kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Гласные  в приставках при- и пре- ».

 

 

Подготовила Блохина Наталия Викторовна

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа с. Липовка

Духовницкого района Саратовской области»

для обучащихся 5 класса

 

 

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Гласные  в приставках при- и пре- ».

Цели урока:

Обучающие:  формирование у учащихся знаний и умений по правильному потреблению в словах приставок ПРИ -  и ПРЕ - .

Развивающие: развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично-поисковых умений, развития уверенности в своих силах.

Воспитательные: развитие познавательного интереса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

  1. Формулирование темы и цели урока  (слайд  1,2)
  2. Эпиграф к уроку

 «В разнообразии

   приставок –

        разнообразие

                  смысла.»

             ( К. Чуковский )    (слайд 3).

- Как вы понимаете высказывание К. Чуковского? (Ответы учащихся)

  1. Проверка домашнего задания

- Что такое приставка?

- Почему приставка значимая часть слова?

- Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока?

- Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?   (слайд 4) (Ответы учащихся)

  1. Изучение нового материала

- Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку  про  ПРИ и ПРЕ.

 В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать и приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Её сестра продолжала: « Почему ты слово «передать» переделала и получилось « предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.

Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.   (Слайд 5)

- Понравилась вам сказка?

- Давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е?

- Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ-  и ПРИ-?

   Работа с таблицей.

 

приставки

Их значение

примеры

 

        ПРИ -

 

 

(«очень»)

 

( «пере-»)

Прехорошенький

Прескучный

Преградить

Прервать

  

 

 

 

        ПРИ-

 

( «неполнота действия»)

 

 

 

(«присоединение»)

(«приближение»)

 

 

 

расположение вблизи чего-нибудь

Приоткрыть

Придержать

Приумолкнуть

 

 Приросли

 Пришили

 Прибили

 Приехать

 

 Пригород

 Привокзальный

 (Слайд 6 )

- Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ- ?

- Давайте выполним задание

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ-или ПРИ-?                                                                                                       Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

  • Запишите слова, обозначающие приближения: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля,  самолета.
  • Запишите слова, обозначающие присоединения:      присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
  • Запишите слова, обозначающие значение «территориальной близости»: край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
  • Запишите слова, обозначающие значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся, ненадолго лёг, ненадолго остановился.

 (слайд 7).

- О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?

В прекрасном замке на горе жила - была приставка ПРЕ- .

Особо преотважная, важная - преважная,

Гордая - прегордая, добрая - предобрая.

Её считали очень мудрой и называли все Премудрой.

Был у неё прелестный пудель.

Прекрасный пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери, когда вошла приставка ПЕРЕ-.

Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-,

Меня не будет два - три дня, ты поработай за меня.

Позаменяй  меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу».    (Слайд 8) 

Физминутка

  1. Закрепление изученного

Задание: При-  или Пре-?

  • Час обеда  пр…ближался, топот по двору раздался.
  • Там о заре  пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
  • Кто- то терем  пр…бирал да хозяев поджидал.
  • Пирожок лишь разломила да кусочек пр….кусила.
  • Вмиг тогда мой петушок  пр…подымет гребешок.
  • «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!

 Что так тих, как день ненастный?»

- Из каких произведений эти строки? Кто автор этих строк?    (слайд 9).

  1. Итог  урока

С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?                                                                                               - Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Задаёт домашнее задание   

 

Рекомендации к использованию: материал урока может быть использован для обучающихся 5 – 6 классов при изучении темы урока правописание гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ-, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-" »

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в приставках при- и пре-» Подготовила учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория МОУ «СОШ с. Липовка» Блохина Наталия Викторовна

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в приставках при- и пре-»

Подготовила учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория

МОУ «СОШ с. Липовка»

Блохина Наталия Викторовна

ЦЕЛИ УРОКА: * Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-. *Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, развитие уверенности в своих силах. * Развитие познавательного интереса учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

* Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.

*Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, развитие уверенности в своих силах.

* Развитие познавательного интереса учащихся.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: «В разнообразии  приставок –  разнообразие  смысла.»  ( К. Чуковский )

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

«В разнообразии

приставок –

разнообразие

смысла.»

( К. Чуковский )

Проверка домашнего задания.  Что такое приставка?  Почему приставка значимая часть слова?  Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока? Какие орфограммы в приставках мы с вами  изучили?

