Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Гласные в приставках при- и пре- ».
Подготовила Блохина Наталия Викторовна
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Липовка
Духовницкого района Саратовской области»
для обучащихся 5 класса
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Гласные в приставках при- и пре- ».
Цели урока:
Обучающие: формирование у учащихся знаний и умений по правильному потреблению в словах приставок ПРИ - и ПРЕ - .
Развивающие: развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично-поисковых умений, развития уверенности в своих силах.
Воспитательные: развитие познавательного интереса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент.
Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»
- Формулирование темы и цели урока (слайд 1,2)
- Эпиграф к уроку
«В разнообразии
приставок –
разнообразие
смысла.»
( К. Чуковский ) (слайд 3).
- Как вы понимаете высказывание К. Чуковского? (Ответы учащихся)
- Проверка домашнего задания
- Что такое приставка?
- Почему приставка значимая часть слова?
- Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока?
- Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили? (слайд 4) (Ответы учащихся)
- Изучение нового материала
- Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про ПРИ и ПРЕ.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать и приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Её сестра продолжала: « Почему ты слово «передать» переделала и получилось « предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше. (Слайд 5)
- Понравилась вам сказка?
- Давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е?
- Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ-?
Работа с таблицей.
приставки
Их значение
примеры
ПРИ -
(«очень»)
( «пере-»)
Прехорошенький
Прескучный
Преградить
Прервать
ПРИ-
( «неполнота действия»)
(«присоединение»)
(«приближение»)
расположение вблизи чего-нибудь
Приоткрыть
Придержать
Приумолкнуть
Приросли
Пришили
Прибили
Приехать
Пригород
Привокзальный
(Слайд 6 )
- Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ- ?
- Давайте выполним задание
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ-или ПРИ-? Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
- Запишите слова, обозначающие приближения: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля, самолета.
- Запишите слова, обозначающие присоединения: присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
- Запишите слова, обозначающие значение «территориальной близости»: край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
- Запишите слова, обозначающие значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся, ненадолго лёг, ненадолго остановился.
(слайд 7).
- О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
В прекрасном замке на горе жила - была приставка ПРЕ- .
Особо преотважная, важная - преважная,
Гордая - прегордая, добрая - предобрая.
Её считали очень мудрой и называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери, когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два - три дня, ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу». (Слайд 8)
Физминутка
- Закрепление изученного
Задание: При- или Пре-?
- Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
- Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
- Кто- то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
- Пирожок лишь разломила да кусочек пр….кусила.
- Вмиг тогда мой петушок пр…подымет гребешок.
- «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что так тих, как день ненастный?»
- Из каких произведений эти строки? Кто автор этих строк? (слайд 9).
- Итог урока
С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? - Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Задаёт домашнее задание
Рекомендации к использованию: материал урока может быть использован для обучающихся 5 – 6 классов при изучении темы урока правописание гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ-, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.