Тема урока: Приставка и её варианты. Суффикс и его варианты. Окончание.
Цели урока:
— Закрепление умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, образовывать формы слова при помощи окончания.
Задачи:
Образовательная- формировать умение разбирать слова по составу.
Развивающая - развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;– продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Воспитательная –воспитывать и формировать в процессе урока интерес к
изучению русского языка; чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
Наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, плакат с изображением Чудо-дерева, яблоки красного, желтого, зеленого цветов для проведения рефлексии, листочки с написанными на них приставками.
Ход урока:
I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок. Всё у вас уже в порядке: Книги, ручки и тетрадки?
1 слайд. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в сказочный лес. Итак, тетради превращаются в дневники путешественника. Там мы будем отмечать по ходу путешествия все самое важное. Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.
Целеполагание – Ребята, какую цель каждый из вас поставил на этот урок?
(Узнать больше о составе слова. Знать все о словообразовании.)
И я поставила цели на этот урок:
учить вас составлять алгоритм;
— учить работать в группах; а именно отстаивать свои взгляды и убеждения, а если нужно, принимать чужую точку зрения;
уметь работать с информацией.
Кто из вас хотел бы вместе со мной поставить эти цели?
II.Актуализация знаний
Итак, мы с вами отправляемся в сказочный лес.
- Мы несколько уроков изучали тему «Состав слова». Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание и основа)
- Что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется окончанием)
- Что такое основа слова? (часть слова без окончания называется основой)
Составим алгоритм ответа о корне, приставке, суффиксе. 3 ученика составляют на магнитной доске алгоритм ответа.
III. Повторение, закрепление и систематизация знаний по теме.
Корень
- в нем заключено лексическое значение слов
- это общая часть однокоренных слов
Приставка,
- служит для образования новых слов
это часть слова.
стоит перед корнем.
Суффикс.
это часть слова.
- стоит после корня
-Какие значимые части слова служат для образования новых слов? (¬ ^ )
— Зачем мы изучаем состав слова? (Чтобы хорошо видеть и определять орфограммы в слове.)
-Какая значимая часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов? (^ )
-Какая значимая часть слова, стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (¬ )
III. Работа со словами с непроверяемыми написаниями (используется проектор, показ картинок, по ним учащиеся называют словарные слова и комментируют их написание).
Лисица, медведь, морковь, ягода, береза, малина, заяц, осина, подберезовик.
Давайте проверим – правильно ли вы выполнили это задание?
IV. Повторение, закрепление и систематизация знаний по теме.
- Есть ли среди записанных вами слов родственные слова? Запишите эти слова парой, через тире.(один ученик у доски)
Береза — подберезовик
-Почему этот гриб называется подберезовик? (растет под березой)
-Что общего у этих двух слов? (корень)
-Выделите корень.
-От какого слова образовано слово подберезовик? (береза)
- С помощью каких частей слова образовалось это новое слово?
- Какие слова называются однокоренными? Чтобы ответить на этот вопрос давайте решим одну задачу.
1. Однокоренные слова
Мудрая Сова предлагает вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ.
Родня ли Гусеница Гусю?
– Вы кто такие?– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.– А ты кто?– А я ваша тетка – Гусеница.
Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.
– Кто же прав? Почему?
(Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).
– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята).
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать?
(Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина).
Вывод: какие слова записали? Почему?
– Ребята, а какие родственные слова будут у слова гусеница? (гусеничка, гусеничный).
Записать самостоятельно слова гусеница, гусеничка, гусеничный.
Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.
– Запишите вставляя данные слова.
По узкой тропинке |_ _ _ _ _ _ шажком | гуськом
_ _ _ _ _ _ _ войско | Гусиное Шагает _ _ _ _ _ _.Гусиным
Физкультминутка
Наши гуси отправились на озеро, а мы продолжаем путешествие по лесу. Что это? На полянке расположился цирк «Шапито»! Зайдем? 19-28 слайд
2. Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок.
— На пути нам встречается забавный сказочный медвежонок Винни – Пух.Он поможет нам проверить – хорошо ли вы научились выделять приставку в словах и образовывать с ее помощью новые слова.
1.) Учитель: Послушайте историю, которая приключилась с Винни – Пухом. Она поможет вам ответить на мой вопрос.
По ходу чтения сказки вы будете записывать глагол шёл с разными приставками.(вышел, отошёл, пошёл, обошёл, перешёл, дошёл, пришёл, ушёл, зашёл.)30 слайд
Учитель: Однажды теплым летним утром Винни решил пойти в гости к Пятачку. Он умылся, прибрался в домике и …. (вышел) из дома. Но только Пух …. (отошёл) от дома, как на дереве нашёл странный шнурочек. Это был хвост Иа! Винни – Пух решил зайти к ослику и вернуть ему его пропажу. Он …. (пошёл) прямо по дороге. …. (обошёл) небольшую лужицу. По мостику …. (перешёл) речку. И наконец … (дошёл) до ослика Иа и вручил ему хвостик. Ослик очень обрадовался и поблагодарил Винни за заботу. Ослик Иа подарил ему горшочек для мёда. И Пух сразу решил пойти к дереву с дикими пчелами, чтобы наполнить горшочек мёдом и угостить им Пятачка. Вот Винни – Пух …. (пришёл) к дереву, в дупле которого жили дикие пчёлы, и решил набрать мёду. Но пчёлы были такие злые, что Винни еле … (ушёл) от погони. И только к вечеру Винни … (дошёл) до домика своего друга Пятачка. Пятачок был очень рад, что Пух … (зашёл) к нему в гости.
