РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
город КЫЗЫЛОРДА
Школа-лицей № 264 имени
Такея Есетова
.............................................
Учитель русского языка и литературы
Акмурзаева Мария МухамбетназаровнаТема урока:Приставка
Тип урока: урок-игра "Путешествие в страну Приставка".
Задачи:
- образовательная: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.
- развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство позитивной оценки и самооценки.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа над новыми понятиями,
- творческие задания,
- практические упражнения.
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения,
- элементы игровой технологии,
- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Оборудование.
Карта путешествия.
Карточки с таблицами.
Карточки со словами.
Таблицы с приставками.
Эпиграф:
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. (Чуковский К.И.)
Станции: Школа № 38
Археологические раскопки (рассказ о приставках)
Игровая пирамида
Орфографические горы
Эйфелева башня
Дом творчества
Ход урока.
Организационный момент.
Проверить учебные принадлежности: учебник, тетрадь, лингвистический словарь, дневник, тетрадь, ручка, карандаш.
Правила поведения, ответа. Красиво сели, улыбнулись.
Осанка.
Слово учителя.
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для
нас волнительный и ответственный урок. Для того, чтобы настроиться на урок, мы прослушаем стихотворение о словообразовании. Пожалуйста, Яна.
Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком, называю суффиксом.
Мы отправляемся в путешествие в страну «Приставка», которая находится на планете «Морфемы» а поможет нам в этом всем известный Паровозик из Ромашково. У этого паровозика только один недостаток - он любит отвлекаться, рассматривая разные цветы, любуясь природой, поэтому мы будем следить за тем, чтобы паровозик не опоздал. А не заблудиться в этом путешествии нам поможет карта, где указан маршрут нашего путешествия. Давайте посмотрим, что ждет нас впереди?
ст. «Археологические раскопки»,
ст. «Игровые пирамиды»,
ст. «Орфографические горы»,
ст. «Крепость»,
ст. «Дом творчества».
Итогом нашего путешествия будет билет на планету «Морфемика», мы сможем стать полноправными гражданами этой страны.
Цели:
Во-первых, вы должны вспомнить, что же такое приставка.
Во-вторых, вы должны научиться выделять приставки в словах, а главное уметь определять их значение.
В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
А самое главное, вы должны научиться при помощи приставок конструировать новые слова. Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет веселое, незабываемое путешествие.
Рассказ о значениях приставок
1 задание.
Перед вами таблица со значением приставок. Заполните графу примеры, выделяя в записанных словах приставки.(индивидуально)
Слово учителя.
Если словообразовательная сила языка греков и языка римлян заключена в возможностях префиксации, английского — в переводе слов из одной части речи в другую, немецкого — в основосложении, то мощь и гибкость русского языка обусловлены не в последнюю очередь неисчерпаемыми комбинационными возможностями создания слов с помощью суффиксов и приставок. Именно это дает языку нашему, по наблюдению Н. Г. Чернышевского, «решительное превосходство... над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства».
А в некоторых словах приставки со временем совсем приросли к корню и стали его частью. Вот, что удалось найти.
Теперь попробуйте и вы стать археологами
Игра «Найди четвертое лишнее». Признак, по которому слово будет лишним, не указан. Запишите в тетрадь только правильные ответы.
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописания приставок.
Доска:
безжалостный, бессердечный, бескультурный.
загадка, зажим, зарница, зазнайка.
пожалеть, поилка, поливка, поломка.
неаккуратно, нечасто, небрежно, неприветливо.
Первая станция позади. Теперь нас ждут испытания на станции
Игровая пирамида.
Игра называется Аукцион. Образуйте от слов играть, бегать, писать слова с приставками.(по колонкам)