kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приставка. Урок русского языка в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цели урока:

    1. Обучающие: знать, что приставка – значимая часть слова; роль приставки в слове; уметь выделять приставку в слове, образовывать новые слова с помощью приставки, отличать приставку от предлога.

    2. Развивающие: развивать умение анализировать, классифицировать; развивать воображение.

    3. Воспитательные: прививать любовь к русскому языку.

    Ход урока.

    1. Активизация мотивации.

    Поднимите руки, кто хочет сегодня получить «5»?

    2. Объявление темы, целей урока.

     Послушайте внимательно юмористическое стихотворение А.Косоговского.

    О чем в нем идет речь?

    У корня в недругах, представь-ка,

    Есть дама гордая – (приставка).

    А злит она его одним:

    Стоит лишь только перед ним.

    Итак, речь сегодня на уроке пойдет о приставке. Тема урока «Приставка».

    Вы вспомните, что называется приставкой, узнаете, какую функцию выполняет приставка в слове, продолжите учиться выделять приставку в слове.

    3. Объяснение нового материала.

     1. Сравните слова. Одинаков ли морфемный состав?

    Плыть – приплыть.

    Водный – подводный.

    - Одинаково ли лексическое значение однокоренных слов? Почему?

    -  Запишите, выделяя приставки.

    Таким образом, при помощи приставки образуются новые слова.

    2. Чтение определения приставки (учебник).

    4. Закрепление.

    1. Образуйте однокоренные слова, объясняя их значение, строение и написание.

    при –

    вы –

    ва -                    дума ть

    на –

    пере  -

    - Чем различаются полученные слова? (Лексическим значением.)

    Таким образом, образуются слова с новым лексическим значением.

    2. К.Чуковский писал: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла».

    - Как вы понимаете эти слова?

    3. Образование однокоренных слов – антонимов.

    Некоторые приставки образуют слова  - антонимы: например, открыть - закрыть.

    Образуйте глаголы – антонимы, используя данные приставки:

    при-                                                                   в -

                               ть                                                                           ть

    у-                                                                       вы –

    (приехать – уехать)                                              (вносить - выносить)

    4. Послушайте отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

    - Послушай, - говорит [Шишкин]. – А зачем ты в слове «светлячок» приставку одной чертой подчеркнул? Корень одной чертой надо подчеркивать.

    - Много ты понимаешь! – говорю я. – Это и есть корень!

    - Что ты! «Свет» -  это корень? Разве корень бывает впереди слова? Где тогда, по-твоему, приставка?

    - А приставки нет в этом слове.

    - Разве так бывает, чтобы приставки не было?

    - Конечно, бывает…

    Как вы думаете, о какой опасности при разборе слова по составу предупреждает писатель?

    Чтобы правильно выделить приставку, нужно подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.

    5. Выборочный диктант.

    Во всех ли словах есть приставки? Запишите  слова в два столбика: с приставкой и без приставки.

    Придорожный, пришить, природа, пример, обежать, охватить, одинокий, охранять, охотиться, слепить, столкнуть, слепой, след, спрятать, надломить, надбавка, надежда, покрасить, поливать, полевой.

    6. Выделить приставки в слове.

    Учтите. Что при образовании слова может быть использовано 2- 3 приставки, например: предрасположить.

    Выделите приставки в словах.

    Попридержать, неизвестный, обескровить, переподготовка, разукрасить.

    7. Морфемный разбор слов.

    Подснежник, предгорье, соавтор, безрезультатный, разъезд, небезуспешный, наговорить.

    8. Послушайте текст. Определите его тему, основную мысль.

    Учитель географии посоветовал нам  изучать природу родного края. В нашем районе нет неприступных гор, непроходимых болот. Но есть прелестные уголки, беспредельные дали, места, связанные со славным прошлым родной земли.

    5. Итоги урока.

    - Где стоит приставка в слове?

    - Какова роль приставки?

    - Только ли одна приставка бывает в слове?

    - Как не ошибиться  при выделении приставки?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приставка. Урок русского языка в 5 классе »

МОУ «Саранская общеобразовательная школа №8»














(урок русского языка в 5 классе)











Разработала и провела:

Горбунова Е.И. ,

учитель русского языка

и литературы











Саранск, 2015г.