Учитель: Вот такая история приключилась с Винни – Пухом. Какие слова вы помогли мне добавить в историю про нашего медвежонка?
Ученики: Вышел, отошёл, нашёл, пошёл, обошёл, перешёл, пришёл, ушёл, дошёл, зашёл.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Поставьте друг другу оценки за эту работу.
2.) Соревнования между группами.31 слайд
— Учитель: В нашем сказочном лесу растет Чудо-дерево! Вместо листочков на нем растут слова. Посмотрите – оно сейчас не очень красивое.Нам надо помочь этому дереву вырасти пушистым и красивым. Для этого нужно образовать от глагола «плыть» как можно больше новых слов. Попробуем ?!
ПЛЫТЬ
- У меня на столе лежат листочки, на которых написаны разные приставки. Вы будете по очереди выходить к доске, называть новое слово и прикреплять к нашему дереву тот листочек, на котором написана нужная приставка. Победит та группа, которая образует больше слов и не допустит при этом ошибок.(выплыл, доплыл, приплыл, уплыл, переплыл, проплыл, поплыл, заплыл, подплыл, отплыл)
Учитель: Какая часть слова изменялась при образовании новых слов?
Учитель: какую же роль выполняют приставки в русском языке? (служат для образования новых слов)
3. Образование новых слов с помощью суффикса.
- Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу. Навстречу нам идет Машенька и горько плачет.32 слайд Медведь сказал ей, что отпустит ее домой, к бабушке с дедушкой, только тогда, когда она научится называть его ласково. А она не знает – как! Ребята, поможем Маше?
- О какой части слова она не знает? (суффикс)
- Что такое суффикс? Какую роль выполняют суффиксы в русском языке?
1.) Упражнение с образовании новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Давайте покажем Машеньке, как с помощью суффикса образовать новое слово, которое будет называть предмет ласково.
( на экране появляется солнце со словами и суффиксами)33 слайд
-Давайте образуем при помощи суффиксов новые слова.
- Запишите эти слова, выделите в них суффиксы.
- Ребята, какое значение придают данные суффиксы словам?
- Как называются такие суффиксы? (уменьшительно – ласкательными)
- Для чего нужны такие суффиксы в речи?
- Представьте – как бы называлась сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» без уменьшительно – ласкательных суффиксов? В кого бы превратился Иванушка?
- Какие же ласковые имена для Медведя могла придумать Машенька? Надеюсь, мы помогли ей, и девочка теперь сможет вернуться домой к бабушке с дедушкой. А мы с вами еще потренируемся в нахождении суффикса в словах и в образовании с помощью него новых слов.
2.) Самостоятельная работа
А)Работа по карточкам
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга задание.
V. Проверочная работа. — Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться домой. И тут на нашем пути встает Баба – Яга 34 слайд, которая не хочет выпускать нас из леса! Мы должны показать ей, что хорошо усвоили изученную тему. Для этого нам нужно выполнить тестовую проверочную работу. У вас на парте лежат листочки с номерами вопросов. Вы должны внимательно прочитать вопрос, выбрать тот ответ, который вам кажется верным, и напротив номера вопроса поставить соответствующую букву.
1. Приставка:
А) Изменяемая часть слова
Б) Неизменяемая часть слова
2. Приставка:
А) Стоит перед корнем
Б) После корня
В) Перед суффиксом
3. В каком слове есть приставка:
А) несу
Б)дорисовать
В) пить
36 слайд
4. Корень это:
А) общая часть родственных слов; Б) общая часть слов.
5. В какой строчке корень выделен правильно?
А) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить; Б) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.
6.Выпишите лишнее слово:
А)Летать
Б) лето
В)летчик.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, вот и заканчивается наш необычный урок. С героями каких сказок вы сегодня встретились на уроке?
- Скажите, чему мы сегодня учились?
— Какие правила повторили?
- Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы получаете следующие оценки — …….
— У меня на столе лежат яблочки зеленого, желтого и красного цвета. Сейчас вы пойдете на перемену, возьмите каждый яблочко и повесьте на наше Чудо-дерево. Если вы все поняли на уроке и готовы двигаться дальше – зеленое, если у вас остались какие-то вопросы – желтое, а если вам кажется, что вы совсем ничего не поняли, то красное.
- Все свободны! Спасибо за урок!
Вариант № 1.
Впиши суффиксы.
Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
____________________________________________________________________
Вариант № 2.
Отданных слов образуй новые существительные при помощи суффикса -ок-.
Пирог — …
Угол — …
Флаг — …
Луг — …
_______________________________________________________________
Вариант № 3
Измени сочетания слов по образцу.
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду — …
Воротник из меха — …
Варенье из вишни — …
___________________________________________________________________