kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку" Приставки в русском языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                   Тема: Правописание приставок

Цели:  создать условия  для  развития навыка отличия  приставки от корня и предлога; навыка правописания приставок; развивать умение ставить перед собой учебную задачу; осуществлять текущий  и итоговый контроль, самооценку; воспитывать культуру труда, коммуникативную культуру

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Цель: создать положительный эмоциональный настрой)

- Я надеюсь, что на уроке нас ждет много нового и необычного. Начнем нашу работу.

  1. МОТИВАЦИЯ (Цель: создать условия для установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА

а)  индивидуальный показ (ер, ен, ье, уд, ру, тр)

б) работа с пословицей (записана на доске: Терпенье и труд все перетрут. )

- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

- Какие еще пословицы и поговорки о трудолюбии вы знаете?

ВЫВОД: Мало знать, важно быть трудолюбивым и упорным человеком, чтобы добиться чего-либо  в жизни.

- Какие орфограммы встретились в пословице?

- Спишите пословицу, обращая внимание на соединения из первой строки и орфограммы. Орфограммы подчеркните.

ВЫВОД: Пусть терпение и трудолюбие будут нашими постоянными спутниками.

ОФОРМЛЕНИЕ  РАБОТЫ

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

а) самостоятельная работа по карточке (по выбору учащихся), самопроверка по орфографическому словарю, индивидуальная проверка учителем на оценку.

Вариант 1.   В первый столбик выпиши слова с удвоенными согласными, во второй – все

                     остальные: каллиграфия, одиннадцать, диалог, интонация, двенадцать, металл.

Вариант 2.  В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «е»,  во второй – все

                     остальные: двенадцать, восемь, теперь, викторина, цитата, диалог.

Вариант 3.  В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «а»,  во второй – все

                     остальные: хозяйство, орех, каллиграфия, овощи, диалог, каталог.

(Все словарные слова даны с пропусками орфограмм)

- Проверьте свою работу. Воспользуйтесь словарем и зеленой пастой

ВЫВОД: Кто допустил 3 и более ошибок? А не допустил?

б) самостоятельная работа со словами, разбор по составу, взаимопроверка по доске

- Я тоже подготовила для вас несколько слов, в которых были допущены ошибки

Падосиновик, пачернеет

- Прокомментируйте. Запишите в тетрадь, разберите по составу.

- Поменяйтесь тетрадями; проверьте друг друга; обсудите результаты. Воспользуйтесь зеленой ручкой.

ВЫВОД: Какая орфограмма добавилась? (приставки) Назовите их.

 - Всегда ли легко распознать приставку в слове и правильно ее обозначить на письме?

 

 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (Цель: выявить область «знания» и «незнания», причин затруднения)

              4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  (Цель: создать условия для формулирования учебной и практической задачи урока)

 Научиться отличать приставку от корня и предлога; правильно их писать; не забывать про другие орфограммы и культуру труда.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА (Цель: спланировать учебную деятельность, создать условия для выполнения учебных действий)

ОТЛИЧИЕ  ПРИСТАВКИ  ОТ  КОРНЯ

а) групповая работа: разбор слов по составу (карточки со словами пробег, простыня, водопровод в группах)

                                                                     про-бег-,  простын-я,  вод-о-про-вод-

- Иногда приставки могут играть с нами в прятки. Слово «водопровод» - сложное слово. И приставка, которая была в начале второй основы, оказалась в середине слова. Таких слов в нашем языке немало. Надо только всматриваться в слова. Запишите слово «водопровод» в тетрадь и разберите.

б) коллективная работа у доски и в тетрадях (слова записаны на доске: самосвал, книголюб, громоотвод)        сам-о-с-вал-,  книг-о-люб-,  гром-о-от-вод-

(громоотвод – металлический стержень, похожий на антенну; служит для предохранения сооружений от попадания молний, т.е. для отвода молний)

ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от корня. (подобрать родственные слова)

ФИЗМИНУТКА ( для глаз )

-Подберите родственные слова к предмету на картинке (гриб – грибной, грибница, грибник, грибок…)

-Посмотрите на шляпку гриба и проследите глазами.

ОТЛИЧИЕ  ПРИСТАВКИ  ОТ  ПРЕДЛОГА

 (устная работа по учебнику с доказательством, упр. 56)

ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от предлога.  (Между предлогом и словом можно вставить другое слово; у глагола нет предлогов)

РАБОТА  С  ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

(письмо под диктовку с комментированием у доски)

Деревья узнаются по плодам, а люди познаются по делам. (Разбор по членам предложения и частям речи, характеристика предложения)

-О чем эта пословица?