Цели урока:

1. Обучающие: знать, что приставка – значимая часть слова; роль приставки в слове; уметь выделять приставку в слове, образовывать новые слова с помощью приставки, отличать приставку от предлога.

2. Развивающие: развивать умение анализировать, классифицировать; развивать воображение.

3. Воспитательные: прививать любовь к русскому языку.


Ход урока.


1. Активизация мотивации.

Поднимите руки, кто хочет сегодня получить «5»?


2. Объявление темы, целей урока.

Послушайте внимательно юмористическое стихотворение А.Косоговского.

О чем в нем идет речь?

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – (приставка).

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

Итак, речь сегодня на уроке пойдет о приставке. Тема урока «Приставка».

Вы вспомните, что называется приставкой, узнаете, какую функцию выполняет приставка в слове, продолжите учиться выделять приставку в слове.


3. Объяснение нового материала.

1. Сравните слова. Одинаков ли морфемный состав?

Плыть – приплыть.

Водный – подводный.

- Одинаково ли лексическое значение однокоренных слов? Почему?

- Запишите, выделяя приставки.

Таким образом, при помощи приставки образуются новые слова.

2. Чтение определения приставки (учебник).


4. Закрепление.

1. Образуйте однокоренные слова, объясняя их значение, строение и написание.

при –

вы –

ва - дума ть

на –

пере -


- Чем различаются полученные слова? (Лексическим значением.)

Таким образом, образуются слова с новым лексическим значением.


2. К.Чуковский писал: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла».

- Как вы понимаете эти слова?


3. Образование однокоренных слов – антонимов.

Некоторые приставки образуют слова - антонимы: например, открыть - закрыть.


Образуйте глаголы – антонимы, используя данные приставки:


при- в -

ть ть

у- вы –

(приехать – уехать) (вносить - выносить)


4. Послушайте отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

- Послушай, - говорит [Шишкин]. – А зачем ты в слове «светлячок» приставку одной чертой подчеркнул? Корень одной чертой надо подчеркивать.

- Много ты понимаешь! – говорю я. – Это и есть корень!

- Что ты! «Свет» - это корень? Разве корень бывает впереди слова? Где тогда, по-твоему, приставка?

- А приставки нет в этом слове.

- Разве так бывает, чтобы приставки не было?

- Конечно, бывает…


Как вы думаете, о какой опасности при разборе слова по составу предупреждает писатель?

Чтобы правильно выделить приставку, нужно подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.


5. Выборочный диктант.

Во всех ли словах есть приставки? Запишите слова в два столбика: с приставкой и без приставки.

Придорожный, пришить, природа, пример, обежать, охватить, одинокий, охранять, охотиться, слепить, столкнуть, слепой, след, спрятать, надломить, надбавка, надежда, покрасить, поливать, полевой.


6. Выделить приставки в слове.

Учтите. Что при образовании слова может быть использовано 2- 3 приставки, например: предрасположить.

Выделите приставки в словах.

Попридержать, неизвестный, обескровить, переподготовка, разукрасить.



7. Морфемный разбор слов.


Подснежник, предгорье, соавтор, безрезультатный, разъезд, небезуспешный, наговорить.


8. Послушайте текст. Определите его тему, основную мысль.

Учитель географии посоветовал нам изучать природу родного края. В нашем районе нет неприступных гор, непроходимых болот. Но есть прелестные уголки, беспредельные дали, места, связанные со славным прошлым родной земли.


5. Итоги урока.

- Где стоит приставка в слове?

- Какова роль приставки?

- Только ли одна приставка бывает в слове?

- Как не ошибиться при выделении приставки?


6. Домашнее задание: §76, упражнение 402.



4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Приставка. Урок русского языка в 5 классе

Автор: Горбунова Елена Ивановна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание предлогов и приставок конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniiepriedloghovipristavokkonspiekturokarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "331209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464579260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация для урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-pristavkakh-pri-i-prie"
    ["file_id"] => string(6) "121121"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413892133"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по русскому языку" Приставки в русском языке""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pristavki-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "247523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446568374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства