kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить и углубить знания о приставках как словообразовательных морфемах, познакомить с основными правилами правописания приставок.

Задачи урока:

  • образовательные: дать определение приставки, разъяснить ее смысловое значение, формировать  умение применять на практике правила правописание приставок;
  • развивающие: научить сравнивать правописание приставок и предлогов, выявить  влияние приставок на лексическое значение слова, развивать орфографическую зоркость;
  • воспитательные: формировать  уважительного отношения к родному языку, культуру речи.

Планируемые результаты обучения:

  • ЛичностныеУУД: осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
  • Метапредметные УУД:
  •  регулятивные: определять учебные цели и задачи,  выбирать способ действия, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • познавательные: уметь самостоятельно работать по плану,  извлекать информацию из различных  источников( словари, тексты учебника, художественные тексты);
  • коммуникативные:  быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей ( групповой) позиции;  способность осуществлять речевой самоконтроль, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
  • Предметные УУД:знать определение приставки, ее смысловое значение, уметь правильно выделять приставку в слове, подбирать слова с указанными приставками,  осознать роль приставок в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок; объяснять значения, выражаемые приставками,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок»

Технологическая карта

Русский язык в 5-Д классе по УМК Рыбченковой Л.М.

Учитель: СМАЛЬ ОЛЬГА ПЕТРОВНА

14 октября 2015 год

ТЕМА урока: Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок.

Цель урока: обобщить и углубить знания о приставках как словообразовательных морфемах, познакомить с основными правилами правописания приставок.

Задачи урока:

  • образовательные: дать определение приставки, разъяснить ее смысловое значение , формировать умение применять на практике правила правописание приставок;

  • развивающие: научить сравнивать правописание приставок и предлогов, выявить влияние приставок на лексическое значение слова, развивать орфографическую зоркость;

  • воспитательные: формировать уважительного отношения к родному языку, культуру речи.

Планируемые результаты обучения:

  • ЛичностныеУУД: осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

  • Метапредметные УУД:

  • регулятивные: определять учебные цели и задачи, выбирать способ действия, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • познавательные: уметь самостоятельно работать по плану, извлекать информацию из различных источников( словари, тексты учебника, художественные тексты);

  • коммуникативные: быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей ( групповой) позиции; способность осуществлять речевой самоконтроль, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

  • Предметные УУД:знать определение приставки, ее смысловое значение, уметь правильно выделять приставку в слове, подбирать слова с указанными приставками, осознать роль приставок в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок; объяснять значения, выражаемые приставками,

  • Тип урока: урок общеметодологической направленности.

  • Форма проведения урока: урок - практикум

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, создание проблемных ситуаций.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.

Средство обучения: презентация, иллюстрации, текст из художественного произведения, высказывания о морфемах ( корне слова, основе, приставке, суффиксе), дидактический материал, индивидуальные задания.


Этапы урока

Обучающие и

развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимо-

действия

Формируемые умения (Универсальные учебные действия)

Промежу-

точный

контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

Хорошо поверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку (дети хором) «пять».

-Сегоднямы с вамибудемисследователями.

- Кто такие исследователи?

- Какими близкими по значению словами их можно заменить? (Путешественник, первопроходец)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальный опрос

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу;

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции;

Коммуникативные: работают в парах, учатся понимать позицию партнера

Листы обратной связи

2.Актуализация и проблемное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическаябеседа, ответы на вопросы. Просмотрпрезентации

Мы с вами снова отправляемся по океану Знаний в страну «Морфемика» (слайд)

- Чем интересна эта страна?

( Она состоит из островов)

-Какие острова находятся в этой стране?

(Острова Корень, Суффикс, Приставка, Окончание).

Слайд «Фронтальныйопрос»

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивация к учебной деятельности;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют длярешение учебных задач,операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическаябеседа, ответы на вопросы. Обучающаяигра

-Расскажите об этом острове.

(Корень – это…)

(Создает проблемнуюситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности ( самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»:

(Сильные учащиеся получили домашнее.задание:

Работа с толковымсловарем)

  1. Верно ли, что слова «портной» и «портфель» произошли от одного исторического слова?

  2. Слова «ветеран и ветчина » произошли от одного исторического слова?

  3. Слово «мелодия» можно проверить словом «милый»?

  4. Слова «плотник » и «плот» родственные?

Обдумываютответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируютсобственныемысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков;

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;

Коммуникативные:

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

4 .Целе=

полагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическаябеседа.

Подбор своих

примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,


(Дополняет ответы.Формируетцельучебнойдеятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя)

- Сегодня мы с вами начнем исследовать еще один остров. А что это за остров, вы сейчас отгадаете.

- Служит для образования новых слов.

- Часть слова.

- Стоит перед корнем.

- Может состоять из 1,2,3,4 букв?

