Класс: 6 «А» Дата:22.10.2014.г
Тема урока: «Суффикс и его варианты»
Цель урока:
-знать значения и роль суффиксов;
-уметь находить суффикс в слове,образовывать новые слова при помощи суффиксов; -развивать логическое мышление,речь, память.
Задачи урока:
-закрепить полученные знания о суффиксе;
-способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать повышению культуры речи учащихся, воспитанию любви к слову,привитию интереса учащихся к предмету.
Тип урока-Первичное усвоение нового материала
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный,частично-поисковый,исследовательский;
по степени активности учащихся: продуктивные,творческие;
по источнику знаний: словесные,практические,наглядные
контроля и самоконтроля: устный ,письменный
Оборудование урока: ИКТ, раздаточный материал,презентация урока,видео клип на тему: «Золотая осень», яблоки,сигнальные карточки.
План урока:
1.Оргмомент
2.Постановка темы и цели урока
3 .Проверка домашнего задания
4.Объяснение новой темы
5.Исследовательская работа по группам
6.Закрепление
А) работа у доски
Б)Индивидуальная работа
В.Групповая работа
6.Самостоятельная работа
7.Творческая работа
8.Коллективная работа
9.Синквейн
10.Итог урока
11.Комментирование оценок
12.Домашнее задание
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас на уроке гости.Давайте поприветствуем гостей.
Давайте,ребята встали в круг и пожелаем друг другу хорошие пожелания.
При помощи мозаики класс делится на 2 группы.
- группа – береза , 2- группа- клен
2.Опрос домашнего задания
-Какую тему мы с вами изучали на предыдущем уроке?
-Что мы называем морфемой?
-Что входят в состав слова?
-Что мы называем приставкой?
-Как отличить приставку от предлога?
-Для чего служат приставки?
Проверяю домашнее задание при помощи сигнальных карточек.
Ученики должны поднимать зеленый цвет,если назову верный ответ,а если неверный ответ,то желтый цвет.
-Молодцы!
3.Постановка цели и темы урока:
Слово учителя:
-Образуйте из данных слов новые слова.
-При помощи чего образовались новые слова?
-при помощи суффикса
Сегодня у нас новая тема .Она называется: Суффикс и его варианты.
Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка, что означает «прикрепленный» .В русском языке есть около пятисот суффиксов. Суффикс стоит после корня и графически обозначается в виде треугольника.
Рассмотрите таблицу.Двум группам даю постер.Ученики отвечают на заданные вопросы,защищают постер.
А) работа у доски
Задание: От данных слов образуйте новые слова и выделите суффиксы
С каждой группы выходит по одному ученику и выполняет задание.
Б) индивидуальная работа
Задание: Назовите эти слова ласково
Проверим себя: белочка,котенок,бабушка,стульчик,крылышки,листик
Ученики по одному назовут предметы ласково.
В) Групповая работа
Ученики работают в группе.
Задание:Составить слова по схемам и составить с ними предложения.
-щик, -онок-, -ик-, -еньк-ий
6.Самостоятельная работа
На деревьях нет листьев,потому что осень наступила.Какое дерево наряднее, с листьями или без?
-Конечно с листьями.Тогда нужно одеть деревья.
-Узнали вы их?
-Как называются деревья?
-Это клен.
-Это береза.
Задание: «Одеть» деревья листьями.
Ребятам раздаю листики,на котором написаны суффиксы.Ученики должны при помощи этих суффиксов образовать новые слова и приклеить листья на деревьях.
7.Творческая работа
Ученики смотрят видео клип и слушают песню об осени,напишут эссе на тему «Золотая осень»
8.Коллективная работа.Игра «Конструктор»
Задание: Собрать слова и объяснить значение слова
Для 1-ой группе
Корень из слова снежинка
Приставка из слова подъезжал,
Суффикс из слова лесник,
Окончание из слова стол
Для 2-ой группе
Корень тот же,что и в слове сказка,
Суффикс тот же,что и в слове извозчик,
Приставка та же,что и в слове расход.
Окончание тоже,что и в слове лед.
Ученики соберут слова и объясняет значение этих слов.
Подснежник-цветок,который цветет ранней весной
Рассказчик-это человек,который рассказывает рассказ.
1-строка-тема или предмет (одно существительное);
2-строка –описание предмета (два прилагательных);
3-строка-описание действия (три глагола);
4-строка-фраза,выражающая отношение к предмету;
5- строка-синоним,обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
10.Итог урока.
На доске вывешан рисунок дерева с яблоками.На обратной стороне яблоки написаны вопросы.Ученики должны ответить на эти вопросы.
-Для чего служит суффикс?
-Что такое суффикс?
-Из чего строятся слова?
-На какие группы по значению делятся суффиксы?
-Какую роль играет суффикс в слове?
-Какие суффиксы употребляются в значении названия лиц?
-Какие суффиксы употребляются в значении уменьшительно-ласкательных?
-Какое задание больше всего понравилось?
-Удалась ли работа в группах? Если нет,то почему?
-С каким настроением вы уходите с урока?
11.Комментирование оценок.
Урок оценивался фишками.На доске был написан критерий оценок.
10-12 баллов- «5»
8-9 баллов- «4»
6-7 баллов «3»
12.Домашнее задание.
Найти ответ на вопрос: «Почему желтеют и падают листья осенью?»
Написать эссе на тему: «Золотая осень»
Запишите свои отзывы на стикерах.
Я сегодня узнал(а) ,-----------------------------------------------
Что хочу узнать?---------------------------------------------------
Я знаю-------------------------------------------
-Спасибо за урок.