ВЫВОД: О человеке нужно судить по его поступкам и делам.

  1. РЕФЛЕКСИЯ (Цель: выявить достижения поставленной цели)

- Давайте оценим и нашу работу на уроке. Удалось ли справиться с поставленными задачами?

- Что нового узнали о приставках? Приведите примеры.

  1.  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

-Возьмите карточки. Кто считает, что он недостаточно хорошо отличает приставку от корня, выполнит упр.1. Кто путает еще приставку и предлог – упр. 2. А кто считает, что он хорошо усвоил данную тему, тот выполнит упр.3. 

-Наш урок окончен. Всем спасибо за работу.

 

УПРАЖНЕНИЕ  1.  Спишите. Выделите приставки и корни.

                              Записать, заботливый, подвижный, полотенце, пробег, провод, просьба,

                             изрубить, изюминка, подарок, портной, зайчонок, загрустить, нарцисс,

                             нашивка, наушники.

                             С одним из слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам и

                             частям речи.

УПРАЖНЕНИЕ  2. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.      Первое   предложение разберите по членам и частям речи.

                             (На)летели  (на)мальчика  гуси,  (у)несли  (у)сестрицы  братца.  (За)плакала

                            Алёнушка  (от)горя.  (По)бежала  (по)чистому  полю,  (до)бежала  (до)речки

                           студёной,  (про)дорогу  (у)речки  (с)просила.

УПРАЖНЕНИЕ  3.  Прочитайте. Запишите предложения в порядке возрастания в них количества

                             слов с приставкой. Приставки выделите. Первое предложение разберите по

                             членам и частям речи.

                              Солнце пробило дыру в туче, разбросало с высоты лучи, и природа заулыбалась.

                            Прямо из потёмок мы постепенно выплывали в заколдованное царство.

                            Вода под колёсами запенилась и побежала быстрым ручейком.

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

  1.  Учебник. Полякова А.В. Русский язык. В 2-х ч. М.Просвещение, 2009 г.
  2. Орфографический словарь младшего школьника. М.Просвещение, 2006г.
  3.     Разбор слова по составу. Словарик школьника. Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2002г.
  4. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. М.Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку" Приставки в русском языке"»

Тема: Правописание приставок

Цели: создать условия для развития навыка отличия приставки от корня и предлога; навыка правописания приставок; развивать умение ставить перед собой учебную задачу; осуществлять текущий и итоговый контроль, самооценку; воспитывать культуру труда, коммуникативную культуру

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Цель: создать положительный эмоциональный настрой)

- Я надеюсь, что на уроке нас ждет много нового и необычного. Начнем нашу работу.

  1. МОТИВАЦИЯ (Цель: создать условия для установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА

а) индивидуальный показ (ер, ен, ье, уд, ру, тр)

б) работа с пословицей (записана на доске: Терпенье и труд все перетрут. )

- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

- Какие еще пословицы и поговорки о трудолюбии вы знаете?

ВЫВОД: Мало знать, важно быть трудолюбивым и упорным человеком, чтобы добиться чего-либо в жизни.

- Какие орфограммы встретились в пословице?

- Спишите пословицу, обращая внимание на соединения из первой строки и орфограммы. Орфограммы подчеркните.

ВЫВОД: Пусть терпение и трудолюбие будут нашими постоянными спутниками.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

а) самостоятельная работа по карточке (по выбору учащихся), самопроверка по орфографическому словарю, индивидуальная проверка учителем на оценку.

Вариант 1. В первый столбик выпиши слова с удвоенными согласными, во второй – все

остальные: каллиграфия, одиннадцать, диалог, интонация, двенадцать, металл.

Вариант 2. В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «е», во второй – все

остальные: двенадцать, восемь, теперь, викторина, цитата, диалог.

Вариант 3. В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «а», во второй – все

остальные: хозяйство, орех, каллиграфия, овощи, диалог, каталог.

(Все словарные слова даны с пропусками орфограмм)

- Проверьте свою работу. Воспользуйтесь словарем и зеленой пастой

ВЫВОД: Кто допустил 3 и более ошибок? А не допустил?

б) самостоятельная работа со словами, разбор по составу, взаимопроверка по доске

- Я тоже подготовила для вас несколько слов, в которых были допущены ошибки

Падосиновик, пачернеет

- Прокомментируйте. Запишите в тетрадь, разберите по составу.