( Это приставки)

- Кто внимательно слушал, тот уже сможет сформулировать тему нашего урока.

- Запишитечисло, класснаяработа.

Тема урока: Приставкикаксловообразовательныеморфемы. Значениеприставок

Цельурока (определят учащиеся, учитель дополняет.

-Приставки-это…(учащиеся сами дают определение).

Работа с учебником: уч-ся читают правило и примеры.

- Что значит значимая часть слова? Ваше мнение?

-Упражнение 95. Устно.

Внимательно посмотри те на слова, записанные в Упр.96 (письменно). Что потеряли эти слова? Почему они нам непонятны? Помогите им.

- Внимательно посмотрите на памятку. Какая информация важна.

- Это интересно. Сколько в слове может быть приставок?

Значение приставок. Слайды:

1. Посмотрите на иллюстрацию. Какое значение имеет приставка ВЫ-

2. Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В.

3. Какое значение у этой приставки ПРИ-

4. Приведите примеры слов с приставками У- и ОТ_

Работа с текстом:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

  1. Найдите в стихотворении слова с приставкой.

  2. Выделите приставки, какой смысл они несут?

  3. Узнали автора? Какие выразительные средства используются в тексте?

- А сейчас поиграем в игру с приставками.

-Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю «В» , что вы сделаете?

( Включим телевизор)

А если скажу «пере-»?

( Переключим телевизор на другой канал)

А если «ВЫ»?

(Выключим телевизор)

Какойвыводможносделать?

( Каждая приставка имеет определенный смысл, образовывает новые слова)

Формирует цель учебной

деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивиду-альная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия операции, действуют по плану.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-воспитательных задач.

Вопросы для уточнения информации


Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.





5.Творческаяпрактическаядеятельность

Воспроизведениеранееизученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Сегодня вы не просто ученики, а исследователиинститутаГрамматики. В нашем институте две лаборатории

Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.

1.Название каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? ( Это Ъ и Ь)

Верно. Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным твердым знаком, а другая – с разделительным мягким знаком.

2. Какая цель их исследования?

Повторитьправиланаписанияразделительного Ъ и Ь знака, уметь различать знак и при написании слов с ними.

Упражнение 101 (письменно)

Что общего у этих букв, чем они интересны? В чем их различие? Какую «работу» выполняет Ъ в словах?

ВЫВОД:

Общее: не допускают слияние гласного и согласного.

Ь – пишется в корне слова;

Ъ – между приставкой и корнем.

Внимательно прочитайте, написанные на доске словосочетания. Какойвопросмыбудемрешать и наша задача?

(до)ехал (до) деревни

(про)читал (про) завод

(по)бежал (по) дороге

(под)полз (под )машину

На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова?

Как надо писать приставки с корнем?

Молодцы. Теперь назовите слова с предлогами.

Какнадописатьпредлогисословами?

Прочитайте правила правописания предлогов и приставок в учебнике.

ИГРА «Да-НЕТ»

Хлопните всего разок,

если назову предлог

Поехали, до школы, перешел , добежал, прибежал , к дороге,по траве

Отвечают на вопросы, под руководством учителя выполняют творческую работу, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая,фронтальная,индивиду-альная

Личностные: приобретают новые знания и повторяют ранее изученное.

Познавательные:

извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы, вопросы для уточнения информации

6.Первичное закрепление с комментированием.

Включение в систему знаний повторение

Обобщение и систематизациязнаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Где предлог, где приставка, где часть корня?

Стр.47.Перепишите, раскрывая скобки и устно объясните написание.

ВЫВОД:

ПРИСТАВКА

1.Часть слова.

2.Пишется слитно.

3.Служит для образования новых слов.

ПРЕДЛОГ

  1. Самостоятельное служебное слово.

  2. Пишется с существительным раздельно.

  3. Служит для связи слов в предложении


Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы




7.Рефлексияучебнойдеятельности на уроке (итог урока)

Заключительнаябеседаповопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели?

-Понравился ли вам урок?

-Что вас удивило?

- За что вы себя можете похвалить?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивание работы на уроке, выставление оценок

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к обучению.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений, сложных действий.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Домашнее задание. Оценивание работы учащихся на уроке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок

Автор: Смаль Ольга Петровна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Приставки раз-, рас-, с-. "
    ["seo_title"] => string(19) "pristavki-raz-ras-s"
    ["file_id"] => string(6) "191919"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427384013"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "План урока "Путешествие в страну ПРИСТАВКА" "
    ["seo_title"] => string(45) "plan-uroka-putieshiestviie-v-stranu-pristavka"
    ["file_id"] => string(6) "140336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417942565"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Словообразование имени существительного в среднем звене общеобразовательной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "slovoobrazovanie_imeni_sushchestvitelnogo_v_srednem_zvene_obshcheobrazovatelnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "553733"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592654023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства