-
Цели урока:
1. Обучающие: знать, что приставка – значимая часть слова; роль приставки в слове; уметь выделять приставку в слове, образовывать новые слова с помощью приставки, отличать приставку от предлога.
2. Развивающие: развивать умение анализировать, классифицировать; развивать воображение.
3. Воспитательные: прививать любовь к русскому языку.
Ход урока.
1. Активизация мотивации.
Поднимите руки, кто хочет сегодня получить «5»?
2. Объявление темы, целей урока.
Послушайте внимательно юмористическое стихотворение А.Косоговского.
О чем в нем идет речь?
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – (приставка).
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
Итак, речь сегодня на уроке пойдет о приставке. Тема урока «Приставка».
Вы вспомните, что называется приставкой, узнаете, какую функцию выполняет приставка в слове, продолжите учиться выделять приставку в слове.
3. Объяснение нового материала.
1. Сравните слова. Одинаков ли морфемный состав?
Плыть – приплыть.
Водный – подводный.
- Одинаково ли лексическое значение однокоренных слов? Почему?
- Запишите, выделяя приставки.
Таким образом, при помощи приставки образуются новые слова.
2. Чтение определения приставки (учебник).
4. Закрепление.
1. Образуйте однокоренные слова, объясняя их значение, строение и написание.
при –
вы –
ва - дума ть
на –
пере -
- Чем различаются полученные слова? (Лексическим значением.)
Таким образом, образуются слова с новым лексическим значением.
2. К.Чуковский писал: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла».
- Как вы понимаете эти слова?
3. Образование однокоренных слов – антонимов.
Некоторые приставки образуют слова - антонимы: например, открыть - закрыть.
Образуйте глаголы – антонимы, используя данные приставки:
при- в -
ть ть
у- вы –
(приехать – уехать) (вносить - выносить)
4. Послушайте отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
- Послушай, - говорит [Шишкин]. – А зачем ты в слове «светлячок» приставку одной чертой подчеркнул? Корень одной чертой надо подчеркивать.
- Много ты понимаешь! – говорю я. – Это и есть корень!
- Что ты! «Свет» - это корень? Разве корень бывает впереди слова? Где тогда, по-твоему, приставка?
- А приставки нет в этом слове.
- Разве так бывает, чтобы приставки не было?
- Конечно, бывает…
Как вы думаете, о какой опасности при разборе слова по составу предупреждает писатель?
Чтобы правильно выделить приставку, нужно подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.
5. Выборочный диктант.
Во всех ли словах есть приставки? Запишите слова в два столбика: с приставкой и без приставки.
Придорожный, пришить, природа, пример, обежать, охватить, одинокий, охранять, охотиться, слепить, столкнуть, слепой, след, спрятать, надломить, надбавка, надежда, покрасить, поливать, полевой.
6. Выделить приставки в слове.
Учтите. Что при образовании слова может быть использовано 2- 3 приставки, например: предрасположить.
Выделите приставки в словах.
Попридержать, неизвестный, обескровить, переподготовка, разукрасить.
7. Морфемный разбор слов.
Подснежник, предгорье, соавтор, безрезультатный, разъезд, небезуспешный, наговорить.
8. Послушайте текст. Определите его тему, основную мысль.
Учитель географии посоветовал нам изучать природу родного края. В нашем районе нет неприступных гор, непроходимых болот. Но есть прелестные уголки, беспредельные дали, места, связанные со славным прошлым родной земли.
5. Итоги урока.
- Где стоит приставка в слове?
- Какова роль приставки?
- Только ли одна приставка бывает в слове?
- Как не ошибиться при выделении приставки?