Проверка домашнего задания.

  • Что такое приставка?
  • Почему приставка значимая часть слова?
  • Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока?
  • Какие орфограммы в приставках мы с вами

изучили?

Лингвистическая сказка про ПРИ- и ПРЕ-. В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать и приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Её сестра продолжала: « Почему ты слово «передать» переделала и получилось « предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется. Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше. Понравилась вам сказка? - Давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и , а когда пишется буква е ?

Лингвистическая сказка про ПРИ- и ПРЕ-.

В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать и приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Её сестра продолжала: « Почему ты слово «передать» переделала и получилось « предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.

Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.

  • Понравилась вам сказка?

- Давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и , а когда пишется буква е ?

Работа с опорой на таблицу приставки Их значение   примеры  ПРИ - («очень»)      ( «неполнота действия»)  Прехорошенький   Приоткрыть Прескучный       Придержать   ( «пере-») («присоединение»)  ПРИ- Преградить Приумолкнуть   («приближение») Прервать    Приросли  Пришили расположение вблизи чего-нибудь  Прибили  Приехать  Пригород  Привокзальный

Работа с опорой на таблицу

приставки

Их значение

 

примеры

ПРИ -

(«очень»)

 

 

( «неполнота действия»)

Прехорошенький

 

Приоткрыть

Прескучный

 

 

 

Придержать

 

( «пере-»)

(«присоединение»)

ПРИ-

Преградить

Приумолкнуть

 

(«приближение»)

Прервать

 

Приросли

Пришили

расположение вблизи чего-нибудь

Прибили

Приехать

Пригород

Привокзальный

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет.  На содержание слова смотри –  Сразу получишь ответ.

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ.

  • Запишите слова, обозначающие приближения: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля, самолета.
  • Запишите слова, обозначающие присоединения: присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
  • Запишите слова, обозначающие значение «территориальной близости»: край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
  • Запишите слова, обозначающие значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся, ненадолго лёг, ненадолго остановился.
В прекрасном замке на горе жила - была приставка ПРЕ-. Особо преотважная, важная - преважная, Гордая - прегордая, добрая - предобрая. Её считали очень мудрой и называли все Премудрой. Был у неё прелестный пудель. Прекрасный пёс по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, когда вошла приставка ПЕРЕ-. Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-, Меня не будет два - три дня, ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу». Задание: выпишите слова с приставкой ПРЕ-, объясните правописание.  - О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?

В прекрасном замке на горе жила - была приставка ПРЕ-.

Особо преотважная, важная - преважная,

Гордая - прегордая, добрая - предобрая.

Её считали очень мудрой и называли все Премудрой.

Был у неё прелестный пудель.

Прекрасный пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери, когда вошла приставка ПЕРЕ-.

Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-,

Меня не будет два - три дня, ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу».

Задание: выпишите слова с приставкой ПРЕ-, объясните правописание.

- О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?

Тренировочные задания Задание: При- или Пре-? Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался. Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой… Кто- то терем пр…бирал да хозяев поджидал. Пирожок лишь разломила да кусочек пр….кусила. Вмиг тогда мой петушок пр…подымет гребешок. «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!  Что так тих, как день ненастный?» - Из каких произведений эти строки? Кто автор этих строк?

Тренировочные задания

Задание: При- или Пре-?

  • Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
  • Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
  • Кто- то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
  • Пирожок лишь разломила да кусочек пр….кусила.
  • Вмиг тогда мой петушок пр…подымет гребешок.
  • «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!

Что так тих, как день ненастный?»

- Из каких произведений эти строки? Кто автор этих строк?

ВЫВОД - С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? - Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-?  Учитель оценивает работу учащихся на уроке.  Задаёт домашнее задание.

ВЫВОД

- С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? - Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Задаёт домашнее задание.

Всем спасибо!

Всем

спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация для урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-"

Автор: Блохина Наталия Викторовна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "урок по русскому языку в 6-м классе "Правописание приставок при-, пре-" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-po-russkomu-iazyku-v-6-m-klassie-pravopisaniie-pristavok-pri-prie"
    ["file_id"] => string(6) "235691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443796668"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "111805"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407938441"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта к уроку русского языка по ФГОС  в 5 классах на тему: "Буквы е, и в приставках пре-­, при­- ". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassakh-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-pristavkakh-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "246939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446478261"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства