просмотрпрезентации | Мы с вами снова отправляемся по океану Знаний в страну «Морфемика» (слайд) - Чем интересна эта страна? ( Она состоит из островов) -Какие острова находятся в этой стране? (Острова Корень, Суффикс, Приставка, Окончание). Слайд «Фронтальныйопрос» | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют мотивация к учебной деятельности; Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют длярешение учебных задач,операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения | Эвристическаябеседа, ответы на вопросы. Обучающаяигра | -Расскажите об этом острове. (Корень – это…) (Создает проблемнуюситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности ( самостоятельно или при незначительной помощи учителя). ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»: (Сильные учащиеся получили домашнее.задание: Работа с толковымсловарем) Верно ли, что слова «портной» и «портфель» произошли от одного исторического слова? Слова «ветеран и ветчина » произошли от одного исторического слова? Слово «мелодия» можно проверить словом «милый»? Слова «плотник » и «плот» родственные? | Обдумываютответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируютсобственныемысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы |
4 .Целе= полагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическаябеседа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, | (Дополняет ответы.Формируетцельучебнойдеятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя) - Сегодня мы с вами начнем исследовать еще один остров. А что это за остров, вы сейчас отгадаете. - Служит для образования новых слов. - Часть слова. - Стоит перед корнем. - Может состоять из 1,2,3,4 букв? ( Это приставки) - Кто внимательно слушал, тот уже сможет сформулировать тему нашего урока. - Запишитечисло, класснаяработа. Тема урока: Приставкикаксловообразовательныеморфемы. Значениеприставок Цельурока (определят учащиеся, учитель дополняет. -Приставки-это…(учащиеся сами дают определение). Работа с учебником: уч-ся читают правило и примеры. - Что значит значимая часть слова? Ваше мнение? -Упражнение 95. Устно. Внимательно посмотри те на слова, записанные в Упр.96 (письменно). Что потеряли эти слова? Почему они нам непонятны? Помогите им. - Внимательно посмотрите на памятку. Какая информация важна. - Это интересно. Сколько в слове может быть приставок? Значение приставок. Слайды: 1. Посмотрите на иллюстрацию. Какое значение имеет приставка ВЫ- 2. Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В. 3. Какое значение у этой приставки ПРИ- 4. Приведите примеры слов с приставками У- и ОТ_ Работа с текстом: Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Найдите в стихотворении слова с приставкой. Выделите приставки, какой смысл они несут? Узнали автора? Какие выразительные средства используются в тексте? - А сейчас поиграем в игру с приставками. -Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю «В» , что вы сделаете? ( Включим телевизор) А если скажу «пере-»? ( Переключим телевизор на другой канал) А если «ВЫ»? (Выключим телевизор) Какойвыводможносделать? ( Каждая приставка имеет определенный смысл, образовывает новые слова) | Формирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивиду-альная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-воспитательных задач. | Вопросы для уточнения информации |
| Физкультминутка | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | | | | |
5.Творческаяпрактическаядеятельность | Воспроизведениеранееизученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Сегодня вы не просто ученики, а исследователиинститутаГрамматики. В нашем институте две лаборатории Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. 1.Название каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? ( Это Ъ и Ь) Верно. Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а другая – с разделительным мягким знаком. 2. Какая цель их исследования? Повторитьправиланаписанияразделительного Ъ и Ь знака, уметь различать знак и при написании слов с ними. Упражнение 101 (письменно) Что общего у этих букв, чем они интересны? В чем их различие? Какую «работу» выполняет Ъ в словах? ВЫВОД: Общее: не допускают слияние гласного и согласного. Ь – пишется в корне слова; Ъ – между приставкой и корнем. Внимательно прочитайте, написанные на доске словосочетания. Какойвопросмыбудемрешать и наша задача? (до)ехал (до) деревни (про)читал (про) завод (по)бежал (по) дороге (под)полз (под )машину На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? Как надо писать приставки с корнем? Молодцы. Теперь назовите слова с предлогами. Какнадописатьпредлогисословами? Прочитайте правила правописания предлогов и приставок в учебнике. ИГРА «Да-НЕТ» Хлопните всего разок, если назову предлог Поехали, до школы, перешел , добежал, прибежал , к дороге,по траве | Отвечают на вопросы, под руководством учителя выполняют творческую работу, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая,фронтальная,индивиду-альная | Личностные: приобретают новые знания и повторяют ранее изученное. Познавательные: извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Устные ответы, вопросы для уточнения информации |
6.Первичное закрепление с комментированием. Включение в систему знаний повторение | Обобщение и систематизациязнаний и формирование рациональных способов применения их на практике | Где предлог, где приставка, где часть корня? Стр.47.Перепишите, раскрывая скобки и устно объясните написание. ВЫВОД: ПРИСТАВКА 1.Часть слова. 2.Пишется слитно. 3.Служит для образования новых слов. ПРЕДЛОГ Самостоятельное служебное слово. Пишется с существительным раздельно. Служит для связи слов в предложении | Принимают участие в работе, выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы
|
7.Рефлексияучебнойдеятельности на уроке (итог урока) | Заключительнаябеседаповопросам | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели? -Понравился ли вам урок? -Что вас удивило? - За что вы себя можете похвалить? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивание работы на уроке, выставление оценок | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к обучению. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений, сложных действий. Регулятивные: оценивают свою работу. | Домашнее задание. Оценивание работы учащихся на уроке. |