- Поменяйтесь тетрадями; проверьте друг друга; обсудите результаты. Воспользуйтесь зеленой ручкой.

ВЫВОД: Какая орфограмма добавилась? (приставки) Назовите их.

- Всегда ли легко распознать приставку в слове и правильно ее обозначить на письме?



  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (Цель: выявить область «знания» и «незнания», причин затруднения)

4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Цель: создать условия для формулирования учебной и практической задачи урока)

Научиться отличать приставку от корня и предлога; правильно их писать; не забывать про другие орфограммы и культуру труда.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА (Цель: спланировать учебную деятельность, создать условия для выполнения учебных действий)

ОТЛИЧИЕ ПРИСТАВКИ ОТ КОРНЯ

а) групповая работа: разбор слов по составу (карточки со словами пробег, простыня, водопровод в группах)

про-бег-, простын-я, вод-о-про-вод-

- Иногда приставки могут играть с нами в прятки. Слово «водопровод» - сложное слово. И приставка, которая была в начале второй основы, оказалась в середине слова. Таких слов в нашем языке немало. Надо только всматриваться в слова. Запишите слово «водопровод» в тетрадь и разберите.

б) коллективная работа у доски и в тетрадях (слова записаны на доске: самосвал, книголюб, громоотвод) сам-о-с-вал-, книг-о-люб-, гром-о-от-вод-

(громоотвод – металлический стержень, похожий на антенну; служит для предохранения сооружений от попадания молний, т.е. для отвода молний)

ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от корня. (подобрать родственные слова)

ФИЗМИНУТКА ( для глаз )

-Подберите родственные слова к предмету на картинке (гриб – грибной, грибница, грибник, грибок…)

-Посмотрите на шляпку гриба и проследите глазами.

ОТЛИЧИЕ ПРИСТАВКИ ОТ ПРЕДЛОГА

(устная работа по учебнику с доказательством, упр. 56)

ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от предлога. (Между предлогом и словом можно вставить другое слово; у глагола нет предлогов)

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

(письмо под диктовку с комментированием у доски)

Деревья узнаются по плодам, а люди познаются по делам. (Разбор по членам предложения и частям речи, характеристика предложения)

-О чем эта пословица?

ВЫВОД: О человеке нужно судить по его поступкам и делам.

  1. РЕФЛЕКСИЯ (Цель: выявить достижения поставленной цели)

- Давайте оценим и нашу работу на уроке. Удалось ли справиться с поставленными задачами?

- Что нового узнали о приставках? Приведите примеры.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-Возьмите карточки. Кто считает, что он недостаточно хорошо отличает приставку от корня, выполнит упр.1. Кто путает еще приставку и предлог – упр. 2. А кто считает, что он хорошо усвоил данную тему, тот выполнит упр.3.

-Наш урок окончен. Всем спасибо за работу.


УПРАЖНЕНИЕ 1. Спишите. Выделите приставки и корни.

Записать, заботливый, подвижный, полотенце, пробег, провод, просьба,

изрубить, изюминка, подарок, портной, зайчонок, загрустить, нарцисс,

нашивка, наушники.

С одним из слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам и

частям речи.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки. Первое предложение разберите по членам и частям речи.

(На)летели (на)мальчика гуси, (у)несли (у)сестрицы братца. (За)плакала

Алёнушка (от)горя. (По)бежала (по)чистому полю, (до)бежала (до)речки

студёной, (про)дорогу (у)речки (с)просила.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Прочитайте. Запишите предложения в порядке возрастания в них количества

слов с приставкой. Приставки выделите. Первое предложение разберите по

членам и частям речи.

Солнце пробило дыру в туче, разбросало с высоты лучи, и природа заулыбалась.

Прямо из потёмок мы постепенно выплывали в заколдованное царство.

Вода под колёсами запенилась и побежала быстрым ручейком.





























Информационные ресурсы:

  1. Учебник. Полякова А.В. Русский язык. В 2-х ч. М.Просвещение, 2009 г.

  2. Орфографический словарь младшего школьника. М.Просвещение, 2006г.

  3. Разбор слова по составу. Словарик школьника. Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2002г.

  4. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. М.Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку" Приставки в русском языке"

Автор: Камалетдинова Алла Ивановна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока русского языка по теме: "Приставки" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiepristavki5klass"
    ["file_id"] => string(6) "314127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459614387"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка  «Правописание приставок» "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "144107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418655511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства